google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y
motivaciya

Как научить ребенка читать: быстро и правильно в домашних условиях

Содержание
  1. Когда лучше всего начать обучение ребенка азам чтения?
  2. Как понять, что ребёнок готов к обучению
  3. Тест на готовность
  4. Подготовительный этап
  5. Известные методики обучения детей чтению
  6. Чтение по слогам (фонетический метод)
  7. Кубики Зайцева
  8. Звуко-буквенный метод научения чтению
  9. Метод чтения по слогам Елены Бахтиной
  10. Кубики-теремки и карточки-складушки Воскобовича
  11. Кубики Чаплыгина
  12. Обучение чтению по методу Г.Домана
  13. Методика Н.Жуковой
  14. Слоговая таблица
  15. Методика Ольги Соболевой
  16. Методика Воскобовича
  17. Методика Марии Монтессори
  18. Игры, способствующие обучению ребенка чтению
  19. «Живые буквы»
  20. Настольные игры
  21. На развитие навыка чтения
  22. Игры на изучение букв
  23. Для изучения букв
  24. «Тайные письма»
  25. Мобильные приложения и тренажеры
  26. Лунтик. Учимся читать!
  27. Говорящая азбука
  28. Учимся читать по слогам
  29. Как облегчить обучение чтению для дошкольника
  30. Называют малышу букву, а не звук
  31. Складывают слоги из отдельных букв
  32. Долго читают тексты
  33. Больше хвалить и никогда не ругать
  34. Заниматься понемногу, но регулярно
  35. Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению
  36. Упор на запоминание букв, а не звуков
  37. Изнуряющие занятия
  38. Психологическое давление
  39. Отсутствие у родителей привычки читать
  40. Какие проблемы существуют при обучении детей
  41. Плюсы и минусы обучения на дому
  42. Советы родителям

Когда лучше всего начать обучение ребенка азам чтения?

Ребенок играет в пазлы
Некоторые методики предусматривают начало обучения с 1 курса

В первую очередь нужно выбрать для этого идеальный возрастной период.

Большинство современных учителей считают, что оптимальный возраст для обучения ребенка чтению — 5 лет.

Однако, учитывая индивидуальные различия, присущие каждому ребенку, следует обратить внимание на ряд критериев, которые отражают готовность ребенка принять эти уроки. В первую очередь к ним относятся:

  • Развитый фонематический слух. На уровень сформированности этого свойства указывает способность ребенка различать и распознавать первый, последний и некоторые другие звуки в словах.
  • Достаточный уровень языкового развития. У ребенка должен быть хороший словарный запас; его речь должна состоять из общих фраз. Он также должен уметь писать связные истории.
  • Наличие навыков пространственно-временной ориентации. Четко понимать понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
  • Отсутствие логопедических проблем у детей. Правильное произношение звуков, грамотный ритм, мелодия и время речи. Ребенок должен легко произносить слова и целые предложения, не испытывая затруднений в произношении.
    6-летние дети читают книгу
    Чем лучше ребенок, тем раньше он научится читать

Если ребенок продемонстрирует наличие всех этих качеств и формирование навыков, можно сказать, что он готов учиться читать. Сегодня учителя во всем мире разрабатывают и используют все новые и новые методы для развития навыков чтения на практике. Рассмотрим лишь некоторые из них.

Как понять, что ребёнок готов к обучению

Прежде чем начать учить ребенка чтению, следует выяснить, готов он к обучению или нет. Есть несколько признаков, по которым это можно определить:

  • Ребенок понимает все, что говорится, и говорит свободно.
  • У него развит фонематический слух: он может различать звуки на слух, легко понимает, где арка и дом, а где люк и объем.
  • Логопедических проблем не имеет, произносит все звуки.
  • Он умеет различать направления: влево — вправо, вверх — вниз. Это важно при обучении чтению, чтобы можно было следовать за текстом слева направо и сверху вниз.

Тест на готовность

Еще один вариант оценки готовности ребенка к чтению — тест. Просмотрите его с дошкольником, ответьте на несколько вопросов сами. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл, отрицательный — 0 баллов.

  1. Любит ли дошкольник, чтобы его читали?
  2. Внимательно слушайте чужое чтение?
  3. Вы можете повторить услышанный текст?
  4. Вы любите самостоятельно изучать книгу?
  5. Детского сада больше заботит содержание, чем изображения?
  6. Представляет ли дошкольник чтение? Например, он раскрывает любимую сказку и рассказывает ее выразительно, демонстративно проводя пальцем по линиям?
  7. Ему нравится играть с книгами, изучать алфавит больше, чем смотреть мультики?
  8. Делает ли дошкольник игрушечные книжки или журналы (комиксы) из подручных материалов?
  9. Аккуратно ли он хранит и рассматривает детские книги?
  10. У вашего ребенка большой словарный запас?
  11. Вы чаще говорите полными, подробными предложениями?
  12. Знаете ли вы большое количество небольших стихотворений, сказок, песен?
  13. Можете ли вы найти слово для определенной буквы? Например, произнесите слово, которое начинается с M (замените любую фонему).
  14. Вы знаете алфавит, если нет, хотите выучить буквы?
  15. Если он знаком с буквами, пытается ли он сам соединить их в слоги?
  16. Хорошо ли он произносит все звуки?
  17. Можете ли вы различить слова РАК и МАС?
  18. Он просит научить его читать?

Суммируйте баллы, смотрите результаты:

0–5 очков

Научитесь читать своего малыша пораньше.

 

Это его не интересует в силу возраста, темперамента. Если дошкольнику до 5 лет, сердиться не стоит, не волнуйтесь, это нормально. Дети после 5 лет с таким результатом теста должны начать привыкать к книгам, интересоваться, увлекать картинками, затем довольствоваться. Создавайте игру с сборниками сказок, чаще читайте крохи сами перед сном.

