google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y

Интеллект: что это в психологии, виды умственных способностей, определение, структура, уровни, развитие, коэффициент

Содержание
  1. Что такое интеллект
  2. Виды интеллекта
  3. Составляющие интеллекта и его роль
  4. Различные взгляды на интеллект
  5. Термины Н. Бострома
  6. Недостаточность интеллекта
  7. Уровни интеллектуальной активности
  8. Какие факторы влияют на умственные способности?
  9. Индивидуальные особенности интеллекта
  10. От чего зависит уровень интеллекта
  11. Возрастные различия интеллекта
  12. Гендерные различия
  13. Коэффициент интеллекта: методы определения
  14. Влияние
  15. Биологические
  16. Социальные
  17. Методы развития
  18. У детей
  19. У взрослых
  20. Типы умственного развития ребенка
  21. Лингвистический тип
  22. Логико-математический тип
  23. Пространственный тип
  24. Музыкальный тип
  25. Двигательный тип
  26. Межличностный тип
  27. Игры для развития интеллекта
  28. Кто пропал?
  29. Моя большая сумка
  30. Поиски клада
  31. Буква в гостях
  32. Найди лишнее
  33. Приемы и упражнения для развития интеллекта и памяти
  34. Логические и интеллектуальные игры
  35. Занятия математикой, точными науками
  36. Чтение художественной литературы
  37. Обучение
  38. Изучение других языков
  39. Общение с людьми
  40. Делать привычные вещи непривычными
  41. Позитивное мышление
  42. Видение перспектив
  43. Физические нагрузки
  44. Деградация интеллекта
  45. Первый фактор
  46. Второй фактор
  47. Секреты развития интеллекта

Что такое интеллект

Понятие «интеллект» у всех на слуху, но мало кто понимает, что оно на самом деле означает. Общую ученость, способность логически мыслить или решать математические задачи часто принимают за интеллект. Действительно, понятие «интеллект» намного шире.

Интеллект — это функция психики, отвечающая за адаптацию человека к окружающему миру. Он состоит из нескольких компонентов, образующих единую сложную систему.

Насколько успешным окажется человек в жизни, зависит от развития интеллекта. Вы можете быть ходячей энциклопедией, но абсолютно не способны применить свои знания на практике. Или, обладая средним мастерством, вы можете получить потрясающие результаты.

Более 100 отличных уроков, тестов и тренажеров для развития мозга Приступайте к работе

Интеллект тесно связан с когнитивными функциями: восприятием, вниманием, мыслью, речью. С их помощью он получает «еду», которую затем обрабатывает и использует для построения эффективных стратегий и их реализации.

Согласно последним исследованиям, 50% человеческого интеллекта определяется генами. Значит, у нас есть вторые 50%, на которые мы можем активно влиять. Наша работа — выжать из них максимум. А для этого необходимо постоянно развиваться. Те, кто твердо осознает эту истину сейчас, через год смогут достичь таких интеллектуальных высот, о которых они даже не мечтали.

Виды интеллекта

Есть много разных классификаций интеллекта. Самый известный принадлежит американскому психологу Говарду Гарднеру. Он выделил 8 типов интеллекта:

  • космос,
  • кинестетика тела,
  • музыкальный
  • лингвистический
  • логическая математика,
  • межличностный,
  • внутриличностный,
  • натуралистический.

Согласно теории Гарднера, у каждого есть преобладающий тип интеллекта, который определяет, в чем человек может добиться успеха. Исходя из этого, стандартные тесты для определения IQ противоречивы, поскольку они измеряют только уровень логического и математического интеллекта.

Другая классификация делит интеллект на 4 компонента:

  1. Умственный интеллект отвечает за рациональное мышление. Это применимо везде, где применяются законы логики.
  2. Физический или телесный интеллект контролирует процессы, связанные с управлением телом.
  3. Эмоциональный интеллект отвечает за эмоции и межличностные взаимодействия.
  4. Духовный интеллект связан с подсознанием, интуицией, этическими категориями.

Все компоненты интеллекта требуют развития. Если обратить внимание только на что-то одно, гармонии не добиться. Некоторые важные сферы жизни останутся хромыми.

Составляющие интеллекта и его роль

Интеллект — это, прежде всего, основа для постановки целей, планирования ресурсов и построения стратегии достижения целей. Есть основания полагать, что животные обладают зачатками интеллекта, и уже на этом уровне их интеллект через механизмы постановки и достижения целей повлиял на эволюцию животных. Изучением интеллекта животных занимается относительно молодая область науки — когнитивная этология.

Влияние интеллекта выходит за рамки жизни человека. Развитие человеческого разума отделило его от животных и стало началом развития общества, а затем и человеческой цивилизации.

Интеллект как навык обычно достигается с помощью других навыков. Например: способность знать, учиться, логически мыслить, систематизировать информацию, анализируя ее, определять ее применимость (классифицировать), находить в них связи, закономерности и различия, связывать их с подобными и т.д. Эти навыки, отдельно каждый из их не формирует интеллект. Интеллектом может обладать система, составные элементы которой индивидуально не обладают интеллектом.

Параметры, составляющие отличительные черты интеллектуальной системы человека, включают:

  • объем рабочей памяти, способность прогнозировать, активность инструмента, логику,
  • многоуровневая иерархия (6 слоев нейронов) систематического отбора ценной информации,
  • сознание,
  • объем памяти.

