google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y

Как научить читать нечитающих детей?

Содержание
  1. Когда учить ребёнка читать
  2. Ребенок точно готов учиться читать, если он:
  3. Ребенку 5 лет. Как научить читать по слогам
  4. Методики обучения чтению
  5. Звуковой метод
  6. Традиционная методика с азбукой и букварем
  7. Обучение по методу Домана
  8. Чтение по слогам
  9. Чтение по складам
  10. Кубики Зайцева
  11. Методика Н.Жуковой
  12. Тест на готовность
  13. 0–5 очков
  14. 6–12 очков
  15. 13–18 очков
  16. Как облегчить обучение чтению для дошкольника
  17. Больше хвалить и никогда не ругать
  18. Заниматься понемногу, но регулярно
  19. Читать книги вслух
  20. Обсуждать прочитанное
  21. Идти от простого к сложному
  22. Упражнения для первоклашек
  23. Автоматизированное чтение слогов
  24. Хоровое чтение
  25. Комплекс заданий
  26. Задание «Буксир»
  27. Прыжок-остановка
  28. Половинка
  29. Техники скорочтения
  30. Линейное чтение
  31. Метод беглого скольжения
  32. Сканирование
  33. Быстрая визуальная последовательность
  34. Артикуляция
  35. Подавление артикуляции
  36. Как правильно читать скороговорки?
  37. Чтение прозы
  38. Популярные вопросы и ответы
  39. Как научить ребенка читать по слогам?
  40. Как научить ребёнка быстро читать?
  41. Почему ребёнок не хочет читать?

Когда учить ребёнка читать

У экспертов дошкольного образования нет единого мнения о том, в каком возрасте следует начинать учиться. Некоторые авторы методов раннего развития настаивают на том, что начинать нужно через два-три года. Другие считают, что в этом нет необходимости на шесть-семь лет. Некоторые американские ученые считают, что не существует единых стандартов. Некоторые дети учатся читать в возрасте трех-четырех лет, другие — в возрасте семи лет и старше. Принуждение детей к обучению до того, как они будут готовы, может нанести им вред, соглашается Владимир Загвоздкин, старший научный сотрудник Федерального института развития образования. В беседе с РИА Новости эксперт заметил: «Заставлять читать ребенка, у которого еще не созрели мозговые центры, отвечающие за процесс чтения, не только бесполезно, но и может нанести значительный ущерб его развитию».Домашнее образование - РИА Новости, 1920, 06.05.2020
6 мая 2020, 09:05

Ребенок точно готов учиться читать, если он:

  • может строить законченные предложения, говорит четко и связно;
  • легко произносит и различает звуки слова, не путает согласные слоги (zha-za, da-ta) и буквы в согласных словах (code-cat);
  • различает понятия право-лево, верх-низ;
  • правильно произносить буквы;
  • проявляет интерес к письмам и чтению.

Если ребенок каким-то образом не соответствует критериям, но проявляет интерес к литературе и книгам, это нормально. Речь не такая связная, как хотелось бы: мы больше общаемся с ребенком, задаем и отвечаем на его вопросы. Вместо c получается w: находим логопедические упражнения, делаем специальную гимнастику или ходим к логопеду.

Ребенок уже не просто смотрит книги с иллюстрациями, а просит или даже делает вид, что что-то читает, или пытается разобраться самостоятельно? Время пришло. Не упустите момент.

Ребенку 5 лет. Как научить читать по слогам

Практически все дети сегодня ходят в первый класс, уже умея читать. А родители считают практически обязательным приучать к чтению 5-6-летнего ребенка. Кто-то делает ставку на уроки в детском саду или «развитие», кто-то — на подготовку к школе. Как научить ребенка читать дома? Стоит ли учиться читать по слогам? Как это сделать правильно и быстро? Об особенностях обучения чтению дошкольников — в статье Центра начального образования Госкорпорации «Просвещение».

Когда учить ребенка читать?

Методики обучения чтению

Есть много способов научить ребенка читать. Один и тот же метод подходит не всем детям.