6–12 очков

Тяга к самостоятельному чтению нестабильна. Обратите внимание на домашнюю библиотеку, вместе ходите в библиотеку. Покупка интересного сборника сказок, рассказов с яркими картинками поможет в большей степени проявить инициативу.

Ваша задача — больше времени уделять чтению, зажечь интерес к сюжету, технике составления слов. Например, не читать до конца, остановитесь на моменте эпилога и пожаловаться, что сам еще не умеет читать, поэтому концовку узнает только завтра.

13–18 очков

Поздравляю! Ваш ребенок готов полностью читать, он ждет новой информации, он хочет получать ее большими объемами через книги, читая сам. Не нужно откладывать обучение, начните сегодня.

На заметку! Под обучением чтению понимается целенаправленная работа по привитию навыка осознанного складывания слогов, слов и предложений. К серьезным занятиям дети готовы в 5-6 лет. Буквы, элементарные сочетания согласных и гласных можно начать осваивать гораздо раньше, через 2-4 года.

Подготовительный этап

Несомненно, трудно попытаться что-то объяснить годовалому ребенку и научить его произносить слова или их части, хотя это возможно. Согласно последним исследованиям, специалисты считают, что некоторые дети могут начать учить простые слова и соединительные слоги уже в 2-3 года.

Однако в таком раннем возрасте не стоит перегружать детей ненужной для них информацией, а больше посвятить подготовительному этапу: помочь ребенку развить фонематический слух, выучить буквы.

Креативные приемы запоминания букв:

  1. Обведите, раскрасьте, заштрихуйте буквы карандашами.
  2. Лепите буквы пластилином и кинетическим песком.
  3. Расставьте буквы из палочек, мозаики, кубиков.

техники запоминания букв
Способы запоминания букв для дошкольников: лепка из пластилина

Известные методики обучения детей чтению

Чтобы научить ребенка читать быстро и правильно, нужно иметь четкое представление о том, как именно это будет делать родитель. Рассмотрим несколько известных методик, которые помогут определиться с выбором метода тренировки.

Чтение по слогам (фонетический метод)

Классическая техника, используемая в детских садах и начальных школах. Сначала ребенок учится произносить звуки (фонетика) и буквы, а затем объединять их в слоги и целые слова.

Типовой арсенал: алфавит, букварь, карточки с буквами и слогами.

  • «+» Ребенок легко слышит звуки в словах и произносит их, устраняет дефекты речи, если они у него есть.
  • «-» Метод не подходит для детей дошкольного возраста (3-4 года) и младшего возраста, так как требует определенного уровня знаний и занимает много времени.

Кубики Зайцева

Кубики Зайцева

Если при работе с азбукой дети постепенно переходят от букв к слогам, в технике Зайцева используется принципиально иной подход. Ребенку преподносят 52 кубика с изображением складов. Это сочетания согласной и гласной, согласной и твердого или мягкого знака.

Каждый куб имеет определенный размер, цвет и звук. Например, кубики с деревянной начинкой означают глухие согласные, а с металлическими — звонкие. У больших есть жесткие склады, у меньших — мягкие. Все сделано для того, чтобы ребенок вместе со складами активно запомнил их значимые особенности.

В комплект входят таблички со складами, которые взрослые должны петь (не произносить, то есть петь). Это делает учебный процесс намного быстрее и эффективнее. В частности, за такую ​​игривую раскраску многим родителям понравилась методика раннего развития Зайцева и обучения чтению.

Профессионалы:

  • игровой характер уроков;
  • принципиально новый подход к обучению чтению;
  • техника не связана с возрастом, работать можно с детьми от трех лет;
  • быстрое овладение навыками чтения;
  • приятный «бонус» в виде развития музыкального слуха и мелкой моторики.

Недостатки:

  • ребенок «проглатывает» окончания слов;
  • могут возникнуть трудности в понимании фонетического состава слов, при анализе звуков;
  • в школе ребенок будет продолжать учиться читать по традиционной методике.

Звуко-буквенный метод научения чтению

В основе метода звуковых букв лежит простой тезис: если сначала ребенок начинает воспринимать не буквы, а звуки, то вполне логично начать учиться читать с них. В этом и состоит преимущество метода звукового письма перед чтением по слоговому письму. Кроме того, заучивая слоги или целые слова, ребенок почти не задумывается о значении, что часто сводит обучение к механическому запоминанию.

По мнению сторонников метода звуковых букв, силлабическое чтение имеет еще один существенный недостаток. Чтение по слогам не позволяет ребенку воспринимать текст в целом и, следовательно, улавливать смысл его содержания. Принцип «от простого к сложному» также не всегда соблюдается, поскольку система символов довольно сложна.
Игрушечные буквы
Учить игрушечные буквы намного веселее

Первый этап обучения предполагает развитие у ребенка мотивации к обучению. Это достигается благодаря включению в процесс классов материалов по истории возникновения букв, различных систем письма, принятых в странах мира.

Затем ребенок начинает привыкать к осознанному восприятию звуков. Внимательно слушайте каждый звук, стараясь его запомнить. Первичная основа звуков формируется в памяти, которую ребенок впоследствии начинает классифицировать, выделяя гласные и согласные, запоминая, чем они отличаются друг от друга.

Следующий этап обучения — алфавитный. Чтобы ребенок максимально эффективно усвоил предложенный материал, для уроков можно использовать яркие плакаты с буквами и картинками. Однако этот метод следует использовать с осторожностью и использовать альтернативные изображения, чтобы ребенок не связал конкретное изображение с буквой.
Игра: Найди слова по буквам
Игра: Найдите слова на букву O

также важно, чтобы у ребенка было хорошо развито фонематическое восприятие речи и чтобы он мог точно называть звук, который он слышит в начале или в конце каждого названного слова.

Метод чтения по слогам Елены Бахтиной

Авторская методика основана на слоговом чтении. Ребенку предлагаются карточки с комбинациями букв. Студент должен бегло их читать, узнавать их автоматически. Затем можно переходить к составу и тексту песен.

