google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y

Как научиться быстро читать: упражнения и приемы для тренировки скорочтения

Содержание
  1. Исторический экскурс
  2. Виды чтения
  3. Элементарный
  4. Инспекционный
  5. Аналитический
  6. Исследовательский
  7. Польза и плюсы скорочтения
  8. Как определить вашу скорость чтения
  9. Преимущества быстрого чтения
  10. С чего начать учиться скорочтению – пошаговая инструкция
  11. Шаг первый
  12. Шаг второй
  13. Шаг третий
  14. Уроки скорочтения
  15. Урок 1. Тренировка внимания при чтении
  16. Урок 2. Подавление артикуляции
  17. Урок 3. Тренировка зрительных навыков при чтении
  18. Урок 4. Скорочтение и управление информацией
  19. Урок 5. Скорочтение и развитие памяти
  20. Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?
  21. Расширяем поле зрения
  22. Улучшаем концентрацию внимания
  23. Избавляемся от регрессии
  24. Подавляем артикуляцию
  25. Развиваем память
  26. Развитие скорости мышления
  27. Методики обучения чтению
  28. Звуковой метод
  29. Традиционная методика с азбукой и букварем
  30. Букварь Надежды Жуковой
  31. Кубики Зайцева
  32. Методика Воскобовича
  33. Методика Чаплыгина
  34. Карточки Домана
  35. Методика Монтессори
  36. Методика Полякова
  37. Методика Ольги Соболевой
  38. Что тормозит чтение?
  39. Мысленное проговаривание
  40. Регрессивное чтение
  41. Ограниченное периферическое зрение

Исторический экскурс

Да, сегодня уже невозможно найти того, кто первым заметил, что люди читают с разной скоростью. Но точно известно, кто первым понял, почему люди читают по-разному и почти всегда намного медленнее, чем могли.

«Пальма первенства» принадлежит французскому офтальмологу Эмилю Жавалю (1839–1907). Именно он заметил, что при чтении глаза человека совершают короткие судорожные движения по тексту. Чем меньше слов и строк удается «поймать» взглядом человека, тем больше судорожных движений делает его взгляд. Чем больше таких прыжков, тем медленнее человек читает.

Это открытие было сделано Эмилем Хавалем в 1878 году. Он описал свои наблюдения в Die Physiologie des Lesens und Schreibens (Физиология чтения и письма) Э. Ява, 1907 г.. Правда, практическое применение это открытие нашло гораздо позже. Статьи для быстрого чтения появились в 1890-х годах, и растущий общественный интерес к этой теме побудил исследователей разработать ряд практических мер по увеличению скорости чтения.

Первый курс быстрого чтения был официально открыт в 1925 году в Сиракузском университете в США. В 1940-х годах были предприняты попытки внедрить аппаратные методы обучения скорочтению. Например, использовался тахистоскоп — устройство, позволяющее отображать изображение в течение определенного периода времени.

Сейчас это называлось бы слайд-шоу, но в 40-х годах прошлого века персональных компьютеров не было. Однако роль скорости обработки изображений в развитии скорости чтения также изучается в следующем 21 веке, о чем можно прочитать в статье «Роль скорости обработки изображений в развитии скорости чтения» M . Lobier et al., 2013.

Эвелин Вуд, учитель и психолог из пригорода Солт-Лейк-Сити, внесла большой вклад в разработку метода обучения скорочтению, подходящего для детей. Она описала систему динамического чтения, которую разработала в своей книге «Руководство по курсу динамики чтения», впервые опубликованной в 1958 году E. Wood, 2007. Несмотря на то, что за последние полвека появилось очень много руководств для быстрого чтения, эта книга все еще находится в процессе переиздания.

В чем секрет успеха и востребованности скорочтительных разработок? По крайней мере, действительно можно научиться читать быстро, а также очень быстро, в то время как понимание и запоминание написанного действительно возможно. И сегодня уже не проблема скачать бесплатные упражнения для быстрого чтения, а когда-то книги были практически единственным надежным источником знаний.

И тогда, и сейчас есть много людей, которые хотят быстро научиться читать, потому что это облегчает работу с потоком информации, документации, усвоение учебных материалов в школе и университете. И это просто позволяет вам быть в курсе всех интересных новостей в книге, не тратя на это слишком много времени.