Звуковой метод

Этот способ обучения был разработан в 19 веке. Первым этапом было настойчивое произношение согласных, после чего происходило слияние согласного и гласного. При этом ребенку не предлагали заучивать названия букв. Звуковой метод широко используется для обучения англоязычных детей чтению. В английском одну и ту же букву можно читать по-разному, в зависимости от того, какие буквы рядом с ней. Например, в слове «кошка» буква «c» читается как k, а в «cinema» — как s. В России звуковая методика была значительно усовершенствована и легла в основу современного классического способа обучения грамоте.Ученики в школьном коридоре - РИА Новости, 1920, 19.01.2021
19 января, 08:00 Вперед в прошлое: как учат российских детей по «сталинским» учебникам

Традиционная методика с азбукой и букварем

Самый известный из создателей этой методики — Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России. Ушинский предложил принципиально новый подход: не просто запоминать и комбинировать элементы языка, а анализировать живую речь. Например, в учебнике для учителей «Родное слово» были упражнения по сопоставлению звуков и их сочетаний между собой, разделению слов на слоги, выбору из них гласных. По этой методике дети учатся читать буквы и их сочетания, а значит — простые тексты по слогам.

Обучение по методу Домана

Глен Доман долгое время изучал интеллектуальные способности детей и пришел к выводу, что основная информация поступает в мозг до 6 лет и требует минимум времени для усвоения.

Он предложил учить детей читать без дополнительной мотивации, просто показывая им карточки со словами и картинками. По мнению психологов, в основе обучения лежит фотопамять.

Карты Домана

Карточки следует показывать ежедневно, глядя в глаза в течение нескольких секунд. Количество отображаемого материала постепенно увеличивается. Например, в первые 3 дня показывайте 2-3 карточки не реже 2-4 раз в день. На 4-7 дней по 5 карт. И т.д.

Молниеносных результатов не ждите, но через месяц-полтора малыш будет знать и читать более 30 слов. Начать тренировку можно с подгузника.

Чтение по слогам

Это есть у всех родителей. По этой системе детей учили читать в советской школе. Сначала ребенок изучает алфавит, затем складывает их по слогам, простым словам. Это лучший вариант для домашнего обучения. Это понятно педагогам и непрофессиональным детям. Легко усваивается, приносит в короткие сроки хорошие результаты.

Чтение по складам

Ребенку необходимо выучить гласные. Тщательно закрепите их. Затем переходите к усвоению согласных, попутно придавая им мелодичные звуки для чтения.

При чтении слово разбивается не на слоги, а на склады. Например, ЧА-Ш-КА. Каждая согласная отвечает за свой склад.

Кубики Зайцева

Набор содержит 52 единицы демонстрационного материала. Это квадратные кубики со слогами. Они бывают разных размеров и цветов. 7 из них повторяются. Звонкие кубики: шумят, если на них написан глухой согласный, гремят, если звонкие. Их нельзя использовать для формирования слов с неправильным написанием. Например, нет слогов ЖЫ, ЩЯ. Мальчик получает навык грамотности.

Кубики Зайцева

На первых уроках с 4-5 летними нужно предлагать поиграть кубиками, не зацикливаясь на буквах и слогах. Ребенок сам поймет, что они отличаются друг от друга.

На следующих уроках ребенок может начать складывать слова по шаблону, начать читать. Важно, чтобы родители не заставляли их учиться, а постепенно давали знания, стимулируя и рассказывая во время игры.

В набор Зайцева входят таблицы. Они висят на уровне глаз ребенка. Информация сохраняется автоматически.

Слог Зайцев

Методика Н.Жуковой

Методика Жуковой по обучению дошкольников чтению считается наиболее эффективной, так как учит ребенка читать от звуков к буквам. Это важно, так как в этом случае ребенок сначала учится слышать звуки в слове, а затем и буквы.

Изучая с ребенком букварь, произносите вслух звуки, а не буквы: звук «M», а не букву «EM», звук «S», а не букву «ES». Это позволит ребенку избежать ошибок, соединяя буквы в слоги.

В противном случае ребенок будет читать вместо: «AM — AEM» вместо AS — NPP или ASE.

Методика Жуковой по обучению дошкольников чтению считается наиболее эффективной, так как учит ребенка читать от звуков к буквам. Это важно, так как в этом случае ребенок сначала учится слышать звуки в слове, а затем и буквы. Ребенок сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединяет буквы в слоги.

Букварь Н. Жукова
Букварь Надежды Жуковой — самый эффективный метод обучения дошкольников чтению

При использовании букваря Жуковой обязательно ознакомьтесь с советами автора, как правильно начать учиться. Они находятся внизу страницы букваря.

