google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y
gumannaja pedagogika amonashvili ljubov kak metod prepodavanija b0bb664

Гуманная педагогика Амонашвили: любовь как метод преподавания

Как живой интерес учителя превратил ученика невысокого уровня в академика, навсегда изменившего систему образования.

Человеческая педагогика Амонашвили: любовь как метод обучения

Как появилась гуманная педагогика

трудно представить, чтобы всемирно признанный ученый, удостоенный высоких ученых степеней и государственного признания, был бедным учеником до седьмого класса и не любил учиться.

Причину, объясняющую это обстоятельство, я бы назвал законом взаимности: мне не нравились мои учителя, потому что я чувствовал, что они тоже ненавидят меня, слабых.
Шалва Амонашвили

Все изменилось, когда в школу приехал новый учитель грузинского языка. Он не заклеймил Шалву как отстающего и не стыдил его перед классом. Вместо этого она относилась к нему с теплотой и уважением и проявляла искренний интерес к его стихам. Спустя три года Амонашвили окончил школу с золотой медалью.

В институте Шалва Александрович устроился консультантом в пионерлагерь. Он ставил с детьми спектакли, организовывал поездки и со временем понял, что его призвание — учить. В 1955 году он с отличием окончил университет и устроился на работу в НИИ педагогики в Грузии. При этом он преподавал историю, литературу и даже работал в школе.

В 1960 году Амонашвили защитил диссертацию по педагогике .. а через несколько лет отказался от нее, признав свою неправоту.

В то время я был уверен, что все образование можно реформировать с помощью министерских приказов или постановлений правительства. Здесь я совершил ту же ошибку, которую делают сейчас специалисты по так называемым педагогическим технологиям: не поверил свободной творческой воле учителя.
Шалва Амонашвили

Какой бы изобретательной ни была учебная программа, ее эффективность зависит исключительно от учителя, его стиля преподавания и его отношения к детям. Это открытие вдохновило Амонашвили на поиски нового подхода. В своих исследованиях ученый обсуждал со своими учениками идеи великих учителей прошлого — Песталоцци, Ушинского, Выготского, Макаренко и талантливых современников — Занкова, Эльконина и Давыдова. Он изучал психологию, философию Рерихов и основы мировых религий. Эти идеи и исследования Амонашвили легли в основу человеческой и личностной педагогики.

Была поставлена ​​задача: отойти от авторитаризма. Я перестала кричать, наказывать, смотреть на детей свысока, стараясь не нарушать их самооценку… Дети стали мне все больше доверять, бросились говорить и спорить со мной.

С 1964 года человеко-личностный подход применялся в грузинских школах в качестве эксперимента, цель которого заключалась в воспитании не молодых гениев или даже сознательных членов общества, а «только хороших людей». Амонашвили остался доволен результатами.

В 1970-е годы эксперимент продолжился в Москве: 40-летний доктор педагогических наук взял на себя руководство школой для «проблемных» детей и за два года превратил ее в одну из самых успешных школ столицы. На вопрос комиссии, как он это делает, Шалва Александрович ответил, что детей нужно любить и лечить.

Преподаватель-новатор преподавал в Московском педагогическом университете, работал в Министерстве образования Грузии и участвовал в разработке школьной программы 2100. Амонашвили является автором более 70 книг с размышлениями о человеческой педагогике, психологии, культуре и философии.

В настоящее время Шалва Александрович возглавляет Академию педагогики человека, которая разрабатывает образовательные программы для детей, учителей и родителей. В 2021 году ученому исполнилось 90 лет, но он продолжает проводить семинары, конференции и публиковать статьи.

Его сын Паата Амонашвили продолжает дело отца: будучи президентом Международного центра гуманной педагогики, он координирует работу 200 лабораторий в России и за рубежом.

Принципы гуманно-личностной педагогики

Суть подхода бесконечно проста и одновременно сложна: ребенка нужно любить во всех его проявлениях.

Злобных и послушных, умных и тупых, ленивых и прилежных следует любить одинаково. Доброта и любовь к детям не позволят им грубить им, оскорблять их гордость и достоинство.
Шалва Амонашвили

Традиционное обучение основано на простой схеме кнута и пряника. Проблема решена: молодцы, пять. Я еще не решил — дьявол и унижение. Можно ли так научить ребенка чему-нибудь? Определенно да. Можно ли привить ему любовь к знаниям, а не к оценкам? Едва ли. Следовательно, в концепции человеческой педагогики Амонашвили главную роль играют отношения между учеником и учителем.

Поймите детей, то есть займите их позицию, отнеситесь к их заботам и делам серьезно и займитесь ими. К этим опасениям и действиям нужно относиться не снисходительно, а с уважением. Понимая движения души и чувства сердца ребенка, его чувства и стремления, учитель сможет получить глубокое образование.
Шалва Амонашвили

Искренний интерес и уважение к ребенку — движущая сила воспитания детей.

Амонашвили убежден, что образование всегда должно предшествовать образованию. Но невозможно воспитать достойного человека с помощью абстрактных нравственных учений. Вечные ценности познаются, если учитель искренне верит в них и может рассказать о них ребенку на его родном языке. И это видно на собственном примере.

Амонашвили уверен, что каждый ребенок рождается на Земле с определенной задачей. Работа учителя — помогать детям находить профессии и раскрывать таланты. Для этого нужно быть оптимистом — уметь видеть в них лучшее.