Для удобства запоминания буквы на карточках раскрашены в разные цвета: синий — согласные, красный — гласные, b, b — черный. Сначала прочтите открытые слоги, затем закрытые. Шипящие вокальные комбинации оставьте на последнем этапе, они гораздо сложнее произносятся.

На заметку! Книг, учебных пособий в магазине нет. Закажите их онлайн. Там же можно прочитать отзывы родителей, методистов центров раннего развития о практическом опыте использования каждой программы.

Кубики-теремки и карточки-складушки Воскобовича

Карточки с картинками предназначены для обучения детей от 3–4 лет. Их расписывают яркими узорами и склады. К карточкам прилагается диск с песнями, под изображениями написан текст стихов. Сначала ребенок поет по складам, потом находит их в тексте и постепенно учится читать.

Кубики Воскобовича предназначены для детей дошкольного возраста от 4 лет. Набор состоит из 12 кубиков с полостью, на них написаны согласные, и 12 кубиков с гласными. Задача ребенка, освоившего русский алфавит, — составить склад, с которого начинается любое слово. Это может быть письмо или парочка.

Затем изучаются слоги. Дети выбирают для согласного гласный звук, собирают слог из двух кубиков. Итак, слова составлены из нескольких кубиков.

Кубики Чаплыгина

Подходит для детей от 4 лет. Набор состоит из 10 кубиков, 10 блоков. Дошкольник переворачивает кубики, ищет нужные слоги, читает их. Затем он составляет простые слова. Одновременно с чтением осваивается начертание буквенных знаков.

Во время игры задействуются моторика, мышление, память, внимание. По словам родителей и учителей, эта методика эффективна, проста в выполнении домашних заданий.

Обучение чтению по методу Г.Домана

Эта методика подходит как детям младшего, так и старшего возраста. Научить читать легко, если превратить чтение в интересную и увлекательную игру: это основная задача, которую решает методика обучения чтению по методике Г. Домана. Он основан на пяти основных шагах.
Биография Домана
На первом этапе ребенок выучивает первые 15 слов. Для тренировок необходимо создать максимально комфортные условия, способствующие восприятию: в комнате должно быть комфортно, на ребенка не должны воздействовать посторонние и другие раздражающие звуки. Сам ребенок должен быть в хорошем настроении.

Демонстрация карт производится следующим образом. Ребенку показывают изображение, расположенное примерно в 35 сантиметрах от лица. Затем родитель называет элемент, ничего не комментируя и не заставляя его повторять. Та же процедура повторяется для другой карты.
Карты Домана
Тематические карты Домана

Карточки желательно отсортировать по тематическим категориям («Семья», «Фрукты», «Овощи», «Животные» и т.д.)

В первый день обучения карточки показываются ребенку в среднем 4 раза. Сеанс повторяется примерно каждые полчаса. Общая продолжительность урока, как правило, не превышает трех минут. Во второй день основное задание также повторяется трижды, кроме того, ребенок получает еще три демонстрации нового набора карточек.

На третий день родитель использует три колоды карт, по три в каждой. При этом количество классов увеличивается до 9.

Таким образом, ребенок выучивает первые 15 слов своей жизни. Собрать их довольно просто: это могут быть имена его сородичей, простые фрукты, овощи или еда, имена животных.
Карты лицом вниз
Развивающие карточки для детей младшего возраста

Как бы родители ни хотели ускорить процесс обучения, этого в любом случае делать не следует, потому что частая демонстрация карточек сделает уроки излишне скучными и неинтересными для ребенка. К тому же нет смысла увеличивать продолжительность занятий: уже в первые три дня ребенок приобретает умение распознавать знаки, а также первичные навыки чтения.

Изучив первую группу слов, ребенок может переходить к другой. Вы можете сами выбрать тему. Второй набор слов можно разделить на пять наборов по 4 группы в каждом. В дальнейшем для удобства можно будет каждые 5 дней вынимать карту из комплекта и заменять на другую.

На втором этапе, когда у ребенка уже есть определенный словарный запас, можно переходить к изучению фраз. Фразы играют роль связующего звена между словами и целыми предложениями.
Метод домана
При правильном использовании методики Домана малыш научится читать самостоятельно за 2 месяца

Чтобы научить ребенка правильно и легко читать целые словосочетания самостоятельно, их нужно составлять на основе слов, которые уже есть в его словарном запасе. Например, если ребенок уже выучил названия основных цветов, можно добавить к ним существительное — полученные таким образом световые фразы ребенок легко выучит. Это значит, что родители могут переходить к более сложным: синонимам, антонимам и так далее

Фаза, следующая за предложениями, — это изучение простых предложений. К тому времени словарный запас ребенка увеличивался уже до 75 слов.

Родители по-прежнему работают со своими детьми с помощью карточек, только теперь они должны писать о них предложениями, а не словами. Такой набор из 5 предложений нужно показывать в течение 3-5 дней, как и раньше — трижды в день. Размер шрифта должен быть таким, чтобы, с одной стороны, ребенку было удобно воспринимать слова, с другой, чтобы слова легко помещались на карточке. Каждые несколько дней в среднем из набора удаляются два предложения и заменяются новые. Каждое предложение также может сопровождаться изображением, соответствующим его содержанию.

После этого ребенок будет готов к одному из самых важных шагов на пути к чтению: он начнет понимать значение отдельных слов. Как научить ребенка давать подсказки? Обучение на этом этапе происходит по тому же принципу, что и на предыдущем этапе; но количество слов постепенно увеличивается по мере вашего продвижения.

По мере освоения детьми нового материала разрешается уменьшать размер шрифта, менять его цвет с красного на черный. Если ребенок хочет, он может повторять слова за вами, но вы не должны его спрашивать.