Тест на готовность

Еще один вариант оценки готовности ребенка к чтению — это тест. Просмотрите его с дошкольником, ответьте на несколько вопросов сами. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл, отрицательный — 0 баллов.

  1. Любит ли дошкольник, чтобы его читали?
  2. Внимательно слушайте чужое чтение?
  3. Вы можете повторить услышанный текст?
  4. Вы любите самостоятельно изучать книгу?
  5. Детского сада больше заботит содержание, чем изображения?
  6. Читает ли дошкольник картинки? Например, он раскрывает любимую сказку и рассказывает ее выразительно, демонстративно проводя пальцем по линиям?
  7. Ему нравится играть с книгами, изучать алфавит больше, чем смотреть мультики?
  8. Делает ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Аккуратно ли он хранит и изучает детские книги?
  10. У вашего ребенка большой словарный запас?
  11. Вы чаще говорите полными, подробными предложениями?
  12. Знаете ли вы большое количество небольших стихов, сказок, песен?
  13. Можете ли вы найти слово для определенной буквы? Например, произнесите слово, начинающееся с M (замените любую фонему).
  14. Вы знаете алфавит, если нет, хотите выучить буквы?
  15. Если он знаком с буквами, пытается ли он сам соединить их в слоги?
  16. Он правильно произносит все звуки?
  17. Можете ли вы различить слова РАК и МАС?
  18. Он просит научить его читать?

Суммируйте баллы, смотрите результаты:

0–5 очков

Научитесь читать своего малыша пораньше.

Это его не интересует в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику до 5 лет, сердиться не стоит, не волнуйтесь, это нормально. Дети после 5 лет с таким результатом теста должны начать привыкать к книгам, интересоваться, увлекать картинками, затем — содержанием. Создавайте игру с сборниками сказок, чаще читайте крохи сами перед сном.

6–12 очков

Тяга к самостоятельному чтению нестабильна. Обратите внимание на домашнюю библиотеку, вместе ходите в библиотеку. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками поможет в большей степени проявить инициативу.

Ваша задача — больше времени уделять чтению, зажечь интерес к сюжету, технике составления слов. Например, не читать до конца, остановитесь на моменте эпилога и пожаловаться, что сам еще не умеет читать, поэтому концовку узнает только завтра.

13–18 очков

Поздравляю! Ваш ребенок готов читать полностью, он ждет новой информации, он хочет получать ее в больших объемах через книги, читая сам. Не нужно откладывать обучение, начните сегодня.

На заметку! Под обучением чтению понимается целенаправленная работа по привитию навыка осознанного складывания слогов, слов и предложений. К серьезным занятиям дети готовы в 5-6 лет. Буквы, элементарные сочетания согласных и гласных можно начать осваивать гораздо раньше, в 2-4 года.

Как облегчить обучение чтению для дошкольника

Больше хвалить и никогда не ругать

нам, взрослым, сложно представить, насколько сложно ребенку на самом деле освоить такой сложный навык, как чтение с нуля. В конце концов, уметь читать означает уметь соотносить звук с буквой или комбинацией букв, понимать значения читаемых слов и смысл текста.

Если родители воспринимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда ребенок чего-то не понимает, это не подтолкнет ученика к развитию, а только усложнит процесс. Поэтому важно хвалить маленькие победы: я узнал пропущенную в прошлый раз букву — отлично, встречала двухсложное слово без помощи папы — умно.

Не принимайте неудачи в результате халатности маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза, это повод искать другое объяснение или уделять больше времени практике. Если вы чувствуете усталость и беспокойство, стоит прекратить занятия и вернуться в хорошее настроение.

Заниматься понемногу, но регулярно

Не стоит ожидать от ребенка упорства и желания часами разбирать незнакомые буквы. Дошкольникам сложно удерживать внимание на уроке более 25 минут, и даже такие небольшие занятия следует прерывать физкультурой и играми, чтобы ребенку не было скучно. Так устроена школьная подготовка Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.

Но регулярная практика важна, гораздо важнее, чем продолжительность занятия. И это не обязательно должны быть просто уроки — вы можете искать знакомые буквы на вывесках на ходу, на вывеске на двери детской поликлиники, на пачке любимых кукурузных хлопьев.

Читать книги вслух

В серии исследований, проведенных доктором Викторией Перселл-Гейтс среди пятилетних детей, которые еще не умеют читать, было обнаружено, что те дети, которым их родители регулярно читали вслух в течение двух лет, выражали мысли более языком более длинные предложения и более сложный синтаксис.