Это не филантропический оптимизм, когда учитель надеется, что ребенок поумнеет, а затем начинает развивать его совесть. Речь идет об активном оптимизме, когда педагог вникает во внутренний мир ребенка — и в зависимости от этого ищет пути воспитания, обучения и развития.
Шалва Амонашвили

При обучении важно учитывать три силы, которые вдохновляют ребенка на рост:

  • Страсть к развитию. Дети учатся, преодолевая трудности. Поэтому сами интуитивно их ищут — этим объясняются необоснованные и даже опасные шутки младших школьников. Чтобы перенаправить эту энергию в мирное русло, обучение должно быть связано с трудностями, но такими, которые ребенок может преодолеть.
  • Страсть расти. Каждый ребенок мечтает стать взрослым. Но значение, которое он придает понятию «взрослый», полностью зависит от его более старшего окружения. Рядом с ребенком должен быть мудрый наставник, который будет уважать его личность, общаться на равных, доверять посильному, но ответственному делу. Чтобы ребенок стал ответственным, независимым и целеустремленным, важно сотрудничать и не давить на него.
  • Страсть к свободе. Желание быть взрослым означает желание независимости. Поэтому дети ненавидят, когда старшие слишком заботятся и учат их. Но это не значит, что ребенка не нужно ограничивать и оставлять на произвол судьбы. Амонашвили видит выход в «свободном выборе несвободы». Это как с играми: ребенок охотно принимает их правила, то есть принимает ограничения. Поэтому обучение должно быть похоже на игру, в которой все участники равны по условиям. Такого мнения придерживаются наставники Foxford Home School»:

В детях необходимо воспитывать осведомленность. Потому что они ведут себя достойно не потому, что взрослые смотрят на них и сжимают кулаки, а потому, что понимают: свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого. Зная, что это может быть иначе, даже если все вокруг кричат ​​на вас и угрожают расправой.
Альбина Хайрутдинова
учитель 2-го класса «Домашняя школа Фоксфорд»

Система Амонашвили рекомендована Министерством образования Российской Федерации. Школы в Москве, Санкт-Петербурге, Тюмени, Сургуте, Нижневартовске, Благовещенске и других городах работают под эгидой Центра гуманитарной педагогики. Они не дают оценок и не сравнивают детей друг с другом. Ученики не соревнуются, но учатся помогать друг другу и радоваться успехам друг друга. Дети чувствуют себя полноправными участниками процесса: им предлагают самостоятельно провести урок, выполнить задания и даже создать учебники. Детей не только учат науке, но и помогают формировать духовные ценности.

Гуманитарная педагогика личности — это не учебная программа и не свод руководящих принципов. Это система взглядов на образование и воспитание, на отношения между взрослыми и детьми в целом. Амонашвили уверен, что образование не может ограничиваться школой. Необходимо создать вокруг ребенка человеческую, гостеприимную и стимулирующую среду. Для этого учителя, родители и другие старшие родственники должны:

  • осознаю свою ответственность (достойный ли я воспитатель?);
  • осознавать цель обучения (чему я могу научить?);
  • соблюдать те же правила для ребенка;
  • вести достойный образ жизни.

Только в этом случае ребенок получит гармоничное образование, которое позволит ему стать достойным человеком и с удовольствием познавать себя и мир.

Гуманная педагогика в «Фоксфорде»

В Foxford Home School мы разделяем многие идеи Шалвы Амонашвили.

  • В нашей школе не ставят оценок и не наказывают за ошибки. У каждого ученика есть личный рейтинг, который позволяет оценить свои успехи, не сравнивая их с другими.
  • Воспитатель помогает ребенку увидеть свои сильные стороны, выбрать цели и приоритеты. Проанализируйте интересы и способности ребенка и создайте для него индивидуальную образовательную траекторию.
  • Учителя могут говорить с детьми на их родном языке, вызывать интерес к их предмету и относиться к ученикам с искренним уважением.

Я верю, что гуманистический подход — это будущее. Потому что детям не обязательно чувствовать себя комфортно. Ведь, как это часто бывает: ребенок на уроке бросает себя, отвлекается и отвлекает других. Это неудобно. И сразу у учителя возникает желание решить эту «проблему»: исправить, наказать, напугать. Но мы не пытаемся исправить друга или партнера, которого любим. А если он нарушает наши границы, мы его не наказываем, а говорим о своих чувствах и вместе находим решение. Также работает с детьми.
Альбина Хайрутдинова
учитель 2-го класса «Домашняя школа Фоксфорд»

Заключение

Завершим статью некоторыми высказываниями Шалвы Александровича в адрес учителей. Они отражают всю суть человеческой и личностной педагогики.

Любите детей. По крайней мере, мысленно.

Педагоги — это команда, которая спасает детские судьбы.

Раздраженный учитель не имеет права связываться с детьми.
Войдите в зал суда в страхе. Прежде, чем быть вестниками будущего.

Нет ничего важнее детской святой души. Подумайте о себе с точки зрения детей: как они смотрят на вас, что думают о вас.

Мы должны видеть феномен в каждом ребенке. Хороший учитель не вырастит детей, нуждающихся в выравнивании.

Мудрость учителя состоит в том, чтобы направить величайшую энергию шуток на обучение и позитивное созревание.

Главное не знания, навыки и умения, а отношение к ним ребенка.

Став учителем, станьте героем. Ты все равно работаешь.

 

Источник https://foxford.ru/

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
Как быстро выучить много английских слов: эффективные техники запоминания
Следующая запись
Что делать, если ребёнку тяжело найти общий язык с учителем на домашнем обучении?
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *