google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y

Интервальные повторения и мнемотехника: как часто и лучше повторять?

Интервальное повторение — что это?

Еще в 19 веке немецкий психолог Герман Эббингауз доказал, что всего за час наш мозг забывает около 60% новой полученной информации. На следующей неделе мы теряем еще 20%. Другими словами, забыть 80% всего, что вам объяснили на уроке две недели назад, — это не катастрофа, а норма жизни. Эббингаус назвал плод своего исследования кривой забвения, потому что забвение сначала идет очень быстро, но затем замедляется, а оставшиеся 20% данных мы запоминаем надолго.

Фундаментальный принцип кривой: скорость забывания информации обратно пропорциональна времени с момента ее сохранения. Чем больше времени прошло, тем медленнее мы забываем. Это привело Эббингауза к идее повторения информации через постепенно увеличивающиеся интервалы, чтобы действительно запомнить все на долгое время. Важно не пропустить точку невозврата, ведь лучше всего запоминать информацию, которая повторяется на грани забвения. Если вы опоздаете, ваш мозг потеряет часть данных.

Интервалы являются приблизительными, так как мозг и память каждого человека индивидуальны. Однако в общих чертах цепочка выглядит так: первое повторение — сразу после получения информации, второе — через 20-30 минут, третье — через день, четвертое повторение — через 2-3 недели после третьего, пятое повторение — через пару месяцев после четвертого и т д

Принцип работы методики интервальных повторений

Как известно, правило или слово редко запоминается с первого раза, и для того, чтобы закрепить их в памяти, важно повторить информацию, которую мы хотим запомнить.

Метод интервального повторения: что это такое и как его использовать
Наш мозг постоянно получает много разных данных и находится в режиме постоянной фильтрации: что можно полностью игнорировать, что можно забыть почти сразу, что нужно перенести в долговременную память и так далее, на новом материале вы создаете новый материал в мозговых нейронных связях, если эти связи не разрешены, они очень быстро разрушатся. С другой стороны, по мере их повторения и практики они становятся сильнее, и, таким образом, материал надолго сохраняется в памяти.

Для того, чтобы информация перемещалась в долговременной памяти и оставалась там, необходимо время, время, в течение которого запомненное должно быть повторено. Было показано, что есть условно идеальные моменты, к которым нужно вернуться, прежде чем забыть то, что вы узнали. Если вы начнете повторение до или после этого момента, оно будет не таким эффективным. Мозг каждого человека индивидуален, поэтому интервалы могут быть разными, но они основаны на научно доказанном механизме забывания.

Эффект интервала (от англ. Space — пробел) — это явление, демонстрирующее, что информация лучше запоминается, если она повторяется через увеличивающиеся промежутки времени.

Кривая забывания Эббингауза

Все началось с немецкого ученого Германа Эббингауза, который одним из первых провел эксперименты, раскрывающие структуру человеческой памяти и ее структуру. Эббингаус провел на себе серию тестов, включавших запоминание и забывание трехбуквенных слов. Он начал запоминать различные бессмысленные слова, такие как «WID», «ZOF» и «KAF», а затем приступил к проверке, насколько хорошо он запомнит их в разные периоды времени. Полученные таким образом результаты были нанесены на график, который теперь называется «Кривая забвения».

Забудьте о кривых в изучении традиционного английского гения

Результаты эксперимента оказались довольно неожиданными. Эббингаус обнаружил, что около 60% информации буквально забывается в течение часа после изучения, и постепенно этот показатель уменьшается. Другими словами, кривая забывания изначально имеет очень крутой наклон и постепенно спускается вниз. Эббингауз также обнаружил, что его память со временем «выровнялась». То есть на следующий день он смог вспомнить только несколько пунктов из списка, но вспомнил их много дней спустя.

Основные режимы повторения по методике Эббингауза

Есть два основных режима повторения, разработанных на основе кривой забвения Германа Эббингауза: краткосрочный и долгосрочный.

Краткосрочный режим повторения

Режим кратковременного повтора подойдет вам, если у вас есть 40-48 часов на запоминание материала.

✔Первый повтор материала должен происходить сразу после его прочтения.