Кроме того, чтение вслух со взрослыми помогло расширить словарный запас детей, поскольку родители объясняли значения новых слов, с которыми дети не сталкивались в повседневной жизни.

Мнение эксперта По словам нейробиолога Марианн Вулф, вечера чтения с родителями помогают развить любовь к чтению, потому что у ребенка возникает связь между чтением вслух и чувством любви и тепла.

Обсуждать прочитанное

Роль коммуникации в обучении грамоте трудно переоценить. Вначале важно спросить, интересно ли ученику, устал ли он, что он помнит из урока. Когда дошкольник учится читать связные тексты, обязательно задавайте вопросы по их содержанию.

замечательно, если ваш ребенок читает самостоятельно и без родительского совета, но даже в этом случае не лишайте его возможности обсудить с вами прочитанное. Например, вы можете спросить:

  • Какой герой тебе нравится?

  • Как вы думаете, эта героиня похожа на вас? Хотели бы вы быть похожей на нее?

  • Что бы вы сделали, если бы были героем?

  • Почему произошло описанное событие? Как связаны эти два события?

  • Какие чувства вызвало у вас чтение?

  • Что вы запомнили больше всего из прочитанного?

  • Как вы думаете, чему хотел научить автор? Зачем он это написал? Вы согласны с автором?

Идти от простого к сложному

От соответствия звуков и букв — к слогам, от коротких слов — к наиболее достоверным и сложным словам. Казалось бы, это очевидно, но нет: иногда родители сначала настолько довольны успехами ребенка, что подталкивают его к изучению более сложных тем, которые он готов воспринимать. Конечно, программа должна устраивать ученика, но не стоит пропускать шаги, даже если ребенок прогрессирует.

Существуют методики, предполагающие научить ребенка читать, запоминая слова целиком. К сожалению, эксперименты показывают, что эти методы обычно дают худшие результаты. Например, группа ученых из США изобрела искусственный алфавит и предложила испытуемым выучить его, а затем прочитать слова, написанные с использованием этого алфавита. При этом одному из испытуемых сразу же объяснили принципы соответствия между звуками и буквами, а другим пришлось самостоятельно выводить правила чтения на основе целых слов. Оказалось, что первая группа может читать новые и ранее неизвестные слова лучше, чем вторая.

Поэтому мы рекомендуем вам выбирать те методы обучения, которые включают четкие инструкции о соотношении звука и буквы — и это особенно важно для тех детей, которым трудно читать. Ниже мы собрали некоторые из этих приемов, которые вы можете использовать для обучения своего дошкольника дома.

Упражнения для первоклашек

Первый класс психологически самый сложный, но очень интересный период жизни. В первые месяцы учебы в школе ребенок адаптируется к новому коллективу, учителю, приучается к дисциплине и узнает много нового. Не рекомендуется начинать курс свободного чтения в первой половине года. Первокласснику просто не хватает сил и азарта на дополнительную нагрузку в домашних условиях.

Если вы считаете, что ребенок может и хочет стать первым в технике чтения среди одноклассников, проводите уроки в игровой форме, не заставляя его долго сидеть на книге.

По словам профессора И.Т. Федоренко, автора своей методики обучения чтению, эффективность уроков зависит не от количества затраченного на урок времени, а от его качества. Составьте четкий план: делайте простые упражнения по 5-6 минут два-три раза в день. Если ученик не в хорошем настроении, устал, отложите занятие на пару часов, дайте ему отдохнуть и настроиться на работу.

Важно! Отдых — это прогулка, активные игры, обед или дополнительный полдник. Не позволяйте сидеть возле телевизора, компьютера. Просмотр мультфильмов или игра в онлайн-игры в сети психологически не разгружает ученика.

Если вы решили заниматься с первоклассником дома, без помощи профессионалов используйте следующие упражнения:

Автоматизированное чтение слогов

Скачайте онлайн бесплатно или создайте свою собственную слоговую таблицу.

Например, это:

Первоклассник может ознакомиться с процессом изучения алфавита.

Слоговая таблица используется на каждом уроке. Первоклассник за урок читает одну-три строчки, постепенно набирая темп. Если обучение проходит в команде, то сначала строки слоговой таблицы произносятся хором, затем индивидуально.