А еще можно попробовать «бросить вызов» рекордсменам по скорости чтения. Почему нет?! Ведь время от времени появляется очередной претендент на звание самого быстрого «игрока» в мире и, возможно, ваша тренировка скорочтения даст такой же непревзойденный результат.

Виды чтения

Американский философ и педагог Мортимер Адлер в своей работе «Как читать книги». В «Руководстве по чтению великих произведений» определены и описаны четыре типа чтения:

  • элементарный;
  • осмотр;
  • аналитический;
  • исследовательская работа.

Элементарный

Самому простому методу нас учили в школе. Включает в себя легкое чтение текста, правильное и легкое восприятие смысла и отслеживание сюжета.

Инспекционный

Вертикальное чтение. Читатель смотрит на верхнюю часть страницы и переходит к концу, пытаясь понять смысл и ключевые моменты текста. Метод полезен и популярен, когда нет времени заниматься бизнесом или изучать материалы, быстро узнавать новости или оценивать книгу в магазине.

Вот несколько уловок, которые помогут вам овладеть типом инспекционного чтения:

  1. Прочтите название и узнайте обложку книги. Название и дизайн значимы для авторов и заключают в себе основной посыл их работ. После его расшифровки вы можете понять большую часть текста, прежде чем его читать.
  2. Первые страницы. Взгляните на оглавление, предисловие и пролог, чтобы получить представление о тексте.
  3. Названия глав и заключение. Прочитав их, вы сможете понять основные тезисы книги и ознакомиться с выводами, прежде чем рассматривать доказательства. Особенно это касается научно-популярной и экономической литературы.
  4. Обзоры. Лучше всего читать отзывы реальных людей, которые можно найти на книжных сайтах.

С помощью этих советов вы сможете выбрать подходящую книгу всего за 5-10 минут.

Аналитический

Этот метод предполагает погружение в текст, что гарантирует действительно эффективную работу с книгой. Цель аналитического метода — стопроцентное понимание материала с полным усвоением мысли автора. Метод состоит из таких шагов, как внимательное медленное чтение каждой страницы, создание отдельных заметок, использование авторских ссылок, поиск объяснения неизвестных терминов и других слов.

аналитический метод чтения

Вот как вы можете получить максимальную отдачу от своего текста, проанализировав его:

  1. Вам нужно узнать как можно больше об авторе и других его работах. Так вы сможете понять характеристики книги и причины ее написания. Вряд ли кто-нибудь поверит обогащающему тексту, написанному бедным, разорившимся неудачником. Но для такой работы идеально подходит практикующий успешный предприниматель.
  2. Потратьте несколько минут на ознакомительное чтение: заголовок, обложка, первые страницы, резюме и заключение.
  3. необходимо вернуться в трудные времена. Делайте заметки во время чтения и обращайтесь к ним после последнего предложения. Вам нужно понять все, что вы не поняли в первый раз, перечитав тяжелые абзацы и применив дополнительные источники информации.
  4. Вам необходимо подготовить краткое резюме. В нем расскажите или опишите (что еще лучше) новые знакомства и впечатления. Необходимо уточнить следующие моменты: о чем эта книга; что случилось и почему; являются ли мнения, события и факты интересными и точными; какие выводы сделаны после прочтения.

Да, этот подход требует времени. Вы устанете, но будете вознаграждены максимальной отдачей за каждый потраченный час.

Исследовательский

По его словам, необходимо полностью погрузиться в тему, используя более двух источников для подтверждения или опровержения фактов, теории и даже их дополнения. Метод хорошо известен ученым, художникам и писателям.

важно понимать, что для разных книг подходят разные методы чтения. Постарайтесь закрепить полученные знания, ознакомившись с книгой, которую вы прочтете в ближайшем будущем, — определите лучший путь для этой книги.

Прочтите рубашкиКак научиться быстро читать: упражнения и приемы для тренировки скорочтения
Как научиться быстро читать: упражнения и приемы для тренировки скорочтения
Как научиться быстро читать: упражнения и приемы для тренировки скорочтения
Как научиться быстро читать: упражнения и приемы для тренировки скорочтения
Как научиться быстро читать: упражнения и приемы для тренировки скорочтения
Как научиться быстро читать: упражнения и приемы для тренировки скорочтения

Польза и плюсы скорочтения

Скорочтение — полезный навык для всех, кто развивается как личность. Подумайте о книге, которая произвела на вас наибольшее впечатление. А теперь представьте, как бы изменилась ваша жизнь, если бы вы ее не читали…

Способы быстрее читать и больше запоминать

«Но главное, что я хочу сказать, это то, что у вас всегда должна быть конструктивная цель чтения, которая поможет вам понять, зачем читать и как применять полученную информацию”.