Некоторые исследователи интеллекта и рабочей памяти считают, что рабочая память и мобильный интеллект тесно связаны друг с другом и в значительной степени эквивалентны конструкциям, другие считают, что, хотя эти сущности связаны, они автономны, например рост и вес. Было показано, что индивидуальные различия в рабочей памяти объясняют от одной трети до половины всех индивидуальных различий в общем интеллекте.

Различное содержание деятельности требует развития определенных интеллектуальных способностей личности. Но во всех случаях необходима чуткость человека к новым и насущным проблемам, тенденциям возможного развития ситуации.

Существенным качеством психики человека является предсказание возможных последствий предпринятых им действий, умение предотвращать и избегать ненужных конфликтов. Одна из основных характеристик развитого интеллекта — способность интуитивно решать сложные задачи.

Развитие индивидуальных качеств интеллекта определяется как генотипом данного человека, так и широтой его жизненного опыта. У конформных индивидов формируется так называемое объективное мышление: сфера мысли индивида ограничена чрезвычайно ограниченными повседневными пределами, широко распространен интеллектуальный инфантилизм и созерцание среди интеллектуалов. В групповом мышлении начинают преобладать общие стереотипы, стереотипные ориентации и схематизированные модели поведения. Есть деформации в содержании интеллекта. Возможны деформации и в структуре интеллекта, в его организации. Отрицательным качеством интеллекта является жесткость мышления: его негибкость, предвзятое отношение к явлению, преувеличение его сенсорных впечатлений, приверженность стереотипным оценкам.

Различные взгляды на интеллект

Фома Аквинский в «Сумме теологии» (Часть 1, c. 79, p. 2) считал, что в Боге интеллект является сущностью (латинское in solo Deo intellectus est eius essentia), а в одном человеке только «возможность души» «(Potentia animae)… В то же время в человеке разум (ratio) и интеллект неотличимы друг от друга, однако интеллект относится к созерцанию теоретических вещей (понятных, понятных), в то время как разум направлен на понимание конкретные чувственно воспринимаемые явления.

По словам Линды Готфредсон, интеллект — это очень общий умственный навык, который включает способность делать выводы, планировать, решать проблемы, абстрактно мыслить, понимать сложные идеи, быстро учиться и учиться на собственном опыте. Речь идет не только об изучении книг, ограниченных академических знаниях или навыках сдачи тестов. Напротив, по мнению ученого, интеллект отражает более широкую и глубокую способность познавать окружающий мир, понимать суть вещей и понимать, что делать в той или иной ситуации.

Ф.Н. Ильясов определяет интеллект как «способность системы в процессе самообучения создавать программы (в основном эвристические) для решения задач определенного класса сложности и решения этих задач».

В начале ХХ века Чарльз Спирмен показал, что если человек хорошо решает одни задачи, то он может решать и другие, то есть все интеллектуальные способности статистически взаимосвязаны. В 1904 году Спирмен ввел понятие «g-фактора» общего интеллекта, которое отражает эффективность выполнения всех когнитивных задач. На практике непосредственное измерение g-фактора затруднительно. Однако на его основе можно было сформулировать измеримые величины, которые являются приблизительными мерами g. Один из этих параметров — коэффициент интеллекта (IQ). Психолог Джеймс Флинн был первым, кто долгое время проводил обширные исследования в области динамики IQ в разных странах мира и показал, что этот коэффициент непрерывно увеличивался на протяжении последних 50 лет (эффект Флинна).

Термины Н. Бострома

По книге Н. Бострома:

  • интеллект: алгоритм, реализованный на физическом объекте;
  • интеллект человеческого уровня (ICHU) — интеллект, способный решать проблемы, доступные человечеству (обладает интеллектом, разумом, интуицией, пониманием, способен к познанию, мышлению, воображению);
  • искусственный интеллект (AI) — интеллект, созданный не в естественной биологической среде;
  • искусственный суперинтеллект — интеллект, который во много раз превосходит возможности IESI.

В отличие от терминов Н. Бострома, общепринятое понимание интеллекта совпадает с IHI и противоречит терминам животный интеллект, игровой искусственный интеллект, окружающий интеллект, а общепринятый «искусственный интеллект» совпадает с IHI.

Недостаточность интеллекта

Интеллектуальное расстройство (деменция) — интеллектуально-мнестический психиатрический синдром; врожденное (умственная отсталость) или приобретенное (слабоумие) нарушение интеллекта, в результате которого у человека снижается способность понимать связь между окружающими явлениями, теряется способность отделять главное от второстепенного, критика его высказываний и его поведение потеряно. При приобретенном слабоумие память ослабевает, запас знаний и идей уменьшается. Глубокое обеднение эмоционально-волевой сферы, личности. При этом сначала может наблюдаться монотонный плоский аффект, затем — эмоциональная тупость как с апатабулией, так и с психомоторным возбуждением. Меняется личность, искажается характер. В психиатрии деменция относится к изменениям в процессе рационального познания в виде осложнения или полной неспособности овладеть знаниями; рассуждение; предложения; критические навыки. При приобретенном слабоумие даже использование старых знаний, навыков и умений затруднено или невозможно.

Симптомы в структуре деменции могут быть разными, но преобладают отрицательные. Если это определяется только ими, это просто слабоумие. Чаще, особенно в начальной стадии, возникает психотическая деменция с бредом, галлюцинациями, маниакально-депрессивным синдромом. Причем чем сильнее они выражены, тем легче слабоумие и наоборот, при тотальном слабоумие они полностью исчезают. По словам Г. Модсли: «В крайних случаях слабоумия невозможно сформировать даже абсурдные идеи».