Прочтите информацию еще раз через 18-20 минут после первого повторения.

✔ Третий повтор должен быть через 7-8 часов после второго.

✔ Через 23-24 часа после третьего повтора повторить материал еще раз!

Как можно активнее повторяйте то, что вы узнали. Делайте это осознанно. Каждое повторение должно сопровождаться не только воспроизведением информации, но и ее пониманием.

Чтобы активировать этот процесс и начать запоминать информацию осмысленным образом, найдите или создайте примеры из жизни по определенной теме. Эксперты утверждают, что активное и осмысленное повторение «заставляет» работать ассоциативную память и внимание, поэтому процесс запоминания становится более эффективным и качественным.

Специалисты советуют не слушать и не перечитывать информацию, а извлекать ее из памяти. Если у вас возникают трудности с извлечением определенных данных из памяти, просто изучите источник, найдите информацию, которую вы не помните, а затем продолжайте пересказывать материал.

Долгосрочный режим повторения

Если у вас есть больше времени для запоминания материала, чем два дня, и вам нужно запоминать информацию очень долго, то долгосрочный режим повторения для вас.

✔ Первый повтор следует произвести сразу после прочтения материала.

✔ Через 25-30 минут после первого повторения повторить материал еще раз.

✔ Третий повтор должен быть через 23-24 часа после второго.

✔ Повторите материал четвертый раз через 14-21 день после третьего.

✔ Через 60-90 дней после четвертого повторения повторить ранее усвоенную информацию еще раз.

Если вам нужно изучить большой объем информации, повторяйте это, чтобы степень детализации каждый раз была разной. В первый раз повторить изученный материал полностью, во втором повторении запомнить только ключевые моменты, во время третьего повторения сгруппировать всю информацию иначе или запомнить ее в совершенно другом порядке (от конца к началу, от конца к началу) от середины к началу, от середины к концу, от конца к середине, только начало и только конец и т д.). Чем точнее и детальнее вы обработаете весь необходимый вам объем информации, тем лучше вы ее запомните.

информацию нужно повторить не менее трех раз. Трехкратное повторение — это минимум, необходимый, чтобы остановить кривую забвения. Нелегальные разведчики, запоминая свою легенду, не только повторяют ее не менее 100-120 раз, но и регулярно обновляют свою память. И в этом нет ничего странного, ведь разведчик рискует своей жизнью, если он забудет даже малейшую деталь своей легенды или не вспомнит ее в нужный момент.

Правильное повторение материала не только улучшает его сохранение в долговременной памяти, но также упрощает и упрощает последующее воспроизведение.

Эббингауз повтор

4 основных способа повторения

Есть несколько популярных и эффективных способов помочь вам запомнить нужную информацию надолго. Для режима длительного запоминания характерны следующие приемы: вопросы и ответы, повторение, создание специальных карточек, тесты.

1. Вопросы и ответы

Ответы на вопросы по определенной теме — один из самых простых и эффективных способов запомнить ранее изученный материал. Вопросы есть почти в каждом учебнике, но многие просто пропускают их и не обращают на них внимания. Но зря, ведь эта методика действительно помогает систематизировать прочитанную информацию, разложить по полочкам в голове и запомнить ключевые моменты.

2. Пересказ

Репроцессинг — отличный способ запомнить материал в том случае, если перед вами не стоит задача воспроизвести полученную информацию в буквальном смысле. Во время повторения активируется словесное мышление, что не только положительно влияет на запоминание информации, но и помогает запомнить выбранный способ ее воспроизведения.

Когда вы скажете кому-то, что вы что-то прочитали, вы не только лучше запомните это, но и поделитесь полезной информацией с другими людьми. Если поблизости нет других людей или вы изучаете темы, понятные только коллегам, знакомым с данной специализацией, то встаньте перед зеркалом и расскажите материал самому себе. Вы можете зажечь свое воображение и представить себя школьным учителем или учителем колледжа, готовящимся к открытому классу или классу.

3. Карточки

Специально созданные карточки — это своего рода план повторения. Для создания такой карточки, с одной стороны, необходимо написать формулу, термин или понятие, а с другой стороны, описание этой формулы, термина или понятия в виде тезиса.

