google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y

Человек, индивид, личность — понятие и признаки

Содержание
  1. Понятие личности в обществознании
  2. Что влияет на формирование личности
  3. Общее и индивидуальное в психике человека
  4. Темперамент
  5. Типы темперамента по Гиппократу
  6. Темперамент в современной психологии
  7. Свойства темперамента
  8. Характер
  9. Классификации
  10. Акцентуации
  11. Структура
  12. Как проявляются индивидуально психологические особенности личности
  13. Понятие способностей
  14. Общие и специальные способности
  15. Чувства и эмоции
  16. Виды чувств — моральные, интеллектуальные, эстетические
  17. Что учитывается при определении качеств?
  18. Интересы индивида
  19. Способности и таланты
  20. Характер и темперамент
  21. Основные теории исследований личности
  22. Психологическая теория Зигмунда Фрейда
  23. Аналитическая теория Карла Густава Юнга
  24. Теория личности Уильяма Джемса
  25. Индивидуальная психология Альфреда Адлера
  26. Психосинтез Роберто Ассаджоли
  27. Развитие личности — выход из зоны комфорта

Понятие личности в обществознании

В социальных науках при изучении сущности человека шестиклассники изучают такие важные понятия, как: «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».

Понятие «человек» отражает общие характеристики (биологические особенности, сознание, трудоспособность и т.д.), Присущие всему человечеству.

Понятие «индивид» определяет человека как единственного представителя человеческого рода, обобщенный образ конкретного человека, включая его анатомические, генетические, физиологические характеристики.

Индивидуальность характеризует уникальность, неповторимость, неповторимость личности, то есть отличительные качества конкретного человека (ум, характер, темперамент, социальные различия и т.д.). У каждого человека есть особая биологическая и социально-психологическая личность.

Личность (от латинского — персона, персона) — это индивид как субъект сознательных отношений и деятельности, обладающий рядом социально значимых черт, характеризующих его как члена того или иного общества (точки зрения, моральные убеждения, способности и т.д.).

По мнению психологов, личность — это вершина всех человеческих качеств, потому что только личность обладает сознанием.

Ключевые черты личности:

  • личность с определенной системой ценностей, с набором значимых социальных черт;
  • это носитель индивидуальных особенностей, проявляющихся в процессе общественных отношений, общения, работы;
  • участвует в жизни общества как субъект социальной и культурной жизни (активная жизненная позиция, влияние на других людей);
  • он понимает (осознает) свою социальную роль (значение), индивидуальные свойства и качества, которые он реализует в общественной жизни.

По своей природе человек — существо биосоциальное. С одной стороны, он является частью природы и имеет характеристики животного, а с другой стороны, он неразрывно связан с обществом, он должен выполнять социальные функции. Биологическая природа человека проявляется в его физиологии, анатомии, генофонде, то есть передается по наследству.

Под социальным в человеке принято понимать такие свойства, как разум, совесть, способность действовать практически, гражданская позиция, свобода и ответственность и т.д. Следовательно, социальная сущность проявляется только в жизненном процессе людей в обществе.

Поэтому человека, воспитанного, например, волками, нельзя считать полноценным членом общества. Новорожденный — тоже не человек, так как общество еще не повлияло на его развитие. На данном этапе он все еще просто личность.

Таким образом, человек не рождается личностью, а становится в процессе активной деятельности. Формирование личности происходит в процессе усвоения определенных знаний, норм, ценностей, приобретения опыта и навыков, необходимых в процессе жизни и взаимодействия с другими членами общества. Этот процесс, который начинается в детстве и продолжается на протяжении всей жизни человека, называется социализацией личности.

Психически больной человек — это ненормальный (патологический.

Пример антиобщественной личности — преступник.

Что влияет на формирование личности

На формирование личности влияют следующие факторы:

  • историческая эпоха;
  • среда обитания: природно-географические условия жизни;
  • наследственность — способность организмов передавать генетическую информацию от родителей детям: анатомо-физиологические особенности, особенности;
  • социальные условия жизни (реальность, макро и микросреда): трудовая деятельность; коммуникация; образование — целенаправленное воздействие на человека, на его духовное и физическое развитие с целью формирования у него необходимых умственных и личностных качеств; самообразование, самокритика — личное стремление к самосовершенствованию.

Общее и индивидуальное в психике человека

Есть такая поговорка: «Чужая душа — тьма». Это верно только для тех, кто совсем не разбирается в психологии. И эта наука довольно точна и утверждает, что существуют незыблемые общие принципы, которым подчиняются психические процессы любого человека. Не только схожесть физиологического строения, но и общность характеристик ментальной сферы позволяет отнести всех людей к разновидности Homo sapiens. Стадии нашего развития, которые мы проходим, также похожи, и все мы переживаем одинаковые возрастные кризисы и трудности роста.