По этиологии различают:

  • Приобретенное заболевание — слабоумие (например, атрофические процессы головного мозга в пожилом и пожилом возрасте — болезнь Альцгеймера), слабоумие при сосудистых, метаболических и других органических заболеваниях головного мозга — так называемый психоорганический синдром;
  • Врожденное заболевание — умственная отсталость (умственная отсталость). Это вызвано нарушением раннего онтогенеза. Процесс стационарный, но может усугубляться новыми экзогенными воздействиями (ЧМТ). Традиционная классификация (подробнее см. «Классификация олигофрении»): слабость (иногда сохраняется трудоспособность); слабоумие (сохраняется способность к самообслуживанию); идиотизм (не сохраняются самообслуживание и речевые навыки).

Уровни интеллектуальной активности

В психологии есть такое понятие, как уровни интеллектуальной активности.

Исследователи выделяют три таких уровня:

  • Стимулирующе-продуктивная — когда умственная деятельность обусловлена ​​только влиянием внешних факторов.
  • Эвристика — это спонтанная познавательная деятельность, которая приводит к обнаружению ряда закономерностей.
  • Креатив — высший уровень мыслительной деятельности, при котором происходит полное проникновение в суть изучаемого, решение имеющихся проблем и постановка новых задач.

На первом уровне интеллектуальная деятельность ограничивается заданным или изначально найденным путем. Человек может исследовать различные явления и решать различные задачи, но только как детали, не связанные между собой. Однако на этом уровне интеллектуал может выдвигать довольно смелые гипотезы.

На втором уровне исследователь может сравнивать разрозненные явления и проблемы и находить в них что-то общее, выявлять новые закономерности. Познание в этом случае происходит эмпирически.

На третьем уровне сравнение различных явлений и нахождение общего с ними становится не только отдельным приемом, но само по себе является проблемой, требующей глубокого проникновения в суть вещей. В этом случае исследователь использует теоретический путь познания.

По-другому интеллектуальные действия человека делятся на уровни.

В этом случае есть два уровня:

  • Действия индивида на уровне социального индивида, при этом активность человека определяется задачей и желаемыми результатами.
  • Действия творческой личности; в этом случае результат шире поставленной цели и порождает новые задачи.

Деятельность индивида постепенно перестает быть ответом на изначально поставленную задачу и принимает конструктивный характер.

Разделение труда интеллекта на уровни отражает историю развития умственной деятельности человека. То есть первые люди пассивно решали поставленные перед ними задачи, сформированные самой природой, и стремились к биологическому выживанию, познание носило более адаптивный характер. Впоследствии появилась примитивная «научная» деятельность, когда путем исследований, проб и ошибок (эмпирически) люди находили новые закономерности в структуре окружающего мира и пытались использовать их в своей практике. Наконец, наконец, сформировалась теоретическая наука, имеющая развитый методологический аппарат и глубокие критерии познания истины.

Для наглядности можно также использовать знаменитую пирамиду Маслоу, которая отражает иерархию человеческих потребностей. Это показывает, что потребность в творчестве и духовном развитии самая высокая, и для ее достижения необходимо пройти более низкие уровни. В соответствии с этим работает интеллект: сначала он направлен на достижение насущных целей и решение конкретных проблем (поиск еды, жилья, достижение материального благополучия), затем есть возможности узнать что-то новое и на самом высоком уровне там это возможность для творческой деятельности.

Какие факторы влияют на умственные способности?

У всех людей разный уровень интеллекта. Среди нас есть глупые личности, люди со средними интеллектуальными способностями, интеллигенты. Отдельную группу составляют умственно отсталые люди с различными заболеваниями, пороками развития.

Факторы, влияющие на развитие интеллекта:

  1. Генетика.
  2. Воздействие внешней среды. Это собирательное определение, включающее в себя уровень социальной жизни семьи, характер, методы воспитания, уровень образования родителей, доступность образования в государственных учреждениях (детские сады, школы).
  3. Питание. Для активной работы и развития мозгу необходимо постоянно получать определенное количество полезных веществ.
  4. Влияние сверстников, друзей.

В ходе исследования ученые определили и другие факторы: родство родителей, размер дома, его стоимость, зарплату каждого члена семьи, доход за 1 год.

Индивидуальные особенности интеллекта

Люди различаются как уровнем, так и характером интеллекта, то есть проявлением особых способностей. Многочисленные тесты, проведенные с использованием различных методов, показывают, что различия в интеллекте проявляются уже в раннем детстве.

Основным показателем потенциально высокого интеллекта считается любознательность детей, их стремление к новым ярким впечатлениям и овладение новыми видами деятельности. То есть неугомонный ребенок, который везде лазает, таскает что-нибудь в рот, стучит погремушкой по кровати, стене, голове матери, ломает игрушки, намазывает кашу по столу и считается настоящим наказанием, на самом деле у него высшее интеллектуальный потенциал, чем у спокойного и тихого человека.

Уже в школьном возрасте уровень интеллекта можно определить, и считается, что он остается примерно на одном и том же уровне на протяжении всей жизни, конечно, с учетом возраста. В современных тестах интеллекта у каждого возраста свои задачи.

От чего зависит уровень интеллекта

Мысль

На наши умственные способности влияют две группы факторов: биологические и социокультурные. Долгое время считалось, что умственные способности носят врожденный и даже генетический характер. Поэтому говорить об их развитии не приходится: дано то, что дано.

Но сейчас психологи не столь категоричны и считают, что интеллект зависит от врожденных характеристик нервной системы в среднем на 50%. Как и все навыки, в основе интеллекта лежат врожденные задатки: скорость реакций, подвижность нервной системы, развитие различных центров коры головного мозга, например, отвечающих за вербальные или математические способности.