Павел Палагин

Если одной книги достаточно, чтобы изменить жизнь, что могут сделать тридцать книг?

Когда вы научитесь быстро читать, вы увеличите шансы наткнуться на какую-нибудь замечательную книгу, которая может все изменить. Представьте себе возможность читать десять, двадцать или тридцать книг в год, не тратя много времени на чтение!

Как определить вашу скорость чтения

Традиционный контроль предполагает чтение текста за одну минуту и ​​подсчет слов.

Для определения скорости чтения существует стандартная формула:

V = Q * K / T

  • V — скорость чтения (знаков / мин);
  • Q — количество знаков в тексте (томе);
  • T — время, затраченное на чтение текста, мин;
  • K — коэффициент понимания.

Допустим, вы прочитали текст из 529 слов, это заняло 2 минуты. 34 секунды. Из 10 предложенных вопросов вы правильно ответили на 6. Нам нужно перевести время в минуты — 34/60 = 2,56. Коэффициент понимания 6/10 — 0,6. Подставляем все данные в формулу: (529 / 2,56) * 0,6 = 123,9 (124). Вывод: в среднем вы читаете 124 слова в минуту.

Вам не нужно тратить время на себя или спрашивать другого человека. Вы можете контролировать скорость чтения

  • Онлайн-тест для проверки скорости чтения

Теперь, когда вы знаете свою среднюю скорость чтения и вам необходимо ее увеличить, вы можете приступить к изучению вопроса о том, как научиться быстро читать за одну минуту.

Преимущества быстрого чтения

Исследования мозга предоставили нам ценную информацию: он может «думать» без осознания, «заканчивать рисунок» без полного изображения. Но многие понятия не имеют. Мы пытаемся улучшить память и работу мозга, хотя изначально не знаем, на что он действительно способен.

Знаете ли вы, что без гласных в строке вы поймете, о чем идет речь? А вы догадались, что, закрыв третью часть текста по вертикали, вы тоже полностью поймете его значение? Обучение технике быстрого чтения основано на этих, казалось бы, мелочах. Но когда он «поглощает» большие объемы информации, быстрое чтение экономит много времени.

Скорее всего, среди ваших знакомых найдется человек, который читает книгу максимум 1 день, а вам понадобится около 5 дней. А иногда как сложно заставить себя прочитать книгу! Не так много людей, которые быстро читают, но они используют этот навык в своих интересах, чтобы развить мышление и добиться успеха в работе. Кто откажется от успеха и сэкономит время?!

Наблюдая за людьми, которые быстро читают, вы могли заметить, как страницы переворачиваются за секунды. Разве они ничего не могут вспомнить и увидеть? Все видят, но при таком чтении их мозг усердно работает по заранее выработанной схеме, человек знает:

  • какую информацию он ищет;
  • чем он пригодится ему в жизни;
  • какими еще способами вы можете получить эту информацию.

Все эти хитрости помогают справиться с задачей получения информации максимально быстро и качественно.

С чего начать учиться скорочтению – пошаговая инструкция

Что такое скорочтение? Это навык, с помощью которого вы можете быстро структурировать текст и усвоить информацию. В начальной школе нас учат быстрому чтению. Вспомните, как учитель берет часы, считает время, а затем подсчитывает, сколько слов вы прочитали.

К концу учебного года первоклассник должен читать от 25 до 40 слов в минуту. К окончанию начальной школы, то есть к концу четвертого класса — с 90 до 120.

Но учащиеся средних и старших классов должны читать около 180 слов в минуту (хотя техника чтения в этих классах больше не проверяется). Т

эти же показатели считаются средними для взрослого человека. Высокая скорость для взрослого — 400 слов в минуту.

Изучение техники быстрого чтения поможет вам многократно улучшить свои результаты.

Если вы читаете в среднем 200 слов в минуту, то, используя техники быстрого чтения и запоминания, вы уже будете читать 400-800 слов одновременно.