Благодаря силлабической таблице ученик легко понимает структуру слов, учится читать слова быстрее — автоматически. Комбинации букв произносятся по вертикали и горизонтали. На вводном занятии лучше тщательно проработать строчку с такой же гласной: ГА, ДА и т.д. Прочитать слоги долго, не разделяя на звуки.

Бесценно использование силлабической таблицы на занятиях логопедом: тренируется артикуляционный аппарат, задаются проблемные звуки. Благодаря использованию таблицы слогов для тренировки навыков чтения, при улучшении речи ребенок приобретает навыки правописания, нейтрализует склонность к дисфографии.

Хоровое чтение

Используется как разминка в начале урока. Детям раздают листы бумаги с текстом, желательно стихами или поговорками. Материал читается хором в среднем темпе. Затем каждый ученик произносит выбранную скороговорку шепотом или вслух. Это тренирует ваш сустав.

Комплекс заданий

В него входят следующие упражнения:

  1. многократное чтение по скорости и времени;

Дети приглашаются к тексту. Они читают его в одиночестве, в тишине. Учитель отмечает 1 минуту. Остановившись, дети отмечают карандашом место, на котором они остановились.

Отдыхайте 3-5 минут. В это время можно произносить скороговорки. Займитесь артикуляционной гимнастикой.

  1. читайте в хорошем темпе;

Подбираем знакомый текст, перечитываем минутку. Сравните первый и второй результаты. Чаще всего дети быстрее читают знакомый отрывок, делая меньше ошибок. Успех создает позитивный настрой. Перейдем к новому материалу.

  1. знание нового текста и выразительное чтение;

Для уроков, отрабатывающих технику чтения, лучше всего брать тексты, которые невозможно прочитать за минуту бегло. У детей должен быть кусок нового материала, чтобы практиковать скорость чтения. Прочтите незнакомую часть текста хором, быстро, но выразительно.

Используйте серию упражнений на каждом занятии в течение 1-2 недель.

Задание «Буксир»

Эта задача заключается в следующем: лексический материал читается вместе с родителем. Взрослый выбирает такой ритм, чтобы ребенку не было сложно или слишком легко. Два-три предложения читаются хором, родитель молчит, продолжая читать молча.

Даже ребенок не останавливается, читает про себя, стараясь поддерживать заданную скорость. После пары предложений взрослый начинает произносить текст вслух. Если ученик не сбавит обороты, он прочитает то же самое с родителем.

Это упражнение можно выполнять в парах. Дети распределяют роли. Сильный ученик играет роль придурка, а слабый следует за ним. Для первых нескольких уроков по этому шаблону используйте подсказку: проведите пальцем по тексту, читая беззвучно. Студент, следующий за фортом, будет продолжать читать вслух по совету и скорости партнера.

Прыжок-остановка

Упражнение похоже на игру. Развивают внимание, зрительную память, ориентацию в тексте.

Задача выполняется следующим образом. Ребенок сидит за столом, перед ним текст. По команде взрослого начните читать на большой скорости. Когда звучит приказ об остановке, ребенок закрывает глаза и отдыхает 10-15 секунд. Затем учитель дает команду читать.

Первоклассник должен быстро найти, где остановиться в тексте, и продолжить чтение. Это простой способ улучшить внимание и зрительную память.

Важно! Не нужно помогать искать точку остановки в книге. Прием построен по принципу полной независимости.

Половинка

Подготовьте учебный материал. Напишите двух-трехсложные слова на большом листе бумаги формата А4. Например, «кот», «ложка», «девочка». Затем разрежьте листы так, чтобы слова можно было сложить пополам. Перемешайте карты.

Игриво предлагайте находить и добавлять части слов для ускорения. Но скорость здесь не самое главное.

Правильно проведенное занятие развивает воображение и память.

Для справки! Интересным методом обучения детей чтению из детской кроватки являются карточки Домана-Маниченко. Это картинки со словами. Показывают они ребенку быстро, 2-3 секунды. С четырех до десяти в день. Через 5 дней малыш назовет слова, написанные на карточке. Метод основан на фотопамяти.

А вот еще один интересный способ, очень простой и в то же время эффективный, так как он помогает быстро научиться читать.

Техники скорочтения

Среди основных техник быстрого чтения можно выделить несколько наиболее показательных

Линейное чтение

Читайте слово за словом и строку за строкой, как вас учили с самого начала. Это эффективный метод для сложных материалов и со скоростью менее 800 слов в минуту.