Частично биологические задатки передаются по наследству, но интеллектуально одаренные дети не всегда рождаются от блестящих родителей. Но достоверно известно, какие причины могут привести к рождению детей с задержкой умственного развития или ослабленным интеллектом:

  • хромосомные аномалии (например, синдром Дауна);
  • преклонный возраст родителей;
  • неправильное питание матери при беременности;
  • злоупотребление родителями, особенно матерью, алкоголем, курением и наркотиками;
  • некоторые заболевания, например краснуха, перенесенные матерью во время беременности.

Но даже ребенок, рожденный с высоким интеллектуальным потенциалом, требует постоянной заботы и внимания для своего развития. Исследования показали, что эмоциональная связь с родителями, особенно с матерью, имеет огромное влияние на уровень интеллекта ребенка. Чем больше он общается с ребенком и чем больше положительных эмоций сопровождает это общение, тем лучше развиваются его умственные способности. Но недостаток внимания и общения приводит к задержке умственного развития ребенка. То есть возможность иметь более высокий уровень интеллекта у тех детей, которых они любят.

Возрастные различия интеллекта

Если основа, основы интеллекта закладываются с момента зачатия до 5-7 лет, то его потенциал раскрывается в 20 лет. В целом в этот период наблюдается повышение уровня интеллекта с небольшой задержкой, а иногда даже снижение в подростковом возрасте. Причина этого связана с периодом полового созревания, когда мозг занимается развитием совершенно другой сферы, и психическая энергия направлена ​​на это.

Может ли интеллект развиться через 20 лет? Да, может, но гораздо медленнее и в основном за счет развития качеств мышления в сфере профессиональной деятельности. Разные специальные способности имеют разную динамику:

  • Математические навыки достигают пика своего развития в возрасте 30-35 лет, и если к этому моменту человек не стал выдающимся математиком, то вряд ли он им станет.
  • Пик навыков в медицине и естественных науках приходится на 42-45 лет, а в психологии и философии — в 50-55 лет.
  • Что касается навыков художественного творчества (литература, живопись и т.д.), То их возрастной ценз не установлен, возможно, они развиваются в течение всей жизни.

Снижается ли уровень интеллекта с возрастом? Это довольно сложный и неоднозначный вопрос. С одной стороны, в пожилом возрасте в головном мозге происходят необратимые изменения и развиваются возрастные патологии, например, склероз сосудов, не говоря уже о заболеваниях, связанных со старческим слабоумием. С другой стороны, многочисленные исследования показали, что люди, активно занимающиеся интеллектуальной деятельностью, сохраняют ясный, живой ум и высокий интеллектуальный уровень до старости. Недаром говорят, что мозг — это мышца, которую нужно постоянно тренировать.

Гендерные различия

Емкость

Вопрос о разнице интеллектуального уровня мужчин и женщин всегда горячо обсуждался. И дело не столько в устоявшихся стереотипах и культурных традициях, сколько в реальных различиях. Но различия эти не количественные, а качественные. То есть речь идет не об уровне интеллекта, а о различных личных навыках, так или иначе связанных с мышлением.

  • Средний уровень интеллекта одинаков как у мужчин, так и у женщин, но среди мужчин больше гениев и дураков.
  • Динамика развития интеллекта бывает разной. До 15 лет девочки имеют преимущество в развитии мальчиков, поэтому у представителей сильного пола значительно повышается свой интеллектуальный уровень и начинается своеобразная специализация умственных способностей. Таким образом, мужчины значительно опережают женщин в области математических навыков (на 13 математически одаренных мужчин приходится только одна женщина). С другой стороны, у женщин более высокий уровень вербальных навыков, которые гарантируют им успех во многих профессиях, таких как письмо и журналистика, педагогика и общение и т.д. Кстати, превосходство представительниц прекрасного пола в языковой деятельности проявляется с раннего детства — девочки обычно начинают говорить раньше мальчиков.
  • У женщин более яркое воображение, и нестандартное мышление потенциально делает их более креативными, чем мужчины.

Коэффициент интеллекта: методы определения

IQ — знаменитый коэффициент интеллекта — определяет степень развития умственной деятельности человека. Его также иногда используют для оценки умственных способностей животных по сравнению с людьми. Исследователи даже определили IQ таких существ, как дождевые черви.

Коэффициент определяется с помощью специальных тестов, позволяющих выяснить различные факторы, например:

  • Уровень развития интеллекта относительно среднего человека (того же или среднего возраста);
  • «Интеллектуальный возраст» человека относительно его биологического возраста;
  • Наличие или отсутствие психической патологии.

Написание тестов интеллекта — довольно сложная задача. Их результаты должны описываться так называемым «нормальным распределением» показателей, или распределением Гаусса. Это означает, что 50 процентов людей должны иметь IQ от 85 до 115, а 25 процентов людей будут иметь его ниже 90 и выше 110. Значение IQ ниже 70 определяется как умственная отсталость.

Влияние

Психологи считают, что на развитие интеллекта и быстрого мышления влияют две группы факторов: биологические и социальные.

Биологические

  • Наследственный фактор (структура центральной нервной системы, скорость обработки информации, время реакции и др);
  • Возраст (чувствительность определенного возрастного периода, особенно возрастной группы и т. П);
  • Сексуальные (сексуальные интеллектуальные способности, физиологические особенности пола и т.п).