В психологии есть понятие нормы, хотя и довольно шаткое. Слишком большое отклонение от психической нормы считается патологией, признается психическим заболеванием и требует вмешательства психотерапевта или психиатра.

Однако, тем не менее, люди разные, и это видно, можно сказать, невооруженным глазом даже для человека, не имеющего опыта в психологии. Мы по-разному ведем себя в похожих ситуациях, по-разному проявляем эмоции. Есть различия в протекании когнитивных процессов, уровне интеллекта, волевой сфере и моторике.

Эти особенности проявляются в рамках общих закономерностей, но играют важную роль в создании уникального образа личности. И в то же время они помогают понять его мотивы, желания, спрогнозировать поведение. То есть индивид проявляет себя в целом, и не только через особенности поведения, внешней активности, но и на внутреннем уровне сознания.

Несмотря на разнообразие проявлений нашей психики, когда мы говорим об индивидуальных психологических особенностях, мы имеем в виду, прежде всего, три области: темперамент, характер и способности. И если, например, в познавательных процессах индивид является лишь надстройкой, дополнением к общим законам, то темперамент, характер и способности можно считать проявлением уникальной уникальности каждого человека.

Темперамент

Естественной предпосылкой индивидуальных различий являются особенности нервной системы и, прежде всего, темперамент. Этот же термин в переводе с латыни означает «смесь элементов». Действительно, темперамент — это комплекс человеческих качеств. Их различные комбинации порождают разнообразную умственную деятельность людей, которая проявляется в четырех основных типах темперамента.

Типы темперамента по Гиппократу

Впервые разные типы темперамента описал древнегреческий врач и мыслитель Гиппократ. Он считал, что различие в поведении людей связано с преобладающей жидкостью в их теле.

  • Сангуа — кровь придает человеку силу, активность, настойчивость в достижении целей, общительность и качества воина и лидера.
  • Мокрота (слизь) проявляется спокойно, медленно и невозмутимо.
  • Холи (желчь) делает человека подвижным, даже суетливым, подверженным частым перепадам настроения и общительным до одержимости.
  • Мелан Холи (черная желчь) порождает печаль, настроение распада и нерешительности; люди, в которых доминирует эта жидкость, — сварливые неудачники.

Типы темперамента, описанные древнегреческим ученым (сангвиник, флегматик, меланхолик и холерик), по-прежнему остаются наиболее популярными, хотя, конечно, в их характеристики были внесены изменения. И сейчас особенности темперамента никто не связывает с преобладающей в организме жидкостью.

Темперамент в современной психологии

Действительно, темперамент — это динамическая особенность психики, и различие его типов связано с подвижностью и силой двух основных нервных процессов — возбуждения и торможения. Эта связь была обнаружена и описана русским физиологом И. П. Павловым. Он предложил свою классификацию темпераментов, по существу совпадающую с гиппократовской.

Для сангвиника характерны высокая скорость и сила нервных процессов, а также баланс возбуждения и заторможенности. Это делает оптимистичных людей активными, но без суетливости. У них высокая работоспособность и стабильное настроение с довольно яркими и сильными эмоциями. Они общительны, но требовательны в выборе друзей и прагматичны. Бизнес в первую очередь для них.

Для флегматика, обладающего силой как возбуждения, так и торможения, характерна низкая скорость нервных процессов с преобладанием торможения, то есть инертности. Это, в прямом смысле слова, разновидность тормоза. Флегматики не любят менять занятия, они бесчувственны и малообщительны. Они медлительные, но упорные работники.

Людям холерикам характерны высокая скорость и сила нервных процессов, но их чрезмерная подвижность, нестабильность. Это очень активные люди с переменчивым настроением, у них много друзей, но сами они непостоянны и долго не могут заниматься одним делом.

Меланхолики отличаются слабостью как процессов возбуждения, так и торможения, поэтому изменения их настроения не выражены и кажется, что они постоянно находятся в состоянии уныния.

Свойства темперамента

В чистом виде эти типы не встречаются, потому что темперамент представляет собой сложное сочетание свойств и качеств и влияет на все области психики. Для удобства изучения индивидуально-психологических особенностей выделены некоторые важнейшие характеристики, составляющие темперамент.