Завершающий этап обучения чтению предполагает работу с книгами, содержащими большое количество мелкопечатного материала. На этом этапе можно будет максимально легко перейти на связные тексты. Однако не все книги подходят для этой цели.

Прежде чем приступить к этому методу, внимательно просмотрите книгу.
4-летняя девочка читает книгу
При льготном подходе дети свободно читают уже с 4 лет

Инструкция должна содержать от 50 до 100 слов. Фразы, составляющие книгу, должны быть знакомы ребенку. На странице должно быть не более одного предложения. Иллюстрации в книгах должны быть на отдельных страницах.

Внимательно изучив методики развития навыков чтения, вы сможете выбрать ту, которая больше всего подходит вашему ребенку. И тогда станет понятно, насколько легко научить ребенка правильно читать, открыв ему чудесный мир литературы.

Методика Н.Жуковой

Методика Жуковой обучения чтению дошкольников считается наиболее эффективной, так как учит ребенка читать от звуков к буквам. Это важно, так как в этом случае ребенок сначала учится слышать звуки в слове, а затем и буквы.

Когда вы изучаете букварь с ребенком, произносите вслух звуки, а не буквы: звук «М», а не букву «EM», звук «S», а не букву «ES». Это позволит ребенку избежать ошибок, соединяя буквы в слоги.

В противном случае ребенок будет читать вместо: «AM — AEM» вместо AS — NPP или ASE.

Методика Жуковой обучения чтению дошкольников считается наиболее эффективной, так как учит ребенка читать от звуков к буквам. Это важно, так как в этом случае ребенок сначала учится слышать звуки в слове, а затем и буквы. Ребенок сначала учится читать отдельные буквы, а затем соединяет буквы в слоги.

Букварь Надежды Жуковой

Букварь Н. Жуковой
Букварь Надежды Жуковой — самый эффективный метод обучения дошкольников чтению

При использовании букваря Жуковой обязательно ознакомьтесь с советами автора, как правильно начать учиться. Они находятся внизу страницы букваря.

Слоговая таблица

Это вспомогательный учебный материал, необходимый для обучения скорочтению и привития способности к быстрому усвоению информации. Слоговая таблица состоит из столбцов гласных и согласных звуков.

Вы можете использовать его сразу после изучения новой фонемы. Например, дошкольник, выучивший букву N, может сразу начать читать слоги с этой согласной. На уроках ребенок узнает, что такое открытый слог, как образуются слоги и слова. Если вы регулярно читаете слоги из таблицы, темп и темп чтения возрастают, а грамотность автоматизируется.

Слоговая таблица

Методика Ольги Соболевой

Эта методика предназначена для детей в возрасте от 5 до 5,5 лет. В этом возрасте дети уже умеют удерживать внимание на одной строке текста. Суть метода в том, чтобы ребенок запомнил буквы с помощью стихов, рисунков или скульптур. Важно продумать, как вашему ребенку легче воспринимать информацию: визуально, акустически или кинестетически. Преимущество в том, что наряду с обучением чтению у ребенка развиваются воображение, память и внимание.

Как и когда научить ребенка читать

В дошкольном учреждении наиболее эффективный способ обучения — это игра, а не регулярные занятия, когда родитель действует как строгий учитель. Детское любопытство — ваш главный помощник в учебе. Превратив занятия в игры и сделав их постоянными, вы добьетесь желаемого результата.

Методика Воскобовича

Методика Воскобовича

Вячеслав Воскобович — петербургский разработчик огромного количества учебных пособий и игр. Он предлагает научить ребенка читать с помощью двух методик: карточек «Магадзини» и кубиков «Теремков». Карты представляют собой переработанную версию метода Н. Зайцева. На 21 изображении показаны склады с красивыми иллюстрациями. Эта методика актуальна для обучения детей с трехлетнего возраста, им понравится смотреть картинки и говорить слова на складах.

Если вы не знаете, как научить ребенка читать уже в 2 года, обратите внимание на Теремки. Они включают 12 деревянных кубиков согласных и 12 картонных кубиков гласных. Вначале ребенок разучивает алфавит, потом складывает слоги, а уже потом — слова. Например, кубики с буквами O и M добавляются к дому с буквой D. В результате получается слово «домик». В комплект также входит подробное методическое руководство с опциями игры.

Профессионалы:

  • возможность обучения с 2-х летнего возраста;
  • игровая форма проведения уроков;
  • быстрое овладение навыками чтения;
  • параллельное развитие мелкой моторики.

Недостатки:

  • могут возникнуть трудности в понимании фонетического состава слов, при анализе звуков;
  • в школе ребенка будут продолжать учить читать по традиционной методике;
  • мануалы и игры довольно дороги.

Методика Марии Монтессори

Ребенок играет с текстурированными бумажными буквами, приклеенными к картонным тарелкам.

Повторите звук вслед за взрослыми, а затем проведите пальцем по контуру буквы. Таким образом, слова и фразы состоят из букв в специальных рамках.

  • «+» Игровая тренировка, развитие мелкой моторики.
  • «-» Методика требует материальных затрат и больше предназначена для групповых занятий.

Игры, способствующие обучению ребенка чтению

Чтение требует усердия и регулярной практики. Чтобы облегчить обучение, просматривайте картинки в книгах, обсуждайте ситуации, изображенные на этих картинках, создавайте из них истории. Больше общайтесь и разговаривайте со своим ребенком — это поможет ему развить связное мышление и речь.

Мама учит ребенка читать

Чтобы открыть для себя чудесный, интересный и обширный мир книг, мы предлагаем вам игры для изучения слогов, их правильного произношения и запоминания. Упражнения в этих играх подходят детям от 3 до 7 лет.