Эффективные движения рук, расширение поля зрения, отсутствие регрессов и артикуляции помогают ускорить этот метод чтения.

Метод беглого скольжения

Человек оценивает области текста и выделяет важные части. Считывание с поверхности или «скольжение» — это просто выборочное линейное считывание. Другими словами, это чтение по слову, по строке, но вы не улавливаете каждое слово. При поверхностном обучении обычно рекомендуется читать только первую строку каждого абзаца. Этот метод может помочь вам получить представление о содержании рассказа или статьи, но он не подходит для сложных учебных текстов

Сканирование

Иногда прокрутка (поверхностное чтение) и сканирование (быстрое чтение) используются как взаимозаменяемые.

«Сканирование» — это другой процесс; при сканировании вы обычно что-то ищете.

Поэтому вам нужно просмотреть весь материал, чтобы увидеть, есть ли в нем то, что вам нужно.

Один из самых распространенных примеров «краулинга» — поиск по фамилии в регистрационных списках.

Вы ищете свою фамилию, что значительно упрощает процесс чтения. Однако вы должны увидеть все имена, чтобы убедиться, что это не то, что вам нужно.

Поэтому «сканирование» чем-то похоже на визуальное чтение. Смотрите все слова. Чем точнее вы будете знать, что ищете, тем легче вам будет «сканировать» текст глазами.

Этот тип чтения отлично подходит для поиска ответов на вопросы — сначала прочтите вопросы и запомните основные данные, на которые вам нужно найти ответ, а затем отсканируйте текст на предмет этих данных

Быстрая визуальная последовательность

С помощью этого метода весь текст разбивается на отдельные слова, которые мигают одно за другим с высокой скоростью в середине экрана любого электронного устройства — есть специальные программы, которые вы можете установить на свой компьютер, планшет или телефон и загружать книги там.

При таком способе чтения вы можете читать очень быстро, но добиться хорошего запоминания довольно сложно.

Каждый из этих типов чтения необходимо изучать отдельно, используя свои специальные инструменты.

Если в школе нас учат линейному чтению и наша работа заключается только в увеличении скорости и концентрации внимания, то стоит перейти к визуальному чтению с навыками быстрого чтения и способностью улавливать значение слова.

Минимальное время тренировки по каждому способу — 20 минут в день, оптимальное — 30 минут, для более быстрого получения результата уроки отрабатываются до часа с 10-минутным перерывом.

То есть вы выбираете книгу, способ чтения, используете предложенные ниже техники и разрабатываете их.

Стоит сказать, что перед тем, как пытаться увеличить скорость чтения, необходимо отработать предложенные ниже упражнения на устранение суставов и регрессов.

Артикуляция

Артикуляция — это произношение звуков, которое серьезно замедляет процесс чтения и усвоения материала. Многим очень трудно подавить артикуляцию и внутреннее произношение текста, и для этого необходимо усилить другие компоненты чтения: воображение и визуализацию.

Всего существует три варианта чтения:

  • Артикуляция — чтение с произношением текста, прочитанного вслух (характеризуется медленной скоростью).
  • Читать про себя — читать и произносить текст, читаемый самому себе, например, со скрытой артикуляцией (возможна высокая скорость).
  • Чтение без артикуляции — это чтение в тишине с максимальным подавлением скрытой артикуляции, выражающееся в восприятии ключевых слов и основных семантических рядов (самый совершенный и самый быстрый способ чтения).

Подавление артикуляции

Человеческий мозг обрабатывает огромную часть информации, воспринимаемой через зрение. Из этого следует, что на зрение выпадает очень серьезная и ответственная функция, однако часто она связана с другими функциями, например двигательной и речевой, что четко прослеживается при чтении.

Многие люди склонны к непроизвольной артикуляции при чтении, что снижает скорость и сказывается на качестве восприятия читаемого материала. И довольно сложно полностью воспринять то, что вы читаете, когда речевая функция работает вместе со зрительной функцией.

Поэтому артикуляция — препятствие для чтения.

И вы можете подавить это, задействуя речевую функцию, а свое внимание — другими процессами.

Первый способ подавления артикуляции

При чтении можно считать от единицы. То есть при чтении текста не произносите слова, а считайте: раз, два, три, четыре и так до бесконечности.