  • Чувствительность: чувствительность нервной системы к раздражителям.
  • Активность: степень работоспособности и умение поддерживать состояние возбуждения.
  • Скорость реакций или скорость мыслительных процессов проявляется в скорости смены настроения, речи, мысли и т.д.
  • Экстраверсия и интроверсия: уровень общительности, коммуникативной открытости или замкнутости.
  • Пластичность: легкость смены вида деятельности и быстрая адаптация к меняющимся условиям.
  • Жесткость: сопротивление переменам, верность привычкам, упрямство.

Темперамент во многом определяется врожденными факторами и в течение жизни практически не меняется. Правда, с возрастом некоторые из наиболее ярких черт молодости можно сгладить, замаскировать и приспособить к окружающей среде.

Характер

Характер — это комплекс приобретенных личностных качеств. Не верьте никому, кто говорит: «Это мой персонаж» или «Я не согласен с персонажами». В отличие от темперамента характер можно изменить.

Для начала давайте определимся с концепцией. Характер — это комплекс устойчивых качеств личности, которые определяют поведение и реакции человека, его отношение к другим людям и к себе. Теперь давайте посмотрим на разные классификации персонажей.

Классификации

Фрейд

З. Фрейд в рамках своей теории психосексуального развития личности выделил следующие типы персонажей:

  1. Устный. Это раздражительный человек, склонный к перееданию, злоупотреблению алкоголем, курению и другим зависимостям. Среди людей этого типа есть представители двух подвидов: пассивно-оральный и орально-агрессивный. Первые отличаются смекалкой, внушаемостью, утверждением. Последние отличаются цинизмом, часто проявляют агрессию, жажду власти и склонны манипулировать людьми.
  2. Анальный. Это излишне педантичные, скрытные люди, склонные к накопительству. Как и в случае орального темперамента, здесь есть два подтипа: анальная задержка и анальная тяга. Людей первого типа отличает жадность, упрямство. Людям второго типа свойственна эмоциональная нестабильность и агрессивное стремление к лидерству.
  3. Фаллический. Люди этого типа стараются максимально во всем продемонстрировать свою мужественность / женственность. И не в лучших формах: наглость, злоба, разврат. Это люди крайностей. Либо они ненавидят, либо обожают друг друга; или оставаться верными, или регулярно вступать в случайные отношения; или чрезмерная осторожность, или ведение дикого и опасного образа жизни и т д
  4. Генитальный. По Фрейду, это оптимальный и здоровый тип характера. Для него характерен высокий уровень стрессоустойчивости, развитая адаптивность, коммуникабельность, открытость, активность. Эти люди добиваются успеха во всех сферах жизни и умеют побеждать.

Другой психоаналитик, Александр Лоуэн, назвал эти типы персонажей:

  1. Устный. Это люди, которые зависят от мнения окружающих, боятся быть отвергнутыми, брошенными. Каждую минуту просят внимания к себе, ждут слов любви. Однако они не умеют отдавать тепло.
  2. Мазохизм. Это скрытные, подозрительные и мстительные люди, склонные к самонаказанию и самобичеванию. Они привыкли играть роль жертвы, страдать. Те, кто рядом с ними, становятся невольными участниками какой-то драмы.
  3. Истеричный. Они очень артистичные люди. Они не живут, они играют на сцене. Каждое их слово, реакция, жест четко выверены и доказаны. Однако излишняя эмоциональность затрудняет построение и реализацию долгосрочных планов. Таким людям нужны эмоции, поэтому они постоянно попадают в неприятности, становятся участниками или зачинщиками скандалов, драк.
  4. Нарциссический. Это люди, движимые исключительно личными интересами. Для них люди — инструменты, средство достижения личных целей. Нарцисс не умеет сопереживать, сочувствовать. Он утверждает себя за счет других. Он не терпит одиночества, так как ему нужно видеть, слышать и восхищаться собой.
  5. Шизоид. Люди, которые живут в своем мире. Внешне кажется, что они холодные, онемевшие, равнодушные. Но это не так. Во внутреннем мире шизоида кипят страсти, он умеет любить, позволять чему-то увлечься. Но не терпит «воды» и чего-то поверхностного. Тщательно выбирает друзей, хобби, работу.

Думаю, вы заметили, что персонажи получили свои имена из-за набора отличных и основных качеств. Поэтому шрифты иногда называют акцентными. Но давайте разберемся с этим отдельно.

Примечание! Нет хороших или плохих персонажей. У каждого человека есть свои достоинства и недостатки.

Акцентуации

Акценты — это острые черты характера. То есть это некая дисгармония, при которой одни черты выражены слабо, а другие чрезмерно развиты.