Не забывайте, что карта памяти — помощник, а не источник информации. Держите карты под рукой, пока вы их просматриваете, но старайтесь не смотреть на них слишком часто, так как ваша задача — как можно скорее узнать необходимую информацию и начать играть в них самостоятельно.

4. Тестирование

Эффективность теста как способа повторения и запоминания информации доказана многими серьезными исследованиями. Те вопросы, которые возникли на тесте, остаются в памяти человека практически навсегда.

Но имейте в виду, что вы получите максимальную отдачу от теста, только если сядете и пройдете тест, как только ознакомитесь с новой информацией.

Как запоминать информацию надолго

Эббингауз не только разработал кривую забывания, но и определил некоторые факторы, влияющие на нашу память. Принимая их во внимание, можно построить представление информации так, чтобы учащиеся усваивали материал более эффективно.

1. Сделайте информацию осмысленной для слушателей

Если вы тщательно структурируете материал, который студенты должны усвоить, чтобы он был ясным, значимым и логичным, им будет намного легче его запомнить.

Создайте ассоциации между вашим предметом и тем, что студенты уже знают, и контекстуализируйте изучаемую теорию. Это может быть массовая культура или повседневная жизнь, а в случае обучения взрослых задача даже упрощается: они уже накопили собственный огромный объем знаний и опыта, которые можно использовать. Попробуйте объяснить сложные концепции простыми примерами.

2. Учитывайте важность повторений

Простое повторение может затруднить быстрое удаление новой информации из памяти. Лучшее время, чтобы начать повторять то, что вы узнали, — это в течение 20 минут после того, как вы узнаете эту информацию. Если мы посмотрим на кривую забвения, мы увидим, что именно в этой точке линия резко падает в самом начале.

Да, после каждого сеанса информация все равно будет частично теряться, но забвение будет происходить медленнее. Эта техника запоминания состоит в повторении материала через определенные, постоянно увеличивающиеся промежутки времени: например, через 20 минут, затем через час, через три часа, день, три дня, неделю и так далее.

Проверка гипотезы о преимуществах интервального повторения в когнитивной психологии началась в 1970-х годах. Томас Ландауэр и Роберт Бьорк собрали группу студентов-психологов и проверили, насколько хорошо они запоминают отношения «фотография человека + его имя». Гипотеза подтвердилась: постепенное увеличение интервалов действительно позволяло участникам эксперимента надолго запоминать информацию.

важно понимать, что эту технику обычно изучают с точки зрения запоминания фактов, слов или формул. Пока неясно, насколько хорошо это работает с точки зрения усвоения более сложной информации, требующей размышлений.

3. Давайте ученикам дополнительные упражнения

Существует термин «overlearning» (от английского слова overlearning), который описывает процесс отработки навыка даже после того, как человек уже довел его до максимума. Например, если вы в течение часа отрабатывали трехочковые броски на баскетбольной площадке, дополнительные 15 минут практики позволят вам лучше закрепить этот навык.

хорошо изучено, как «перетренированность» помогает тренировать двигательные и зрительные навыки. С точки зрения усвоения информации это явление изучено недостаточно, однако ученые предполагают, что, например, при овладении иностранными языками или запоминании фактов он работает даже лучше, поскольку здесь задействованы высшие когнитивные функции. Поэтому не лишним будет больше времени уделить упражнениям для закрепления обработанного материала.

Виды и методы повторения

Помимо самого процесса повторения, особое значение имеют частота и интенсивность этого процесса. На протяжении всей истории изучения запоминания с повторением накопилось много техник, которые можно разделить на те, которые связаны с многократным повторением, и те, которые предлагают повторения с распределением по времени.

Многократное повторение

Религиозное образование построено на повторении. Следовательно, в индуизме многократное повторение мантры способствует не только запоминанию информации, но также ее пониманию и принятию на подсознательном уровне. Например, считается, что слушание, повторение или повторение мантры Харе Кришна поднимает сознание практикующего на духовный уровень. Согласно теологии Кришны, повторение мантры Харе Кришна позволяет достичь высочайшего совершенства в жизни — чистой любви к Кришне.