На первый взгляд кажется довольно сложным, но отлично подавляет артикуляцию, избавляет от необходимости повторять или произносить прочитанные слова. Кроме того, этот метод считается самым простым и эффективным из всех и используется многими людьми, которые быстро читают

Второй способ подавления артикуляции

Каждое слово уже воспроизводится при чтении следующего. На практике это сложнее, чем первая техника, и далеко не всем это удается без тренировки.

Третий способ подавления артикуляции

Он заключается в том, что во время чтения человек произносит стихи и куплеты песен.

Используя этот метод, человек программирует свою дикцию на произношение абстрактного, но известного материала, что выполняется телом намного проще, чем произносить только что прочитанное.

Четвёртый способ подавления артикуляции

Этот метод также называют «методом голосовых помех».

Смысл его заключается в том, что при чтении необходимо отбивать рукой особый ритм:

  • Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,2 сек
  • Удар ладонью с ожиданием 0,4 секунды
  • Удар ладонью с ожиданием 0,4 секунды
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 секунды
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 секунды
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 секунды
  • Удар ладонью с ожиданием 0,8 секунды

Этот ритм должен быть обозначен как можно более четко, фокус внимания не на речевой функции и устном тексте, а больше на движении и перкуссии ритма, что позволяет вам быстрее читать без артикуляции.

Пятый способ подавления артикуляции

При чтении можно сознательно увеличивать и уменьшать его скорость, из-за чего пропадает внутреннее произношение текста. Лучше всего изменять скорость с помощью метронома, который задает темп.

Шестой способ подавления артикуляции

Композиция при чтении различных движений пальцев или рук. За эти действия отвечает большая часть моторного центра мозга, поэтому движения не должны быть произвольными, автоматическими и легко выполняемыми. Вы должны усложнить их, чтобы привлечь внимание.

Например, читая книгу, вы можете время от времени поочередно сводить левую руку, согнутую в локте, или разгибать пальцы правой руки.

Седьмой способ подавления артикуляции

Вы должны выбрать для себя темп чтения, когда слова успеют восприниматься только визуально, а речевую функцию просто не успеют задействовать. Поиск подходящего времени проводится экспериментально.

Восьмой способ подавления артикуляции

Этот метод одновременно приятен и полезен: слушать музыку во время чтения. Фоновая музыка должна быть легкой и ненавязчивой. В процессе чтения нужно просто следить за развитием мелодии.

И еще один способ борьбы с суставом — это создание помех. Читая текст, нужно держать палец на губах, как будто вы хотите показать кому-то «более спокойный» жест. Во время чтения вам нужно контролировать свои губы и легко скользить взглядом по тексту. Для начала можно выполнять это упражнение на небольшой скорости, постепенно увеличивая ее. Но вам следует увеличивать скорость только тогда, когда вы уверены, что смысл текста был полностью понят на предыдущей скорости.

Основная задача — поставить себя в наиболее неудобное положение для произнесения текста. Поэтому используйте разные методы, усложняйте их и старайтесь всячески видоизменять. Со временем вы сможете гарантировать, что любая артикуляция при чтении будет сведена к минимуму, и для этого вам больше не понадобятся никакие техники.

Как правильно читать скороговорки?

Даже когда мы читаем вслух текст, в котором нет рифмы, логический акцент сохраняется. Еще нужно на выдохе прочитать два-три слова и сделать это живо.

Чистый белый цвет. Белый мел. Заяц-беляк тоже белый. Но белка не белая. Он даже не был белым.

Не пытайтесь произносить скороговорки быстро, так как они созданы, вопреки общепринятому подходу, а не для проверки скорости. Выделите ударную гласную в слове и вдыхайте через каждые два или три слова. Наша задача: разобраться в логике, передать идею скороговорок и при этом четко и понятно обрабатывать звуки. Все это не сработает, если вы попытаетесь уложиться в 5 секунд.

Чтение прозы

Читать книги как любимые ораторы — отдельная мечта учителей, мам и пап. Хочется подарить детям сказку, передать эмоцию, но не всегда получается.

Дело в том, что обычно мы читаем сразу несколько строк за один присест, а потом начинаем теряться. Вернемся к основному правилу: передавайте логику речи, делайте акценты и паузы, ведь дыхание здесь рассчитано на два-три слова. Мозг сам рассчитывает ритм пьесы и на пятой или шестой строчке текст будет идти как надо.