В психологии принято ориентироваться на типологию акцентуаций, предложенную А.Е. Личко:

  1. Гипертимический тип. Это предприимчивые, активные и общительные люди. Они будут драться везде, однако есть проблемы с долгосрочным планированием. Подверженные риску люди редко задумываются о последствиях своих действий.
  2. Циклоидный тип. Жизнь этих людей состоит из циклов: сначала хорошее настроение, потом плохое, активность сменяется пассивностью, период повышения работоспособности сменяется периодом потери энергии и т.д., может возникнуть ощущение, что вы имеете дело с разными людьми. Одна фаза цикла длится 2-4 недели.
  3. Тип лабильный. Непредсказуемый и эмоционально неустойчивый типаж. Отношение к себе, другим людям и миру напрямую связано с настроением. Отмечается повышенная чувствительность к внешним раздражителям.
  4. Астеноневротический тип. Тревожный, капризный, вялый тип, склонный к ипохондрии — чрезмерная забота о собственном здоровье. Эти люди быстро устают от работы, общения и других занятий.
  5. Чувствительный тип. Это чуткие и впечатлительные люди. Предпочитают уединение, спокойные и тихие игры, увлечения «на одного». В присутствии близких людей ведут себя раскованно, но в кругу незнакомых людей отличаются замкнутостью, нерешительностью.
  6. Психастенический тип. Это люди тревожные, подозрительные, нерешительные, склонные к философствованию. Быстро устают, страдают перепадами настроения. Часто замыкаются в себе.
  7. Шизоидный тип. Эти люди строят невидимую стену между собой и миром. У них нет явной потребности в социальных контактах, они хорошо себя чувствуют в одиночестве. Это упорные и целеустремленные люди, не любящие наливать воду. Для них важна суть вещей, а не форма. Они предпочитают действия словам.
  8. Эпилептоидный тип. Это пассивный, негибкий тип, склонный к эмоциональным всплескам. Причем в этом случае эффект сохраняется достаточно долго — до нескольких дней. Все это время человек находится в подавленном настроении и ищет, с кем излить свой гнев. Эпилептоиды опасны для окружающих и способны к насилию во время эпидемии.
  9. Истерический тип. Эти люди отличаются эгоизмом. Безразличны к проблемам и интересам окружающих, жаждут постоянного внимания к своей персоне. Они склонны к манипуляциям и шантажу, в том числе к попыткам самоубийства.
  10. Неустойчивый тип. Люди этого типа не любят работать, они стараются уйти от реальности и ответственности в мир развлечений и игр. Я не могу быть одна. В компаниях они принимают на себя положение рабов.
  11. Соответствующий тип. Люди этого типа боятся новизны, не воспринимают ее ни в какой форме. Они привязываются к вещам, к людям, к работе, к порядку и так далее, долго осваивают новую среду и с трудом приспосабливаются к любым изменениям в жизни. В группе они скорее будут последователями, чем лидерами.

Возможно, вас сбили с толку какие-то названия, они очень похожи на названия психических расстройств. Не пугайтесь. Акцентуация — это не патология. Однако это тоже нельзя отнести к норме. Это пограничное состояние между нормой (гармоничный характер, в котором все черты уравновешены, компенсируют друг друга) и патологией (психопатия). Акцентуации нужно проверить и по возможности скорректировать, так как под воздействием неблагоприятных факторов они могут перейти в патологию.

Структура

определение

Структура характера — это группа основных черт. В психологии нет общепринятой классификации, но условно можно выделить следующую структуру характера:

  • эмоциональные черты — жизнерадостность или сварливость, чувствительность или онемение;
  • волевые качества — решительность и нерешительность, независимость и зависимость, инициативность и пассивность; / li>
  • моральные качества: доброта и жестокость, реактивность и равнодушие, искренность и обман;
  • интеллектуальные качества — любопытство или равнодушие, остроумие или глупость, находчивость или растерянность.

В повседневной жизни существует множество неофициальных имен персонажей: слабый характер (тряпка), стальной характер (человек с розгой), без характера (человек «ни рыба, ни мясо»). Все это связано со структурой персонажа. То есть другие отмечают, какая группа черт более или менее выражена, и на основании этого дают имя всему персонажу. Например, стержень означает развитые волевые качества.

Как проявляются индивидуально психологические особенности личности

Как проявляются индивидуально-психологические особенности личности

Психология изучает общие и индивидуальные закономерности становления и развития психики. Кстати, их изучает не только психология, но также философия и социология. Первый (общие законы), например, включает теорию возрастных кризисов, концепцию механизмов психологической защиты. Второй — это идея формирования индивидуально-психологических характеристик. Что их беспокоит? К индивидуально-психологическим характеристикам личности относятся темперамент, характер и его индивидуальные черты, способности, эмоциональная и волевая сфера.

Как и в чем проявляются индивидуально-психологические особенности? Да во всем. Например, то, как мы реагируем на определенные события или рассказываем историю, напрямую связано с темпераментом. Холерики поддаются эмоциям, много жестикулируют. Флегматики сдержанные, обращают внимание на мелочи, объективно оценивают ситуацию. Однако мы уже пошли немного дальше. Давайте подробнее рассмотрим каждую из основных индивидуальных характеристик, в том числе темперамент.

Интересный! Изучением индивидуальных психологических характеристик занимается специальный раздел психологии: дифференциальная психология или психология индивидуальных различий. Объяснять, почему люди по-разному ведут себя в одних и тех же ситуациях, почему дети растут в одних и тех же условиях с совершенно другим будущим и т.д.

Понятие способностей

Психологические особенности человека во многом зависят от генетически детерминированной внешности. Именно он влияет на врожденные черты личности, задатки, которые у него есть.

Навыки отличают одного человека от другого. Они относятся к успешному выполнению одного или нескольких видов деятельности, но не ограничиваются знаниями и навыками, которыми обладает человек. Мастерство — это всегда результат развития.

В основе формирования навыков лежат врожденные задатки. Человек рождается с определенным набором генетических, анатомических и физиологических свойств, на основе которых при определенных условиях в процессе общения и деятельности формируются навыки.

Есть несколько классификаций навыков. Наиболее важные из них:

  • естественные (естественные) — биологически детерминированные навыки, сформированные на основе задатков и подлежащие необходимому обучению, жизненному опыту. Такие способности присущи не только человеку, но и животным;
  • специфические — формируются в процессе эволюции, обеспечивают выживаемость и приспособляемость в окружающей среде.

Специфические навыки человека включают лингвистические, логические, творческие, практические, теоретические и образовательные навыки. Навыки развиваются поэтапно. Они переходят от простого (репродуктивного) уровня, на котором ребенок осваивает готовые знания, к творческому, связанному с усвоением имеющихся знаний и созданием оригинальных и новых продуктов.

Общие и специальные способности

Часто понятие «навык» относится к характеристике, которая позволяет человеку успешно заниматься определенным видом деятельности. Например, музыка, математика, рисование или другое. Такие навыки в психологии называют особыми.

Те навыки, которые человек может проявить и достичь во всех сферах, называются общими. К ним относятся хорошо развитые грубая и мелкая моторика, речь, память и многое другое.

индивидуально-психологические особенности развития

Чувства и эмоции

Проявления индивидуально-психологических качеств человека связаны с переживанием человеком своих чувств и эмоций. Эти два явления связаны, но имеют некоторые различия.

Эмоции — это особая форма взаимодействия человека с окружающим миром. Его цель — понять мир и свое место в нем через познание самого себя. В зависимости от контекста ситуации человек испытывает эмоции, диапазон которых может варьироваться от положительного полюса до отрицательного.

Эмоции возникают непосредственно в момент взаимодействия с каким-либо предметом, человеком и связаны с первым впечатлением.

Чувства — более сложные конструкции; они отражают уже консолидированное представление о ситуации, человеке, предмете, потребности. Чувства отличаются от эмоций длительностью и устойчивостью.

Виды чувств — моральные, интеллектуальные, эстетические

Чувства различают по содержанию:

  • моральные (моральные) — отражают отношение человека к собственному поведению и поведению других;
  • интеллектуальные (когнитивные) — образуются в результате мысленной обработки ситуаций. Познавательные чувства отражают личное отношение к своим мыслям, познанию, успехам и неудачам. Любопытство, сомнение, удивление, недоумение: все эти чувства исходят от когорты когнитивных способностей;
  • эстетические — человек переживает их на фоне восприятия природных явлений, предметов искусства и окружающего мира. К эстетическим ощущениям относится переживание гармонии (дисгармонии), красоты.

Главное свойство чувств — определение вектора активности человека по отношению к объекту, вызывающему эти чувства. В них проявляется стойкое обобщенное отношение к предмету, людям, явлениям. Такое отношение заставляет их действовать по отношению к ним определенным образом. Например, любить — значит быть готовым к защите, внимательным и нежным отношением к объекту любви.

Проявление чувств достигается включением воли. Волевые поступки и чувства создают определенный уровень проявления наиболее характерных черт личности.

Что учитывается при определении качеств?

Для определения психологических характеристик необходимо учитывать способности, таланты, интересы, черты характера и тип темперамента. Только суммируя эти данные, можно определить черту личности.

Интересы индивида

Интерес — это внимание человека к объекту. В зависимости от интересов определяется положение индивидов, отдельных социальных групп в обществе.