Социальные

  • Фактор среды (первичная среда, когнитивный климат семьи, коллектива, неформальных групп и т.д.);
  • Социальные (социальные основы, национальные традиции, доминирующая культура, социально-экономический статус, субкультура, к которой присоединился человек и т.д.);
  • Фактор мотивации, потребности (мотивационная сфера и сфера индивидуальных потребностей, мотивация интеллектуальной деятельности, наличие устойчивой мотивационной потребности, система ценностей, стимулы к деятельности и др);
  • Фактор опыта (предыдущая жизнь, практический психический опыт человека и т.д.);
  • Фактор компенсации (наличие у испытуемого компенсаторных способностей: силы воли, настойчивости, настойчивости, терпения, целеустремленности и т. П);
  • Оперативный (образование, эрудиция, знания, опыт, практические навыки, умения).

Радиация

Каждый из этих факторов положительно или отрицательно влияет на интеллектуальное развитие человека.

важно понимать самое главное: интеллектуальное развитие — это формирование качеств личности, которые необходимы человеку для полноценной жизни в современном обществе: ясность и точность мышления, критическое мышление, интуиция, логическое мышление, элементы алгоритмической культуры, пространство для представлений, умение преодолевать трудности, методика получения новых знаний и их использования на практике.

Методы развития

развивать интеллект можно, но для этого нужно стараться регулярно, не останавливаться на достигнутом и заниматься самосовершенствованием. Есть несколько методов развития интеллекта у детей и взрослых.

У детей

Развитию интеллектуальных способностей помогут:

  1. Ежедневные прогулки на свежем воздухе.
  2. Формирование четкого распорядка дня, в котором будет достаточно времени для сна, отдыха, обучения, активных игр.
  3. Читайте вместе, что лучше делать перед сном.
  4. Отсутствие жесткой психики, выработка системы похвалы за достижения.
  5. Настройка ежедневных занятий, их распределение по важности.

Развитие интеллектуальных способностей ребенка зависит от образования родителей и учителей в школе. Когда применяются методы обучения, их нужно свести к игре. Это облегчает заинтересованность ребенка, делает процесс обучения легким и увлекательным. В противном случае вы можете развить в нем ненависть к учебному процессу, что в будущем приведет к проблемам.

У взрослых

Фото 2236
Для развития интеллекта необходимо:

  1. Играйте в шахматы, шашки, решайте кроссворды, логические задачи.
  2. Читаю каждый день. Необязательно выбирать научную литературу. Лучше, чтобы это были произведения искусства, которые при чтении вызывают приятные ощущения.
  3. Спите не менее 8 часов в день. Здоровая пища. Откажитесь от вредных привычек.
  4. Развивайте знания в интересующих областях.
  5. Тренируйте память каждый день. Необходимо запомнить имена и фамилии друзей, их мобильные номера. Вы можете запоминать стих каждую неделю.
  6. Уделяйте время обдумыванию сложных вопросов, жизненных ситуаций. Попробуйте найти разные способы решения проблемы.
  7. Регулярно занимайтесь математикой.
  8. Выделите немного свободного времени, чтобы научиться играть на музыкальном инструменте.
  9. Научитесь мыслить нестандартно. В разных жизненных ситуациях не нужно смотреть на других. Рекомендуется разрабатывать собственные подходы.
  10. Изучай иностранные языки. Это поможет развить умственные способности, пригодится в карьере.
  11. Составляйте разные истории. Лучше записать их на листе бумаги.

Нельзя забывать о здоровом образе жизни. Рекомендуется заниматься спортом, а при невозможности делать ежедневную зарядку и вечером гулять по улице.

Интеллект: способность использовать свой потенциал для адаптации, выживания, развития в окружающей среде. На уровень интеллекта влияют различные факторы. Если он останется на низком уровне, он может развиться до нормального и даже более высокого уровня. Важно выбрать подходящие методики, не останавливаться на достигнутом.

Понравилась статья? 0 Нравится автор Загрузка…

Типы умственного развития ребенка

С момента рождения все малыши отличаются друг от друга. Развитие каждого ребенка происходит по индивидуальной схеме и во многом зависит от генетического фактора. Первоначальные наклонности ребенка во многом будут определяться умениями и увлечениями родителей. Очень скоро у ребенка начнет проявляться определенный тип умственного развития.

Лингвистический тип

Дети этого типа легко и безболезненно учатся читать и писать. Прекрасные рассказчики, у них богатый словарный запас. Они легко запоминают большие объемы информации. Они могут просматривать, читать и перечитывать свои любимые книги снова и снова. В будущем для них будут привлекательны такие профессии, как журналист, педагог, политик и писатель.

Логико-математический тип

Будущие математики, физики, изобретатели с малых лет любят наблюдать, двигаться, заказывать. Им нравится считать в уме, шашкам и шахматам легко научиться. Во многом они воспринимают окружающий мир через числа и формулы. Цифровой мир — это их мир. «Не от мира сего» часто говорят о них.

Пространственный тип

Дети этого типа мыслят в трех измерениях, в пространстве. Им нравится приводить в порядок комнату, видеть вещи во взаимосвязи, испытывать вкус. С ранних лет любят рисовать, конструировать и изобретать. В будущем плодом их фантазии станут различные изобретения, красивые постройки и дизайнерские решения. Чаще всего встречается среди художников, архитекторов, дизайнеров, строителей.

Музыкальный тип

Дети с таким типом развития воспринимают большую часть окружающего мира через музыкальное сопровождение. Они быстро запоминают мелодии, обладают музыкальным слухом, хорошо разбираются в музыке, более тонко слышат интонации голоса. Им нравится думать, двигаться и даже засыпать под музыку. Это будущие художники, музыканты, художники.