Игры для изучения буквСкладные игрыИгры с чтением

Создайте с ребенком картинки-буквы, с которыми они смогут играть. Они должны быть яркими и запоминающимися. Вы можете самостоятельно создавать карточки с буквами и изображенными на них животными / предметами (А — АТОМ, Б — БАРАБАН и так далее).Простая и в то же время интересная игра: «Составь слово». В центре: кружки с написанными слогами и картинками, которые говорят ребенку, какое слово нужно делать. Например, изображение реки. Ребенку нужно выбрать два круга. В первом круге слог ПЭ, во втором — КА. Изображение с изображением каши: выделите кружочки со слогами КА и ША.Игра «Сделай слово». Ребенку нужно придумать слово из смешанных слогов и букв. Например: создадим игровую ситуацию: внучка Маша решила подарить бабушке подарки и записала их, чтобы не забыть. Вдруг налетел сильный ветер и все перемешал. Давайте поможем Масеньке вспомнить, что она хотела подарить бабушке, создав правильные слова из перепутанных слогов и букв.
Чтобы запомнить букву и звук, произнесите короткие ассоциативные строки, например:

А-ист А-збу-ку ли-стал,

На А-вто-автобусе или-пос-дал.

***

На Кар-тин-ку Кот улыбается,

О Kartin-ke Kit float-wet.

***

O-slick see-dit O-bla-ka,

О-тра-жа-ем их река.

Найдите скрытые слова игры. Вы должны проследить путь разных слов перед ребенком. Задача читателя: выберите то, что вы имеете в виду. Например, среди слов: «кот, качели, стул, морковь» найдите слово «живое»: животное, овощ, мебель, развлечения для детей.Игровое упражнение «Читай быстро». Ребенок должен как можно быстрее произносить слова:

— мыло, мыло, мыло, сладости, мыло;

— сыр, сыр, сыр, мир, сыр;

— пила, пила, пила, липа, пила;

— соль, соль, соль, сат, соль;

— река, река, рука, река, рука.

Нарисуйте с ребенком буквы из мусора: карандашей, спичек, счетных палочек или соленого теста.Игра «Слово в слова» очень интересна детям от 5 до 6 лет. Вам нужно найти меньшее слово в большом слове, например E-LEK-TRO-STAN-TSI-YA: CAT, NOSE, TRON и т.д.Игра «Скажи, что видишь». Смысл игры в том, что ребенок должен называть все, что видит вокруг, определенной буквой. Вы также можете называть животных (КОШКА, КРЫСА, КРОЛИК), игрушки (ШАР, МАШИНА) или имена персонажей мультфильмов (КАРЛСОН, КРЕСТ) определенной буквой).
Создайте книжку-раскраску, в которой на каждой странице будет жить определенная буква. Из букв можно нарисовать домик или украсить букву узором, начинающимся с него (А — АСТРА, Б — ПЛЯЖ и т.д.).Игра «Составь слог из половинок». Для игры нужно написать на картонных карточках разные слоги и разрезать их пополам по горизонтали, затем перемешать. Задача ребенка собрать карточки и прочитать написанные на них слоги.Игровое упражнение «Угадай, в чем дело». Ребенку предлагается посмотреть картинку, под которой написано слово с ошибкой. Задача — прочитать слово по слогам, найти ошибку и заменить на нужную букву (например, КО-РО-ВА и КО-РО-НА)
Для изучения букв можно использовать настольные игры: домино, бой с алфавитом. Родитель может сам написать партию писем. Для изготовления вам понадобится 8 картонных карточек с написанными буквами, а также маленькие картинки с буквами, которые ребенок назовет для исследования на карточках.Прогулочные игры помогут вам хорошо понять принцип чтения по слогам. Такие игры можно купить или сделать самому, взяв за основу готовые игры про ходьбу. В пустые клетки необходимо вписать различные слоги. По ним необходимо двигать фишку. Во время игры ребенок бросает кости. Мальчику следует читать по слогам на своем пути. В процессе вы можете получить звуковые дорожки, состоящие из 4-6 слогов. Побеждает тот, кто быстрее всех прочитает все слоги и доберется до финиша.Игровое упражнение «Что на горшке». Перед едой попросите ребенка произнести по слогам, какой из продуктов перед ним. Помогает произносить слова с большим количеством слогов, задавая ритм произношения (КА-ША, МО-ЛО-КО, ПЮ-РЕ, ОВ-СЯН-КА).

Одной из интересных вариаций этой игры может быть игра «готовить». Задача ребенка — составить обеденное меню из слов на выбранной букве, например, «М». Если у вас есть несколько слов для письма, вы можете предложить найти в холодильнике продукты, которые начинаются с 2 букв и т.д.

Обратите внимание: как быстро научить ребенка читать, чтобы он не уставал от учебного процесса и не терял интерес? С ним нужно заниматься регулярно, но при этом ненадолго. Для первых занятий будет достаточно 5-7 минут. Постепенно это время можно увеличить до 15-20 минут. Если вы будете проводить уроки в игровой форме, вашему ребенку будет легко и не скучно научиться читать.

«Живые буквы»

Смотреть и читать письма интересно, собирать письма еще интереснее! Не ограничивайтесь карточками и кубиками, лепите вместе с ребенком буквы: лепите их из пластилина, вырезайте бумагу, раскладывайте из теста буквы-печенья.

Настольные игры

Карточки с буквами, слогами и словами — это весело, но еще больше ребенка увлекают развивающие настольные игры для чтения, в которые интересно играть в компании. Для начала можно рассмотреть такие настольные игры, как «Звери» и «Читай-хватай».

На развитие навыка чтения

  • Вы играете по кругу. Дети должны придумывать слова, которые начинаются с последней буквы предыдущего слова. Например, windowO-Wasp-Album и тд
  • Читайте вместе со взрослыми. Книгу кладут на стол так, чтобы текст был виден родителям и ребенку. Когда один читает, другой следует за ним. Неожиданно остановиться, попросить продолжить. Внимание, развивается зрительная память.
  • Ищем ошибку. Родители выдают ребенку орфографический текст с пометкой. Например, КоСа съел всю траву на поле. Sol (b) пролился на стол. Задача ребенка — найти и исправить ошибки при чтении.
  • Кто говорит? Пригодятся милые зверюшки, чистые листья. Подпишите вместе с ребенком карточки: Ми, Хрю, Му и т.д. Пробел заменит нужный слог на игрушки и прочтите.