Сколько усилий было вложено, когда мы или наши дети читали вслух текст Гоголя, Пушкина, описание дуба из романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Но как только вы начнете дышать, а не бегать, ударные слова начнут появляться сами по себе. Речь предназначена для передачи не просто набора слов, а мысли.

Постарайтесь вывести каждое слово из отрывка. Доверьтесь своему дыханию, и оно создаст ритм. Не бойтесь, что «бросок» прозвучит «шалость». Со стороны все выглядит намного спокойнее и, главное, понятнее:

Это был огромный дуб, расколотый на два круга, с давно сломанными ветвями и сломанной корой, покрытой старыми язвами. С его огромными, узловатыми, неуклюжими руками и асимметрично расставленными пальцами он стоял среди улыбающихся берез, как сердитое, презрительное старое чудовище.

Л. Н. Толстой

Старый дуб.jpg

Картина Жюля Дюпре «Старый дуб», 1870 г

Но что, если авторский текст закончен и начнутся диалоги? Как озвучить голоса разных персонажей?

Не нужно менять голос и говорить неестественно. Главное правило — одни и те же перерывы. Помните, как вы разговариваете в повседневной жизни. Если герой шепчет, шепчет. Если озорной мальчик говорит, будь озорным! Кроме того, автор всегда оставляет предложения, добавляя описания к диалогам.

Популярные вопросы и ответы

Ирина Данилина, методист образовательной онлайн-платформы Uchi.ru

Как научить ребенка читать по слогам?

Чтобы ребенок быстро научился читать по слогам, необязательно учить буквы в алфавитном порядке. Предложите ребенку сначала выучить несколько гласных, а затем прочитать их вместе (например, «ай»). Затем добавьте к ним согласные. Таким образом, с первых же уроков ребенок учится читать комбинации букв, а затем слоги.
Начните учить алфавит со звуков, не используйте буквенные названия. Итак: это звук «м» (а не «гм»), это звук «о», вместе они звучат как «мо». Так ребенок научится читать по слогам намного быстрее.

Как научить ребёнка быстро читать?

Самое главное — понимать текст. Если есть понимание, то скорость вырастет сама собой. Чтобы ваш ребенок быстро научился читать, убедитесь, что он знает все звуки и не путает их. Большой скачок в скорости произойдет, если ребенок не ошибется в звучании букв.
Не торопите ребенка, если он ошибается. Вернитесь и повторите звуки еще раз. Так что просто систематическое чтение по 10-15 минут в день и отработка навыка. А когда ваш ребенок овладеет хорошей техникой чтения со скоростью 40-50 слов в минуту, вы сможете использовать различные техники быстрого чтения. С их помощью можно развить скорость чтения до 1000 слов в минуту.

Почему ребёнок не хочет читать?

Вы должны понимать, что если ребенку не интересно читать, он этого не захочет. Вот основные причины, по которым дети не хотят читать:

  1. Не та книга, не тот жанр или тема текста.
  2. Ребенок не понимает прочитанный текст, читает автоматически, не задумывается над смыслом.
  3. Нет мотивации или интереса.
  4. Ребенок делает много ошибок в звучании слогов, из-за чего не понимает прочитанные слова.
  5. Чтение воспринимается как наказание.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://ria.ru/20211213/chtenie-1763247484.html
  • https://logiclike.com/kak-nauchit-rebenka-chitat
  • https://www.7ya.ru/article/Kak-pravilno-i-bystro-nauchit-rebenka-chitat/
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_chitat_po_slogam.html
  • https://skysmart.ru/articles/preschool/metodiki-obucheniya-chteniyu-rebenka
  • https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/skorochtenie_dlya_detej_uprazhneniya.html
  • [https://zen.yandex.ru/media/smsnoadress/kak-nauchitsia-chitat-v-35-raza-bystree-ponimat-prochitannoe-na-7090-luchshe-i-zapominat-v-23-raza-bolshe-6045b3a49e9a5735c19cf086]
  • [https://rosuchebnik.ru/material/kak-krasivo-chitat-vslukh-7-sovetov-i-uprazhneniy/]
  • [https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/kak-nauchit-rebenka-chitat/]
  • [https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/kak_zastavit_rebenka_chitat.html]

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Следующая запись
Тренировка памяти: как научиться запоминать быстрее, больше, лучше