Интерес классифицируется по нескольким факторам:

  • по своей ориентации они делятся на духовные, политические, социальные, экономические;
  • в зависимости от оператора связи они делятся на группы, отдельных лиц и паблики.

Многие путают интерес со склонностью. Склонность — это ориентация на действие, а интерес — к предмету.

Способности и таланты

Навыки — черты личности, позволяющие разбираться в любом виде деятельности. Способности формируются из задатков, развиваются в процессе обучения. Задатки определяются генами, умениями — развитием.

Типы навыков:

  1. Интеллектуальный — умение получать, хранить информацию, применять полученные знания на практике.
  2. Логика и математик: способность людей изучать точные науки. Актуально для экономистов, математиков, физиков, программистов, профессиональных игроков, бухгалтеров.
  3. Конструктивно-технические — присущи субъектам, способным разрабатывать новые технологии, совершенствовать старые механизмы, чтобы упростить жизнь новым поколениям.
  4. Креативный — зависит от развития воображения. Люди с творческими способностями умеют визуализировать эмоции, мысли, переживания.
  5. Межличностные и коммуникативные: они позволяют быстро устанавливать контакты с людьми. Они выражают себя с большим сочувствием. Присуща психологам, бизнесменам, журналистам, политикам.
  6. Физические: люди с такими способностями знают, как использовать способности своего тела. Они становятся выдающимися спортсменами, солдатами, танцорами.
  7. Музыкальный: позволяет слышать ритм, самостоятельно проигрывать мелодии, сочинять собственные произведения.
  8. Литературное — творчество, позволяющее людям с объятиями сочинять оригинальные сообщения, произведения.

Талант — это умение, с которым личность проявляет себя наиболее ярко. Для реализации талантов необходимо сочетание удачного стечения обстоятельств, личного развития, постоянной практики.

Типы талантов:

  • слуховой — присущ лингвистам, музыкантам;
  • телесная кинетика — характерна для танцоров, спортсменов;
  • межличностный — проявляется в политиках, актерах;
  • математик, логик — типично для программистов, аналитиков, ученых, математиков;
  • пространственные — присущие художникам, дизайнерам;
  • лингвистический — характеристика журналистов, ораторов, писателей;
  • эмоциональный — характерный для философов;
  • взаимодействие с природой, животными — характеристика заводчиков, дрессировщиков, заводчиков, ветеринаров.

Характер и темперамент

Характер — это совокупность качеств, которые проявляются у субъекта по отношению к предметам, явлениям внешнего мира. Он меняется, он формируется в процессе жизни.

В период развития психологической науки многие ученые пытались классифицировать черты характера. Самым известным делением на виды является классификация Карла Юнга:

  1. Тип интроверта. Эти люди сосредоточены на собственном опыте, на своих интересах. Мнение других не принимается во внимание. Замкнутый, малообщительный, умеющий проводить самоанализ. Он мало адаптируется к меняющимся ситуациям окружающего мира.
  2. Экстравертный тип. Лица, которые уделяют больше внимания окружающим. Общительный, импульсивный, инициативный, не может долго удерживаться от общения с окружающими. Они быстро привыкают к меняющимся жизненным обстоятельствам.

Темперамент — это совокупность психических свойств, влияющих на деятельность, поведение человека. Это зависит от работы нервной системы. Гиппократ выделил 4 типа темперамента:

  1. Сангвиники — это веселые и уравновешенные люди, которые с оптимизмом смотрят на любую жизненную ситуацию. Общительные, умеют поднять настроение окружающим. Легко адаптируются к изменениям, легко переносят трудности.
  2. Флегматики — люди трезвые, спокойные и рассудительные. Не любят перемен, испытывают трудности с изменением ситуации, негативно относятся к нарушениям зоны комфорта. В сложных ситуациях проявляют излишнюю пассивность, вялость. Они сдерживаются во время стресса и общения с другими людьми, не любят светскую беседу.
  3. Холерики смелы, агрессивны, несдержанны, азартны. Любят активную и интересную работу, проявляют трудоголики, если им интересно. Они не умеют ждать, они нетерпеливы. Прирожденные лидеры, склонные к агрессивным действиям для достижения собственных интересов.
  4. Меланхолики — это чуткие люди, которые болезненно переносят любую неудачу. Они не знают, как адаптироваться к изменениям. Они постоянно проявляют пессимизм, ревность, подозрительность. Любят творчество, превыше всего ставят свои интересы. Они не любят общаться, больше времени проводят в одиночестве.

Характер связан с темпераментом, но это разные понятия.
Характер меняется, он формируется на протяжении всей жизни, темперамент дан людям от природы и подвержен лишь небольшим изменениям

Основные теории исследований личности

Основные направления исследований личности можно выделить примерно с середины двадцатого века. Ниже мы рассмотрим некоторые из них, а для наиболее популярных (Фрейд, Юнг) мы приведем примеры.