Играя с буквами

Игры на изучение букв

  • Рисуем буквы, украшаем, лепим.
    Воспользуйтесь раскрасками, приготовьте трафареты самостоятельно.
  • Головоломка. Собираем буквы вместе. Составляйте пазлы самостоятельно и разрезайте их на большие части или приобретайте учебные материалы в магазине.
  • Внимательный, помнящий. Напишите буквы на маленьких листочках бумаги. Разложите карты на столе. Дайте малышу вспомнить, а затем переверните его. Разрешите поискать нужную букву по шаблону.
  • Пишем на песке, манке. Написание букв на рыхлых материалах одновременно тренирует память и мелкую моторику.

Лепка букв

Для изучения букв

  1. Вместе с ребенком сделайте сборник самодельных букв из бумаги, пластилина. Поиграйте с поделками, попробуйте добавить слоги, назовите звук, который они имеют в виду.
  2. Запоминание стихов, песен на отдельные буквы, звуки.
  3. Лот письмо.
  4. Кто больше? Побеждает тот, кто запомнит больше всего слов для данной буквы. Можно использовать обратный вариант — мы называем слова, оканчивающиеся определенным звуком.
  5. Говори наоборот! Говорите короткими словами (рот, мак, дом). Ребенок должен сказать ей обратное.
  6. Произнесите слово по буквам. Разбирайте маленькие формы слов на части, называя звуки: ДОМ.

«Тайные письма»

Попробуйте написать ребенку письма от имени его любимого персонажа или игрушки, чтобы он захотел ответить. Вы можете купить в библиотеке и готовые материалы для таких писем.

развивающие игры и домашние задания для детей

Пример: тетрадь «Научу читать» с буквами гнома Гоши.

Мобильные приложения и тренажеры

Если ребенку невозможно сидеть за книгами, он не любит играть кубиками, карточками с буквами, пользоваться интерактивными симуляторами чтения. Их можно загрузить на свой планшет, мобильный телефон (iPhone и Android), играть дома или в дороге.

Лунтик. Учимся читать!

С любимыми героями мультфильмов ребенок научится распознавать буквы, складывать их по слогам и читать слова. Приложение подходит как для годовалых, так и для будущих первоклассников. Программа разделена на 10 уровней: 4 более простых и 6 более сложных.

Говорящая азбука

Азбуку дошкольник выучит с помощью песен и пластилиновых помощников. Блестящая анимация, веселые игры сделают уроки веселыми и не скучными.

Учимся читать по слогам

Приложение рассчитано на детей детского сада 5-7 лет, знающих буквы. Методика обучения основана на программе Зайцева. Пользователи составляют слова со складов, карточки с буквами и слогами. С помощью простых игр, увлекательных занятий будущий школьник быстро учится читать, разделять слова на части.

Как облегчить обучение чтению для дошкольника

Называют малышу букву, а не звук

Например, «Пе», «Не» и так далее. Это неправда. Названия букв алфавита необходимо произносить без дополнительных нюансов: «К», «М»…

Запоминание букв с резонансом приведет к проблемам с чтением. Ребенок складывает слоги так: «горох» вместо «па-па». Короткое и четкое звуковое произношение — главное правило и условие быстрого ритма чтения.

Складывают слоги из отдельных букв

Задача: посмотрите, «б» и «о», оказывается «бо» — методически некорректно. Учите детей сразу растягивать гласную, без пауз между звуками: «б-у-у-у». Не пишите слова по буквам. Детям легче, но нужно время, чтобы разобрать слова на составные части, смысл предложений теряется.

Долго читают тексты

Проводите занятия часто, уделяйте одному 5-7 минут. Лучше прочитать короткий отрывок текста, пару предложений с хорошей скоростью, чем держать ученика за столом полчаса и заставлять его заниматься. Короткие уроки более эффективны. Не забывайте делать перерывы между упражнениями, примерно 2-3 часа.

Важно! Учитывайте психические особенности ребенка: объем памяти, период максимальной концентрации внимания.

Если подросток может сосредоточиться и заниматься 15-20 минут, это не утомляет, увеличьте продолжительность урока, но уменьшите количество уроков в день до одного-двух.

Больше хвалить и никогда не ругать

нам, взрослым, сложно представить, насколько сложно ребенку на самом деле освоить такой сложный навык, как чтение с нуля. В конце концов, уметь читать означает уметь соотносить звук с буквой или комбинацией букв, понимать значения читаемых слов и смысл текста.

Если родители воспринимают успехи ребенка как должное и выражают недовольство, когда ребенок чего-то не понимает, это не подтолкнет ученика к развитию, а только усложнит процесс. Поэтому важно хвалить маленькие победы: я узнал пропущенную в прошлый раз букву — отлично, встретил двухсложное слово без помощи папы — умно.

Не принимайте неудачи в результате халатности маленького ученика. Когда ребенок не понимает с первого раза, это повод искать другое объяснение или уделять больше времени практике. Если вы чувствуете усталость и беспокойство, стоит прекратить занятия и вернуться в хорошее настроение.

Заниматься понемногу, но регулярно

Не стоит ожидать от ребенка упорства и желания часами разбирать незнакомые буквы. Дошкольникам сложно удерживать внимание на уроке более 25 минут, и даже такие небольшие занятия следует прерывать физкультурой и играми, чтобы ребенку не было скучно. Так устроена школьная подготовка в Skysmart: 25-минутные занятия с перерывами на подвижные игры.

Но регулярная практика важна, гораздо важнее, чем продолжительность занятия. И это не обязательно должны быть просто уроки — вы можете искать знакомые буквы на вывесках во время прогулки, на вывеске на двери детской поликлиники, на пачке любимых кукурузных хлопьев.