Двигательный тип

Они одарены детьми, которым легче учиться на ходу. Они не усидчивы, очень активны. Они хорошо развиты физически, хорошо показывают себя на рабочих уроках. При этом хорошо выражают свои чувства, артистичны. Не заметить их просто невозможно. В них проявляется жилка актера или спортсмена.

Межличностный тип

Ребенок быстро находит общий язык и легко общается с другими людьми, даже с незнакомыми людьми. Об этих людях говорят: «Язык перенесет вас в Киев». Часто встречается среди политиков, актеров, ораторов, торговцев. В различных комбинациях у каждого ребенка есть все виды умственного развития. Задача родителей — своевременно определить основные способности ребенка, которые необходимо систематически развивать и поддерживать.

Врожденный интеллект — важная часть успешного обучения, но не главная. Не всегда глубокая творческая личность исходит от одаренного ребенка. И наоборот, средние навыки при большом усердии в обучении, посещении дополнительных курсов, кружков могут стать основой для развития высокоинтеллектуальной личности.

пора понять, что такое интеллектуальное развитие и как «накапливать» интеллект.

Игры для развития интеллекта

Основным видом деятельности дошкольников и младших школьников является игра. В результате уроки в игровом формате будут восприниматься в разы легче и позитивнее. Предлагаем вам игры, которые позволят вам развить все сферы интеллекта.

Кто пропал?

Простая игра, в которой ребенок должен сначала запомнить несколько предметов (стоит начать с 3-4), затем указать на упавший предмет.

Например: поставьте перед ребенком 4 игрушки: медведя, кошку, собаку и зайца. Попросите ребенка назвать все элементы и уйдите. Когда ребенок не смотрит, уберите игрушку и попросите его назвать потерю.

С помощью такой простой игры можно не только развивать внимание и память, но и изучать цвета, формы, названия предметов, животных и растений. Постепенно игра должна усложняться: использовать все больше и больше предметов; не убирай вещи, а поменяйся местами; играть без предупреждения и так далее

Моя большая сумка

Игра, в которой ребенок должен оценить цель поездки и выбрать наиболее важные элементы для ее реализации. Он позволяет развить логическое мышление, наблюдательность и независимость.

Например: поставьте перед ребенком большую сумку и скажите ему, что любимая игрушка хочет пойти в гости к бабушке / в магазин / школу / поиграть с друзьями и т.д.). При получении багажа ребенок должен объяснить свой выбор, следить за упакованными вещами и аккуратно собрать сумку.

Поиски клада

Эта игра станет настоящим приключением, которое поможет вам приобрести навыки пространственной ориентации и внимания.

Например: спрячьте интересный предмет в доступном для ребенка месте и предложите ему найти «клад». Для этого он должен выполнить ваши команды, структурированные как: «Сделай два шага вперед!», «Поверни направо!», «Загляни под стол!» и т.д.

Вы можете усложнять эту игру до бесконечности: складывайте головоломки о детском пути; предлагайте идти не по вашим командам, а ориентироваться по карте; предлагать самому нарисовать карту под диктовку и т д

Интеллект: что это в психологии, виды умственных способностей, определение, структура, уровни, развитие, коэффициент

Буква в гостях

Прекрасная возможность надолго занять ребенка и познакомиться с алфавитом, развить навыки чтения.

Например: посвящайте каждый день определенной букве алфавита. Читайте сказки о ней, найдите ее в тексте, говорите только словами, начинающимися с этой буквы и т.д. Максимального эффекта можно добиться, если в игру будут вовлечены все члены семьи.

Найди лишнее

Предложите ребенку несколько наборов предметов, чтобы он мог выбрать еще один. Главное — подтвердить свою точку зрения, ведь зачастую правильных ответов может быть несколько. Игра позволит вам развить логику, знания об окружающем мире и словарный запас.

Постепенно можно предлагать ребенку найти общие черты в разнородных предметах, постепенно предлагая все более необычные сочетания.

Интеллект: что это в психологии, виды умственных способностей, определение, структура, уровни, развитие, коэффициент

Приемы и упражнения для развития интеллекта и памяти

Развитие интеллекта у детей и взрослых осуществляется по-разному, каждый из которых имеет свои особенности, плюсы и минусы.

Логические и интеллектуальные игры

К ним относятся шахматы, шашки, нарды, покер, различные головоломки, разработка компьютерных программ. Их работа — улучшить умственные способности, память, концентрацию внимания. Такие занятия учат здоровой конкуренции, позволяют получать удовольствие от дальнейшего развития.

Настольные логические игры продаются в специализированных магазинах. Их также можно скачать из Интернета.

Занятия математикой, точными науками

По словам Ломоносова, с помощью математики можно привести в порядок свой разум. Он прав, потому что работа с уравнениями и задачами — прекрасная возможность развить интеллект. Здесь задействованы одновременно многие его типы: абстрактное мышление, способность критиковать и анализировать, а также сравнивать, приводят к единому целому. Такие занятия хорошо тренируют память и концентрацию. По сути, это упражнения для всех типов интеллекта.

интересно, что математика нужна и взрослым, и детям.

Чтение художественной литературы

Упражнения на развитие интеллекта

Книги с увлекательным сюжетом — это расширение кругозора за счет получения новой информации, формирования вкуса, развития душевных качеств. Они улучшают воображение, повышают способность к обучению.

Однако не думайте, что книги — это панацея. Одного чтения недостаточно для развития интеллекта. Совместите это с другими полезными занятиями, такими как решение математических задач, изучение языков, логические игры.