Психологическая теория Зигмунда Фрейда

Психологическая теория Зигмунда Фрейда
Это психодинамический подход к изучению личности. Развитие личности Фрейд рассматривал в психосексуальном смысле и предлагал трехкомпонентную структуру личности:

  • Ид — «оно» в нем содержит все, что унаследовано и установлено в конституции человека. У каждого человека есть основные инстинкты: жизнь, смерть и секс, самый важный из которых — третий.
  • Эго — «Я» — это часть психического аппарата, контактирующая с окружающей действительностью. Основная задача на этом уровне — самосохранение и защита.
  • Супер-эго — «надо мной» — это так называемый судья деятельности и мыслей эго. Здесь выполняются три функции: сознание, самонаблюдение и формирование идеалов.

Теория Фрейда, пожалуй, самая популярная из всех теорий психологии. Он широко известен, поскольку раскрывает глубинные характеристики и стимулы человеческого поведения, особенно сильное влияние сексуального влечения на человека. Основное положение психоанализа состоит в том, что человеческое поведение, опыт и познание в значительной степени определяются внутренними и иррациональными побуждениями, и эти побуждения преимущественно бессознательны.

Один из методов психологической теории Фрейда при детальном изучении гласит, что вы должны научиться использовать свою избыточную энергию и сублимировать ее, то есть перенаправлять для достижения определенных целей. Например, если вы заметили, что ваш ребенок излишне активен, это занятие можно направить в правильном направлении — отправить ребенка в спортивную секцию. В качестве другого примера сублимации можно привести следующую ситуацию: вы стояли в очереди в налоговой инспекции и столкнулись с высокомерным, грубым и негативным человеком. При этом он кричал на вас, он вас оскорблял, тем самым вызывая бурю негативных эмоций — избыток энергии, которую нужно куда-то выбросить. Для этого можно пойти в спортзал или бассейн. Вы сами не заметите, как уйдет весь гнев и вы снова будете в хорошем настроении. Это, конечно, совершенно тривиальный пример сублимации, но суть метода может быть отражена в нем.

Чтобы узнать больше о методе сублимации, посетите эту страницу.

Знание теории Фрейда может быть использовано в другом аспекте: толкование снов. По Фрейду, сон — это отражение чего-то, что находится в душе человека, чего он сам даже не мог представить. Подумайте, какие причины могли привести к тому, что вам приснился тот или иной сон. Что приходит вам в голову в первую очередь в качестве ответа, и это будет иметь наибольший смысл. И уже, исходя из этого, вы должны интерпретировать свой сон как реакцию вашего бессознательного на внешние обстоятельства. Работу Зигмунда Фрейда «Толкование снов» можно найти здесь.

Применяйте знания Фрейда в своей личной жизни: изучая свои отношения с любимым человеком, вы можете применить на практике концепции «передачи» и «встречного переноса». Передача — это передача чувств и привязанностей двух людей друг к другу. Встречный перевод — это обратный процесс. Если изучить эту тему более подробно, можно узнать, почему в отношениях возникают определенные проблемы, что дает возможность решить их в кратчайшие сроки. Об этом очень подробно написано здесь.

Аналитическая теория Карла Густава Юнга

Аналитическая теория Карла Густава ЮнгаЮнг ввел понятие «я» как стремление человека к единству и целостности. А при классификации типов личности он обращал внимание человека на себя и объект: разделял людей на экстравертов и интровертов. В аналитической психологии Юнга личность описывается как результат взаимодействия стремления к будущему и индивидуальной врожденной предрасположенности. Кроме того, особое значение придается движению личности по пути самореализации через баланс и интеграцию различных элементов личности.

Юнг считал, что каждый человек рождается с набором определенных личностных характеристик и что внешняя среда не позволяет человеку стать личностью, но раскрывает уже присущие ему характеристики. Он также определил разные уровни бессознательного: индивидуальный, семейный, групповой, национальный, расовый и коллективный.

Согласно Юнгу, существует определенная система психики, которую человек наследует от рождения. Он развивался на протяжении сотен тысячелетий и заставляет людей переживать и реализовывать весь жизненный опыт очень специфическим образом. И эта конкретность выражается в том, что Юнг называл архетипами, влияющими на мысли, чувства и действия людей.

Типология Юнга может применяться на практике для определения собственного типа отношения или типов отношения других. Если, например, вы замечаете нерешительность, замкнутость, резкость реакций, преобладающее состояние защиты извне, недоверие к себе / другим, это указывает на то, что ваше отношение / отношение к другим относится к интровертному типу. Если вы / другие открыты, легко общаетесь, доверчивы, попадаете в незнакомые ситуации, пренебрегаете осторожностью и т.д., могда отношение к вам общительное. Знание своего типа отношения (по Юнгу) позволяет лучше понять себя и других, причины действий и реакций, а это, в свою очередь, позволит вам повысить свою эффективность в жизни и выстроить отношения с людьми самый производительный способ.

Аналитический метод Юнга также можно использовать для анализа собственного поведения и поведения других. Основываясь на классификации сознательного и бессознательного, вы можете научиться определять причины, которые движут вами и окружающими вас людьми в вашем поведении.

Другой пример: если вы заметили, что по достижении определенного возраста ваш ребенок начинает вести себя враждебно по отношению к вам и пытается абстрагироваться от людей и окружающего мира, то вы можете с высокой степенью уверенности сказать, что начался процесс индивидуации. — формирование индивидуальности. Обычно это происходит в подростковом возрасте. По Юнгу, есть вторая часть формирования индивидуальности: когда человек «возвращается» в мир и становится его неотъемлемой частью, не пытаясь отделить себя от мира. Метод наблюдения идеально подходит для обнаружения таких процессов.

Теория личности Уильяма Джемса

Он делит анализ личности на 3 части:

  • Строительные блоки личности (сгруппированные по трем уровням)
  • Чувства и эмоции, вызванные кирпичом (самооценка)
  • Действия, спровоцированные составными элементами (самосохранение и забота о себе).

Индивидуальная психология Альфреда Адлера

Адлер ввел понятие «стиль жизни», он проявляется в установках и поведении конкретного человека и формируется под влиянием общества. По мнению Адлера, структура личности едина, и главное в ее развитии — стремление к превосходству. Адлер выделял 4 типа отношений, которые сопровождают образ жизни:

  • Тип контроля
  • Тип приема
  • Тип избегания
  • Общественно полезный тип

Он также предложил теорию, цель которой — помочь людям понять себя и окружающих. Идеи Адлера были предшественниками феноменологической и гуманистической психологии.

Психосинтез Роберто Ассаджоли

Ассаджиоли выделил 8 зон (подструктур) в основной структуре психики:

  1. Нижнее бессознательное
  2. Вторичное бессознательное
  3. Высшее бессознательное
  4. Поле сознания
  5. «Я» личное
  6. Высшее Я
  7. Коллективное бессознательное
  8. Субличность (идентичность)

Смысл умственного развития, согласно Ассаджиоли, заключался в увеличении единства психики, то есть в синтезе всего в человеке: тела, психики, сознательного и бессознательного.

Развитие личности — выход из зоны комфорта

Личное развитие всегда предполагает выход из зоны комфорта. Чтобы овладеть новым навыком, приходится сталкиваться с некоторыми недостатками, даже первые шаги малыша не срабатывают сразу. Стремящийся к активному развитию человек ради самосовершенствования готов покинуть зону комфорта. У такой личности есть свои особенности:

  • Большое количество разных пожеланий.
  • Интерес ко многому.
  • Интерес к собственному будущему.
  • Пытаюсь сделать свое будущее ярким.
  • Смотрите реалистичные перспективы.

Люди, которые стремятся развивать свою личность, считаются психологически здоровыми, находятся в гармонии со своим «Я» и могут строить свою жизнь так, как хотят. Качественные изменения личности не падают с неба и не возникают спонтанно внутри: они создаются учителями, тренерами или самим человеком, который решил изменить себя и достичь определенной цели. Коучинговые тренинги — отличный способ развить вашу личность, развить новые навыки для достижения ваших целей и улучшить качество вашей жизни.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://wika.tutoronline.ru/obshhestvoznanie/class/5/osnovnye-svedeniya-o-lichnosti-v-obshhestvoznanii
  • https://psychologist.tips/2992-individualno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti.html
  • https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorazvitie/individualno-psihologicheskie-osobennosti-lichnosti
  • https://PsychologyPro.ru/chto-nuzhno-znat-ob-individualno-psihologicheskih-osobennostyah-lichnosti/
  • https://gudi1991.ru/otnosheniya/osobennosti-psihologii.html
  • https://4brain.ru/psy/psihologija-lichnosti.php
  • https://zhyvoedelo.com/ru/news/kak-proishodit-razvitie-lichnosti

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
Развитие памяти у взрослых: упражнения и задания, игры и тесты, нейробика и мнемотехника
Следующая запись
Среднее образование — что это такое, общее полное (неполное), профессиональное и специальное