Типичные ошибки родителей в обучении ребенка чтению

Упор на запоминание букв, а не звуков

Казалось бы, что плохого в том, чтобы запомнить букву «Б» как ве и букву «М» как ээ или я? Но когда ребенок вместо «метр» скажет «meetereo», ошибка станет очевидной. Необходимо научить ребенка называть буквы только соответствующими звуками: «Б» — в, «М» — м и так далее

Изнуряющие занятия

3-4-летние дети не могут долго быть внимательными, поэтому им хватит 10-минутного урока. Оптимально работать с детьми 5-6 лет по 15-20 минут. Если вы видите, что ребенок отвлекся, урок следует прервать.

Психологическое давление

«Вам уже 5 лет, а вы все еще не умеете читать! Как они доставят вас в школу? »Запугивание только оттолкнет ребенка от учебы. Или даже вызовет страх перед чтением.

Английский писатель Эйдан Чемберс в своей книге Tell. Читаем, думаем, обсуждаем », — писал он, что важно хвалить маленького читателя за каждое достижение. Поэтому он пошел посмотреть книги, взял одну, а затем внезапно решил перейти к другой. И каждый из этих шагов важен.

Отсутствие у родителей привычки читать

Дети стараются во всем подражать взрослым. И если они увидят маму или папу сидящими перед книгой, они обязательно захотят ее прочитать. Вот почему так важно, чтобы в семье была культура чтения.

Какие проблемы существуют при обучении детей

Первое, с чего нужно начать изучение навыков чтения, — это алфавит. Распространенная ошибка родителей — выучить алфавит именно по названию букв: «A, B (be), V (ve), G (ge)». Если вы будете изучать алфавит таким образом, вашему ребенку в будущем будет трудно читать. Например, он прочитает слово «папа» как «пе-а-пе-а». Поэтому важно точно выучить звуки.

Существует определенный алгоритм изучения алфавита:

  1. Сначала запомните буквы A, O, U, Y, E, H, M, B, W, S, L, F, Z, X.
  2. Поскольку они разные, перепутать их сложно. Эти гласные становятся длиннее, с ними легче научиться читать открытый слог, а согласные обозначают твердость.
  3. Затем переходите к согласным R, F, C, D, K, B, P, G, T. Их также легко отличить друг от друга. Их следует обучать после того, как ребенок усвоит принцип чтения открытого слога.
  4. Ч, Щ читаются нетипично (ча, ща), поэтому их нужно прописывать после предыдущих.
  5. И пройдите его, прежде чем научиться читать мягкие согласные.
  6. B проходит после I.
  7. Затем возьмите иотатные гласные: E, E, Y, Y.
  8. Затем — Коммерсантъ.
  9. Y следует учить в последнюю очередь, когда ребенок уже научился читать слова с несколькими гласными, включая Y в произношении.

учить буквы с помощью карточек удобно. Напишите на бумаге заглавные буквы, например: гласные — красным, согласные — черным. На оборотной стороне укажите звуки, которые необходимо издавать. Следите за произношением и, если ребенок разучился произносить звук, пригласите его. Тогда он поймет, какие звуки можно тянуть, а какие нет.

Как и когда научить ребенка читать

Сначала возьмите 3-4 карточки и доведите их произношение до автоматизма. Ребенку важно сначала указать на букву, не произнося ее. Например, вы называете букву, а он указывает на соответствующую карточку. Понаблюдайте, как он справляется с заданием: если он без ошибок укажет правильные карты, вы можете переходить к следующему этапу, громко говоря. Итак, за неделю вы можете выучить все буквы и звуки.

После этого можно подбирать слоги. Переходите от простого к сложному: сначала две буквы, затем три буквы. На первых порах лучше брать открытые слоги: «по-па-пу-ро». Запишите их в столбик и объясните, как их читать, попросите их повторить. Затем перемешайте и попросите его прочитать их еще раз.

Как и когда научить ребенка читать

Главное в этом упражнении, чтобы ребенок много раз прочитал графы, доведя произношение до автоматизма. Важно не количество разных столбцов — можно даже 2-3, — а качество чтения, чтобы произношение прочно закрепилось в памяти.

Только после того, как ребенок поймет произношение слогов, можно переходить к следующему этапу — коротким словам. Также запишите слова в одну колонку (например: кошка, пот, ток, бок) и попросите их прочитать их. Главное — довести каждый этап до автоматизма, чтобы он научился читать все слова целиком, не задумываясь, не развивая слоговое чтение.

Помните, что чтение по слогам — важный шаг, его нужно хорошо усвоить. Это может занять много времени, но не нужно торопиться и говорить словами.

Чтобы вашему ребенку было проще и интереснее разучивать слоги, попробуйте добавить к своим занятиям несколько упражнений.

1. Восприятие целых слогов.

Расположите буквы на расстоянии, дайте им возможность прочитать с первого взгляда, а затем поднесите их друг к другу. Замени гласные, затем согласные — так будут выглядеть новые варианты.

Редкие согласные и гласные. Спросите ребенка, какие комбинации букв он хочет прочитать. Пусть сам выбирает буквы. Он может переупорядочивать их и размещать рядом друг с другом или перемещать указатель от буквы к букве.

Распечатайте слоги или напишите их на вертикальной поверхности, чтобы вам было легче читать слова на доске в будущем.

2. Соотношение разборчивого слога со слышимым.

Вырежьте алфавит. Назовите слог и попросите ребенка сложить его буквами.

3. Прочтите слоги про себя.

Попросите ребенка прочесть слоги молча, а затем повторить их вслух. Вы также можете попросить его слегка пошевелить губами во время чтения, чтобы вы могли угадать, что он прочитал. Иногда вы делаете ошибку, чтобы она вас исправляла.

4. Прочтите осмысленные слоги.