Кроме того, закон частого повторения составляет основу традиционного восточного образования. Например, традиционная китайская система образования сводилась к запоминанию огромного количества иероглифов, хорошему знанию классических произведений, умению свободно оперировать цитатами из высказываний мудрецов. Такой объем информации можно сохранить только путем многократного и постоянного повторения.

Распределенное во времени повторение

Многие исследования (первое из которых было проведено в конце девятнадцатого века) показывают, что повторение, распределенное определенным образом во времени, более эффективно, чем повторное воспроизведение. Такой тип повторения экономит время и силы, способствуя прочному усвоению информации.

Среди выявленных эффектов от использования синхронизированного повторения можно выделить следующие:

  • Временный регресс. Было обнаружено, что хранение материала происходит неравномерно. За хорошим запоминанием может последовать регресс, иными словами, затемнение. Но такой сбой часто бывает временным, и память снова воссоздает забытую информацию.
  • Память делает скачок. Запоминание информации происходит не по дням, а по часам, и каждое новое повторение может иметь другой результат, более или менее эффективный, чем предыдущий.
  • Быстрый старт. Когда вы изучаете материал, который легко запомнить, первые несколько повторений более эффективны, чем последующие. Каждое новое повторение приводит к небольшому увеличению объема хранимого материала.
  • Быстрое завершение. При хранении сложного материала процесс идет сначала медленно, а затем быстро. Эффект от первых нескольких повторов часто недостаточен, и объем хранимого материала только увеличивается с повторениями.
  • Воспоминание — это эффект, при котором через некоторое время после изучения материала вспоминаются некоторые дополнительные детали, на которые вы не сразу обратили внимание. Следовательно, программа запоминания отложенной игры может быть более продуктивной, чем несколько повторений сразу после запоминания. Это происходит потому, что в промежутках между хранением и воспроизведением в нашей голове осуществляется дополнительная бессознательная фиксация информации.

Эти эффекты запоминания были выведены в результате многочисленных экспериментов и наблюдений. Изучение проблемы повторов хранимой информации привело к появлению методик, позволяющих достаточно точно определить, когда повторы наиболее эффективны. Одна из самых популярных техник описана в концепции Германа Эббингауза, описанной ниже.

Где и как применять методику?

Многие языковые курсы, славящиеся своей эффективностью, стали использоваться при изучении иностранных языков.

Ученый выяснил, что лучше всего запоминаются начало и конец любой информации. Они назвали это «краевым эффектом». Это свойство мозга стали использовать не только для хранения текстовой информации, но и в интеллекте во время разговора.

Повторение во времени позволяет хранить полученную информацию в течение длительного времени.

Они начинаются и заканчиваются разговором ни о чем, а между ними мало кто запоминает важную информацию. Но не всегда получается. Потому что если прикоснуться к «наболевшей» для собеседника теме, он обязательно ее запомнит.

Чтобы запоминать больше и лучше, вам нужно знать еще несколько особенностей памяти.

Материал хорошо запоминается при содержательном изучении. Нет смысла запоминать информацию без надобности, будет эффективнее сначала понять, а потом учиться. Эббингаус определил, что значительная скорость хранения была в 9 раз быстрее.

Новые знания, уже имеющиеся в известной области, запоминаются намного быстрее. Полученная новая дополнительная информация связывается с существующей путем формирования логических связей и длительное время сохраняется в памяти.

лучше запомнить все данные. Например, чтобы выучить стихотворение, необходимо прочитать его целиком, а не строфами. Вспомните, как дети разучивают любимые стихотворения.

Они просят вас постоянно ее читать, время от времени, когда вы хотите, чтобы ваш ребенок что-то прочитал. И тогда они легко дадут вам полное стихотворение через некоторое время без ошибок. Да и вы, прочитав много раз, уже хорошо знаете стих, не ставя перед собой этой цели.

Если человек знает, что информация, которую он пытается запомнить, будет ему полезна в будущем, то лучше всего сохранить ее в памяти.

Подобная информация мешает хранению

Подобная информация препятствует хранению. Если у вас есть такая информация в вашей памяти, она будет смешиваться с новыми (это свойство называется интерференцией), и запоминание будет медленнее.