Обучение

Наш мозг имеет способность получать и анализировать информацию. Это также показывает, как применять это в жизни. Не зря говорят, что учение — это свет. Благодаря ему человек получает знания и опыт, учится находить выход из сложных ситуаций, приспосабливаться к новым условиям.

Даже если полученная информация не пригодится в жизни, обучение считается успешным. Помогает расширить кругозор, развить память, улучшить навыки концентрации внимания. Кроме того, чем больше человек узнает, тем легче ему понимать новое.

Изучение других языков

По мнению ученых, изучение иностранных языков позволяет поддерживать высокий уровень интеллекта даже в преклонном возрасте. Для этого необязательно записываться в специализированные школы или записываться на курсы. Просто следуйте нескольким простым советам:

  1. Слушайте песни на иностранном языке. Вы должны делать это всегда, например, в длительных поездках или при уборке квартиры. Главный секрет успеха — регулярность.
  2. Смотрите зарубежные клипы. Часто их сопровождают субтитры, в которых произнесенные слова выделены другим цветом.
  3. Смотрите фильмы с простым и понятным сюжетом. Диалоги и актерская игра помогут понять, какие эмоции испытывают герои прямо сейчас.

Изучение иностранных языков способствует развитию практически всех типов интеллекта.

Общение с людьми

Взаимодействие с окружающими дает множество преимуществ:

  • расширите свой кругозор;
  • предоставляет новую информацию;
  • помогает избавиться от комплексов;
  • придает уверенность в себе;
  • способствует развитию умственных способностей;
  • повышает самооценку.

Ввиду этого необходимо как можно больше времени уделять общению. Желательно, чтобы он был жив. Но если это невозможно, вы можете общаться в социальных сетях.

Делать привычные вещи непривычными

У каждого много хороших привычек. День за днем ​​люди чистят зубы, умываются, ходят на работу, смотрят телевизор и делают другие повседневные дела. При этом мозг не имеет развития, так как действия доведены до автоматизма.

можно ли в этих случаях развивать ум? Ответ положительный. Вам просто нужно изменить свои привычки. Например, вы можете выбрать другой маршрут на работу или приготовить новый завтрак. Как вариант, наденьте одежду в необычном порядке. Смотрится смешно и нелепо. Но эти действия заставляют мозг работать. Благодаря этому развивается интеллект, улучшаются умственные способности, осведомленность, творческие способности.

Позитивное мышление

Положительная мысль

Жизнь не всегда идет по плану. Часто возникают тревожные и удручающие ситуации. Можно, конечно, запаниковать и поднять тревогу. Но это ничего не изменит. Лучше набраться сил, встать, двигаться дальше.

Позитивное мышление побуждает нас принимать неудачи как возможность стать лучше, умнее и целеустремленнее. Благодаря ему человек остается спокойным, сосредотачивается на проблеме и находит способ ее решить в кратчайшие сроки. И это прямой путь к развитию способности мыслить.

Видение перспектив

Каждое усилие в конечном итоге к чему-то приводит. Необходимо четко обозначить результат действий, поставить цель, тогда будет легче двигаться вперед. Это правило распространяется на все сферы жизни.

Человеку нужно знать, к чему приведет стремление к совершенствованию и самообразованию. Возможно, это будет личный или профессиональный рост. Или это возможность получить желаемую должность. В любом случае, видение перспектив с точки зрения развития умственных способностей — ключ к успеху.

Физические нагрузки

Это косвенный способ развития интеллектуальных способностей. Однако он не менее эффективен, чем другие. И тому есть две причины:

  1. Занятия спортом улучшают кровообращение, насыщают организм кислородом и вызывают выработку белков. Благодаря этому мозг начинает работать активнее.
  2. Физическая работа помогает морально расслабиться, освобождает интеллект от лишней информации, позволяет «перезагрузиться».

Одновременное физическое и интеллектуальное развитие — это то, к чему должен стремиться каждый человек. Оба эти занятия позволяют найти себя, обрести гармонию души и тела. Но есть один нюанс: делать это нужно регулярно.

Деградация интеллекта

Возможно, вы сами прекрасно понимаете, что все, что не используется, со временем приходит в негодность, и это касается и интеллекта (кстати, также рекомендуем вам прочитать статью «Сохранение ясного ума и интеллекта в старости»). Это можно назвать одной из простейших форм адаптации организма, основанной на особенностях окружающей среды и необходимости совершать действия.

Все умственные способности, равно как и обмен веществ, иммунитет и физическое состояние человека, соответствуют принципу приспособляемости. Чтобы сохранить свой тон, их нужно использовать. Вспомните, как после пары недель постельного режима во время болезни вам было как-то «неудобно» ходить и заниматься своими обычными делами. Точно так же, если интеллектуальные способности не требуются, они начинают угасать, постепенно забываются и т.д.

С научной точки зрения, если мозг остается бездействующим в течение длительного периода времени, целые нервные структуры, состоящие из синоптических контактов, ветвей тел нейронов, самих нейронов, дендритов и аксонов, начинают умирать. Итак, развитие интеллектуальных способностей требует, чтобы интеллект выполнял определенные задачи, и они должны быть важны и значимы для человека.

Что касается пассивности интеллекта (и особенно современного человека), то сегодня мы можем назвать реальные факторы, вызывающие интеллектуальную деградацию:

Первый фактор

В настоящее время можно найти огромное количество формализованной информации по самым разным предприятиям. Это инструкции, руководства, учебные пособия, советы и рекомендации, которые передаются из уст в уста. Это приводит к тому, что любая попытка развить свои навыки в интересующей области во многих случаях только вредит человеку и отнимает его время. Творческие инициативы работников многих организаций, к сожалению, пресекаются в корне. От человека требуется только владеть эффективной техникой и просто соблюдать правила.