Придайте слогам значение, подобное словам. Читайте ребенку предложения, которые содержат слоговые слова. Используйте звукоподражания и сокращенные слова. Поместите их в конец предложения, тогда семантическое предположение поможет вам их прочитать. Затем поставьте слоги в начале и в центре предложения, чтобы ребенок читал внимательнее.

Примеры предложений:

Мы с тобой — США. Мальчик называет бабушку: «БА». Змея шипит: «Шу!» НО — так некоторые называют маму. «ЛА-ЛА-ЛА» — так поет девочка. «ДА», — ответил мальчик. Девушка сказала: «НА!» — и дал собаке кость. Корабль плывет по морю.

Чтобы обучение было эффективным, оно должно нравиться ребенку. Поскольку основное занятие в дошкольном учреждении — это игры, добавьте их в учебный процесс.

Примеры игр

  • Покажите ребенку букву О и попросите его найти ее среди четырех или пяти одинаковых: S, F, E, Y. Называть букву необязательно, просто покажите ее. Вы можете выполнять скоростные упражнения.
  • То же самое проделайте с буквами, которые отличаются расположением частей в пространстве: E и W, E и C. Напишите их правильно и отразите или переверните. Попросите ребенка показать правильные изображения.
  • Слегка заштрихуйте буквы и попросите ребенка показать нужную, глядя на образец.
  • Нарисуйте несколько букв друг на друге и попросите ребенка назвать те, которые он видит на рисунке.
  • Научите ребенка дорисовывать буквы: G можно преобразовать в P, N — в P. Сначала меняйте букву, глядя на образец, затем наизусть.

Выполнив домашнее задание, назовите буквы, не просите об этом ребенка. Пока он не запомнил буквы глазами, не имело смысла связывать их со звуками.

Плюсы и минусы обучения на дому

К положительным сторонам обучения домашнему чтению можно отнести:

  1. Плавающее расписание. Маме с ребенком не нужно спешить, подстраиваться под расписание учителя или курсы.
  2. Умение использовать разные техники. Обычно центры подготовки учителей специализируются на узком направлении. Например, с детьми работают только кубиками Зайцева или по методике Жуковой. В домашних условиях методом проб и ошибок можно выбрать наиболее эффективную технику для своего сорванца. Но на это нужно время.
  3. Индивидуальный подход. Дома работают не группами, а тет-а-тет. Вы можете посвятить теме все необходимое студенту время, не дожидаясь опаздывающих и не торопясь с теми, кто забегает вперед.
  4. Поддерживается контакт с родителями. Дошкольник эмоционально комфортно чувствует себя в трудную минуту рядом с родителями, а научиться читать — это ответственное мероприятие.

Мать заботится о ребенке

Минусов немного, но они есть. К недостаткам освоения чтения в домашних условиях можно отнести:

  • Отсутствие родительского образования
    К сожалению, мамы и папы, не имеющие специального образования, допускают массу ошибок при обучении чтению, например, называют буквы со звуком, делают паузу между фонемами в процессе складывания слогов и слов. Дети неправильно привыкают к чтению, и их очень сложно переучить.
  • Ребенок не социализирован
    В педагогических центрах ребенок общается с другими взрослыми, привыкает к школьной среде, берет на себя ответственность, учится поведению. Дома у него такого опыта не будет.

Где и как научить ребенка читать, выбирают родители. Если вы находитесь в тяжелом финансовом положении, остается только домашний вариант. В этом случае уделите время изучению книг, методик работы с дошкольниками. Это поможет качественно научить ребенка детского сада читать, привить любовь к литературе.

Советы родителям

Так как же научить ребенка наиболее эффективно читать по слогам?

  1. Назовите звуки детям четко и ясно, не пытаясь специально их исказить, чтобы их было легче произносить. Как ребенок слышит вас впервые, так и он это запомнит. Постарайтесь прочитать это ясно.
  2. Если возникают ошибки, не ругайте детей, а внимательно их исправляйте, следя за тем, чтобы в итоге звук произносился правильно, а значит и все слово, даже если это уже пятая или шестая попытка.
  3. Как только вы увидите, что ребенок уже устал и испытывает трудности с восприятием новой информации, немедленно сделайте перерыв, поиграйте с ним в другие развивающие игры или, что еще лучше, переключите внимание и прогуляйтесь по улице. Прогулки на свежем летнем воздухе благотворно влияют на восприятие новой информации и улучшают общее самочувствие.
  4. Воспользуйтесь дошкольными играми по слогам, интерактивными способами обучения в игровой форме, карточками. Часто слова «давай поиграем» оказывают на детей волшебное действие.

Покажите ребенку интересные обучающие мультфильмы, в которых они учат читать по слогам в яркой и доступной форме, например «Учимся читать в 5» и так далее. Поэтому ребенку будет не только интересно проводить свободное время, но и быстрее усвоить материал. В любом случае метод обучения детей чтению, будь то игра в карты или другие материалы, должен быть не только увлекательным, но и эффективным.

[spoiler title=»Источники»]

 

  • https://detki.guru/kak-nauchit-rebyonka/kak-nauchit-rebenka-chitat.html
  • https://advance-club.ru/knowledge/articles/kak-priuchat-rebenka-k-chteniu
  • https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_chitat_po_slogam.html
  • https://orechi.ru/razvitie-rechi/kak-nauchit-rebenka-chitat-po-slogam
  • [https://rebenokmama.ru/kak-nauchit-rebenka-chitat/]
  • [https://logiclike.com/kak-nauchit-rebenka-chitat]
  • [https://kroha.info/razvitie/psychology/kak-nauchit-rebenka-chitat]
  • [https://skysmart.ru/articles/preschool/metodiki-obucheniya-chteniyu-rebenka]
  • [https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/skorochtenie_dlya_detej_uprazhneniya.html]

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
19 креативных способов мотивировать вашего ребенка
Следующая запись
Абдукция: поиск истины через расширение сознания