Подобные воспоминания влияют друг на друга, и чем больше они похожи, тем сложнее будет поделиться ими в памяти. Например, вы решили сменить пароль, который долгое время использовали для входа в почтовую программу, и в следующий раз вы будете автоматически вводить старый пароль, пока не вспомните новый. Поэтому изучение подобной информации лучше распространить на время.

Это свойство памяти можно использовать во время связи, если, наоборот, вы не хотите, чтобы информация запоминалась. Когда собеседник пытается вспомнить события, а вы не хотите, чтобы он вспоминал, начните предлагать.

Сходны по смыслу, но неверные данные будут создавать помехи и, таким образом, мешать работе памяти. Это уловка, которую часто используют юристы, чтобы заставить людей сомневаться в том, что они помнят.

При общении, если вы не хотите, чтобы собеседник запомнил, о чем вы говорили, создавайте такие же помехи, говорите на похожие темы, вещи, события, спрашивайте мнение оппонента. Тогда в памяти возникает путаница, и человек больше не будет уверен, что точно помнит, о чем шла речь.

Часто бывает, что с помощью подсказок вы пытаетесь помочь собеседнику запомнить какую-то информацию, но на самом деле оказывается, что вы его просто сбиваете с толку.

Режимы повторения

Чтобы не попасть под влияние кривой Эббингауза, а также усвоить максимальный объем информации, можно воспользоваться проверенным методом обучения. Интересен тот факт, что он был разработан самим ученым. Он был уверен, что информацию нужно повторить именно тогда, когда мозг вот-вот ее забудет.

Вы можете использовать этот метод, когда у человека осталась пара дней. Весь процесс условно можно разделить на четыре этапа, последовательность которых важно соблюдать. Информация может быть повторена сразу после прочтения. Дальнейшее повторение выполняется через 20 минут. Третий раз стоит повторить материал примерно через 8-10 часов. Еще через день выполняется четвертый повтор.

Когда у человека будет достаточно времени, долгосрочный метод обучения станет более эффективным. В этом случае повтор материала также проводится через несколько недель и месяцев. А чтобы память не подводила, нужно постоянно ее развивать. Симуляторы Wikium отлично подходят для этого.

Метод сторителлинга

Согласно исследованиям, наш мозг настолько любит истории, что хорошее повествование может вызвать выброс окситоцина, гормона, повышающего эмпатию у людей.

Истории содержат все качества информации, которые заставляют наш мозг любить и запоминать: яркие и красочные изображения, увлекательные сюжеты. Рекламная индустрия всегда пользуется этими возможностями, но вы тоже можете использовать рассказывание историй, чтобы запомнить важную информацию. Тем более, что это довольно просто.

Суть метода в том, что вы создаете несколько текстур, включающих элементы, которые вам необходимо запомнить. В результате эти элементы последовательно комбинируются и создаются истории, которые мозг может лучше усвоить и воспринять.

Верность повествования в данном случае не имеет значения. Как и в случае с методом локусов, в случае повествования важно органично вставить интересующую вас информацию в повествовательную цепочку.

Ноотропы для улучшения памяти

Вы, наверное, уже много раз слышали об этом, чтобы гироскоп правильно выполнял свою работу, вам нужно правильно питаться, пить много воды и принимать витамины. Я освобожу вас от этих приземленных истин и сразу перейду к списку того, что и в каких комбинациях принимать для максимальной прокачки памяти. Я перечисляю только то, что разрешено и продается в России.

Прамирацетам. Это вещество заработало репутацию в сообществе ноотропов как стимулятор памяти. Исследователи выяснили, что он в 30 раз сильнее своего «предка» — пирацетама.

Блокаторы кальциевых каналов. Воздействуя на концентрацию внутриклеточного кальция, можно значительно улучшить церебральный кровоток. Популярный вариант — циннаризин (стугерон).

Кофеин + L-теанин. Сам по себе кофеин не улучшает умственную работоспособность. Однако комбинация с аминокислотой L-теанином, содержащейся в листьях зеленого чая, может улучшить рабочую память.

Бакопа Деньги. Вещества, содержащиеся в этой траве, взаимодействуют с дофаминергической и серотонинергической системами. Проще говоря, у него поднимается настроение и появляется волна мотивации. Благодаря этому нейроны быстрее растут и, следовательно, активнее формируют наши клетки памяти.