Вы можете научиться быстро читать в любом возрасте.

С чего начать? Сначала нужно избавиться от причин, по которым вы медленно читаете, и только потом приступать к выполнению упражнений из приемов повышения скорости чтения.

Какие факторы замедляют процесс чтения и почему? В процессе чтения наши глаза совершают много движений. Чтобы текст воспринимался целиком, глаза должны быть сосредоточены только на нем. Но не все из них так работают.

Мы постоянно отвлекаемся, наше периферийное зрение улавливает множество мелких деталей и движений. Но это не основные причины. По мнению экспертов, основными причинами медленного чтения являются:

  1. Произносите текст во время чтения. Некоторые думают, что разговор с самим собой помогает лучше запомнить текст, но это неправильное суждение. Когда мы произносим текст, мы автоматически снижаем скорость чтения, потому что скорость чтения в этом случае будет равна скорости, с которой мы говорим (около 150 слов в минуту). Помните, человек, который не произносит слов во время чтения, мгновенно понимает смысл прочитанного!
  2. Повторное чтение фрагментов текста. Если вы постоянно будете возвращаться к тому, что уже прочитали, ваша скорость чтения снизится. Многие люди делают это автоматически, даже не задумываясь об этом. Чаще всего это делают те, кто недостаточно сосредоточен или опасается, что без перечитывания не сможет запомнить информацию.
  3. Невнимательность и / или отвлечение. Если вы находитесь «в облаках», вряд ли вы сможете быстро прочитать текст, прочувствовать и запомнить его полностью. Техника быстрого чтения с высоким уровнем запоминания позволит вам читать быстро, и вы автоматически сосредоточитесь только на информации в тексте.
  4. Сложность материала и отсутствие элементарных знаний. В основном это относится к чтению специальной литературы, так как это требует больше времени и размышлений над прочитанным. Это касается и чтения книг на иностранных языках. Вы можете встретить незнакомые слова, и потребуется время, чтобы разобраться в тексте и понять его. Вышеупомянутая литература определенно не подходит для быстрого чтения.

После того, как вы устранили эти причины, можете двигаться дальше. Предлагаю вам ознакомиться с пошаговыми инструкциями по подготовке к тренировке.

Шаг первый

Тебе понадобится:

  • 4-6 непрочитанных книг разного типа (желательно не очень сложных для понимания);
  • секундомер;
  • чистый лист или тетрадь;
  • карандаш или ручка.

Шаг второй

Проверьте себя и оцените скорость чтения, степень понимания и запоминания прочитанного материала.

Возьмите одну из выбранных книг и секундомер со звонком (можно использовать таймер на телефоне). Чтобы оценить себя, выполните следующие действия в соответствии с инструкциями:

  1. Найдите количество слов, которые умещаются в пяти строках выделенного текста, и разделите на пять с округлением в большую сторону. Например, если у вас 45 слов в пяти строках, в среднем будет 9 слов в одной (45: 5 = 9).
  2. Теперь посчитайте количество строк на пяти страницах той же книги и снова разделите на пять. Например, на пяти страницах 186 строк, поэтому на одной странице их около 37 (186: 5 = 37,2).
  3. Теперь посчитайте количество слов, умещающихся на странице. Для этого просто умножьте среднее количество слов на количество строк в строке. Это 333 слова (37×9 = 333).
  4. И последнее: узнайте, как быстро вы читаете текст. Задержите телефон на минуту и ​​начните читать как обычно.

Следует не только читать текст, но и как можно больше запоминать прочитанную информацию. Только этот показатель и является вашей реальной скоростью чтения.

Подводя итог, чтобы определить свой уровень скорочтения:

  • менее 120 — ниже среднего;
  • 120-180 — ниже среднего, если вам не меньше 15 лет;
  • 180-240 — средняя скорость;
  • 240-350 — уровень среднестатистического студента вуза;
  • 350-500 — выше среднего;
  • более 500 — отличная скорость.

Или возьмите готовый онлайн-тест на скорость чтения.

Шаг третий

Проверяем степень запоминания и восприятия текста. На подготовленном листе бумаги (или в блокноте) запишите все, что вы помните о прочитанном тексте (имена, даты, некоторые действия или события). Важно воспроизвести все в том же порядке, что и книга.