Не будем спорить, есть еще много сфер деятельности, где без интеллекта не обойтись, где он требуется, где только с его помощью можно творить и творить. Однако потребность в людях, которые безрассудно делают то, что сказано, во много раз больше, чем потребность в очень умных людях, творческих, творческих и инициативных. Последнее, в свою очередь, приводит к тому, что интеллектуальный потенциал таких людей бездействует и исчезает за ненадобностью.

Все чаще встречаются специалисты узкой специализации, которым просто необходимо поддерживать существующий уровень интеллекта. Именно этих людей можно назвать «автоматами», «шестеренками» в самых разных системах. Тех, кто продолжает развивать свой интеллект по собственной инициативе и затягивает этот процесс на годы, несравнимо меньше.

Творчество, о котором мы уже не раз говорили, существенно отличается от всего, что создается по схемам, лекалам и инструкциям. Результат каждого творчества — оригинальность и неповторимость. Ценность творчества заключается как раз в способности создавать что-то новое, необычное, но все же актуальное, и это можно смело определить как символы использования высокого интеллекта.

Второй фактор

Условия жизни сегодня все более подвержены стандартизации, что проявляется в обобщенных культурных идеях. Уровень творческой идентичности снижается. Из-за обилия различных форм, обеспечивающих комфортную жизнь, люди перестают делать ошибки, заставляющие задуматься. Иногда отмечаются и некоторые психические отклонения, которые в общественной жизни особо не выражены. Но последствия всего этого отнюдь не разочаровывают.

Для многих людей сидеть и жить за счет других становится вероучением. Качество культуры быстро снижается. Из-за общепринятых норм и даже некоторых законов люди привыкают жить без интеллекта, но в любых других обстоятельствах это может стоить им жизни. А это еще одна причина деградации интеллекта людей.

Но люди, поддерживающие такой общественный порядок, стремятся сохранить и развить свой интеллектуальный потенциал. В противном случае общество столкнется с угрозой разрушения. Это говорит о том, что в целом не стоит говорить о том, что интеллектуальные возможности компании истощаются. Однако отношения между высокоинтеллектуальными и неразумными людьми смещаются в сторону последних.

Несмотря на это, есть смысл говорить об ослаблении этой тенденции в любой сфере, и именно благодаря такому положению вещей сохраняется определенная стабильность. Но эта стабильность иногда достигается за счет социальных конфликтов, многие из которых возникают именно из-за людей с низким интеллектом, но при этом они ведут себя наравне с другими, а иногда даже считают себя умнее и важнее других.

Особое внимание следует обратить на то, что в крупных городах два описанных выше фактора ухудшения интеллекта имеют большее значение, чем в провинциальных городах. Поэтому в «более развитых» местах наблюдается особое состояние психики их обитателей и повышение уровня интеллектуального упадка. И это при том, что именно там систематическим развитием своего мышления занимается наибольшее количество интеллектуально развитых людей (также рекомендуем прочитать статью «Проблемы с высоким IQ»).

Надеемся, что предоставленная информация, пусть и не полностью, тем не менее помогла вам приблизиться к пониманию интеллекта и его механизмов, и на их основе вы сможете сделать некоторые выводы для себя: стоит развивать интеллект, что влияет на его развитие , и так далее. Но в заключение нашей статьи хотелось бы немного поговорить о другой теме — теме гениальности.

Секреты развития интеллекта

Психическое развитие у взрослых: упражнения и рекомендации. Развитие интеллекта: действенные способы на каждый день

Прежде чем приступить к развитию интеллекта, необходимо усвоить правило: уроки должны быть полными, регулярными. Пример — спорт. Чтобы поправить здоровье, нужно отказаться от вредных привычек, добавить физическую активность, например, купив абонемент в тренажерный зал или бассейн. То же самое и с развитием эмоционального интеллекта и умственных способностей. Не думайте, что для разработки достаточно редкого чтения или устранения неполадок. Нужны комплексные действия, предполагающие наличие теории и практики.

Многие люди понимают важность развития умственных способностей. Однако они ничего не делают в этом направлении

Виной всему лень, нежелание менять привычки и выходить из зоны комфорта. Также большинство людей хотят найти простые способы решения проблем, а не усердно работать над собой. Именно эта черта человеческой натуры побуждает приобретать рекламируемые средства или тренажеры для похудения.

Достижение цели требует целеустремленности, дисциплины, силы воли. Только с помощью этих качеств можно заставить себя регулярно уделять время развитию ума.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://iklife.ru/samorazvitie/kak-razvit-intellekt.html
  • https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82
  • https://PsyLogik.ru/195-intellekt.html
  • https://mystroimmir.ru/psihologiya/intellekt.html
  • https://psychologist.tips/1232-chto-takoe-intellekt-i-mozhno-li-ego-razvit.html
  • https://vsepromozg.ru/razvitie/razvitie-intellekta
  • https://kukuriku.ru/razvitie/psychological/umstvennoe/
  • https://pokoleniedeti.ru/services/intellektualnoe-razvitie/
  • https://lifemotivation.online/razvitie-lichnosti/samorealizatsiya/razvitie-intellekta
  • https://4brain.ru/blog/intellekt-opredelenie-razvitie-i-degradaciya/
  • https://mir-logiki.ru/kak-povysit-intellekt-sposoby-razvitia-umstvennyh-sposobnostej/

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Следующая запись
Тренировка памяти: как научиться запоминать быстрее, больше, лучше