Альфа ГПХ + Гуперзин. Альфа — это самый простой способ повысить концентрацию нейромедиатора ацетилхолина в организме, который играет ключевую роль в таких процессах, как память и обучение. С другой стороны, гиперзин — это вещество, которое предотвращает слишком быстрое разложение ацетилхолина. Это позволяет тратить меньше ресурсов на поддержание желаемого уровня нейромедиатора. Вместе они дают максимальный результат.

Этих пяти вариантов будет более чем достаточно, чтобы вы начали. Главное, не торопиться покупать все и смешать все в одном коктейле. Хотя данных об их несовместимости нет, последствия могут быть непредсказуемыми. И не забывайте индивидуальную непереносимость.

Если вы все же хотите протестировать почти все вышеперечисленное сразу, рекомендую обратить внимание на Clear Focus от Vivaherb. Это ноотропный комплекс, в котором объединены 11 компонентов, в том числе добрая половина того, что я перечислил выше. Протестировано и зарегистрировано как в Европе, так и в Российской Федерации.

Я уже несколько раз говорил об этом в своей телеграмме и в статье «Рутины и ноотропы». Прочтите, если пропустили. Помимо мнения Фокуса, есть еще много интересного. Сам с лета активно принимаю, отзывы подписчиков тоже полностью положительные.

Спасибо за внимание, надеюсь, что благодаря этому посту ваш процесс обучения станет немного более эффективным, а ваше отношение к достижению результата станет более боевым.

Наконец, есть три общие истины:

Если поторопишься, ты рассмешишь людей. Выучить программирование или даже Microsoft Word за месяц невозможно. Даже с супер-пупер системой, самым дорогим программным обеспечением и полным кабинетом ноотропов вам придется потратить тысячи часов на тренировки. К счастью, с помощью вышеперечисленного пройти этот путь будет намного проще.

Знать все на свете нереально. Но я, лаская свою мечту, блестяще решила проблему — отдаю приоритет. Вам не стоит беспокоиться о том, что сейчас не нужно или что вам так нравится своими перспективами. Особенно, если это реклама каких-то онлайн-курсов, обещающих вам кучу золота и светлое будущее.

Успех — это пол информации и действий. Практика намного важнее теории, знание и способность — две большие разницы. Первым достигнет воды в пустыне тот, кто первым возьмет лопату и начнет копать, а не тот, кто потратит десять тысяч часов, чтобы понять принципы режущей конструкции, аэродинамику штыка и химический состав почвы.

Более интересную и полезную информацию о биохимии мозга, обучении и о том, как настроиться на продуктивную повседневную жизнь, можно найти в моем Telegram-канале. Подписаться! Буду рад видеть вас в числе моих читателей.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://www.yaklass.ru/novosti/akcii-i-novosti-za-2021-god/stati-i-novosti-za-09-2021/lajfhaki-dlya-shkolnikov-intervalnoe-povtorenie
  • https://ty-poliglot.ru/metod-intervalnyh-povtorenij/
  • https://vc.ru/services/135489-zapomnit-vse-kak-povysit-effektivnost-obucheniya-s-pomoshchyu-prilozheniya-anki
  • https://BestLavka.ru/krivaya-zabyvaniya-ehbbingauza-4-osnovnyh-sposoba-povtoreniya/
  • https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-krivaya-zabyvaniya/
  • https://4brain.ru/memory/povtorenie.php
  • https://pokoriaem.ru/samorazvitie/kak-zapominat-lyubuyu-informaciyu-na-dolgo-krivaya-zabyvaniya-ebbingauza-obzor-metodiki-video.html
  • https://blog.wikium.ru/krivaya-ebbingauza-kak-zapominat-bolshe-i-luchshe.html
  • https://kontur.ru/articles/5140
  • https://vc.ru/life/169246-tri-metodiki-dlya-effektivnogo-usvoeniya-novoy-informacii

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
Когнитивные способности – что это такое, их характеристика и как развить
Следующая запись
Среднее образование — что это такое, общее полное (неполное), профессиональное и специальное