Старайтесь писать лаконично, не используйте пустые слова (выглядит, кажется, может быть и т.д.).

  • Вы не можете шпионить и открывать книгу!

Теперь посчитайте количество слов, которые вы могли бы запомнить и написать на бумаге. Запишите эту сумму отдельно на листе бумаги.

Проверяйте себя таким образом после каждого нового способа развития скорочтения или после каждых пятидесяти слов повышения скорости.

Комментарий психолога: Рекомендую завести тетрадь и записывать результаты своих успехов. Это упростит сравнение, и вы увидите явные изменения в обучении для ускорения чтения. Это очень мотивирует и вдохновляет.

Отмечая свои результаты каждый раз на новом листе (даже если вы куда-то добавляете их — высока вероятность, что некоторые или некоторые листы просто будут потеряны), вы рискуете не увидеть свои результаты. Это означает, что мотивация может уменьшиться или вообще исчезнуть.

Уроки скорочтения

Программа этого курса состоит из нескольких уроков по развитию ключевых навыков для развития способности быстро читать, которые вы можете освоить самостоятельно за несколько недель. Наша методика уроков подходит как для детей, так и для взрослых и содержит множество приемов и упражнений, которые помогут вам быстрее читать.

Урок 1. Тренировка внимания при чтении

Невнимательность при чтении может выражаться в том, что при чтении приходится возвращаться к предыдущему предложению, потому что вы прочитали его механически, но не уловили его значения. Чем чаще вы возвращаетесь, тем медленнее ваша скорость. Поэтому первый шаг к увеличению скорости чтения — это работа с вниманием и концентрацией во время чтения. В этом уроке мы покажем вам, что делать, чтобы лучше сосредоточиться на тексте.

Урок 2. Подавление артикуляции

Артикуляция — произношение текста — является важным элементом чтения. Артикуляция помогает придать прочитанным словам звуковое оформление, позволяет улучшить речь, понять, как звучат слова. Но он значительно замедляет чтение и в меньшей степени помогает быстрее понять смысл чтения. Для чтения информационного материала это препятствие, и на уроке мы расскажем, как устранить это препятствие.

Урок 3. Тренировка зрительных навыков при чтении

После того, как вы подавили сустав, вы можете начать работать над визуальными навыками, которые помогут лучше воспринимать информацию. На них делается основной упор в скорочтении. Если вы хотите читать быстрее, вы должны видеть больший объем текста, читать его не построчно слева направо, а целиком, по диагонали сверху вниз. В этом уроке вы узнаете, как этому научиться.

Урок 4. Скорочтение и управление информацией

Даже если вам удастся подавить артикуляцию и читать сверху вниз, вы можете столкнуться с серьезной проблемой плохого усвоения прочитанной информации. Этот урок знакомит с конкретными методами, приемами и упражнениями для управления информацией во время скорочтения. Они позволят вам читать быстрее без потери эффективности.

Урок 5. Скорочтение и развитие памяти

Работа с памятью — последний и очень важный элемент в овладении навыком скорочтения. Какой смысл читать быстро, если вы ничего не помните? Скорочтение будет по-настоящему полезным только тогда, когда вы научитесь запоминать то, что для вас интересно и / или важно. На последнем уроке вы познакомитесь с методами, которые помогут вам лучше понять то, что вы читаете.

Кроме того, в курсе есть вспомогательные инструменты для скорочтения, которые позволят вам лучше разобраться в теме, прояснить непонятные моменты, восполнить пробелы в знаниях и продолжить изучение, если тема скорочтения вас серьезно интересует:

Какие упражнения для повышения скорости чтения будут полезны в любом возрасте?

Наибольшую пользу приносят те упражнения, которые устраняют причину медленной скорости восприятия и обработки зрительной информации.

Основными ошибками, препятствующими скорости чтения как у детей, так и у взрослых, считаются повторяющиеся непроизвольные движения глаз (регресс) и ненужная артикуляция, которой мы научились только в детстве.

Основные недостатки, препятствующие эффективному и быстрому восприятию информации:

  • трудности с концентрацией внимания;
  • небольшой уголок (поле) визуального покрытия текстовой информации.

Следовательно, упражнения по быстрому чтению в первом классе должны быть в первую очередь направлены на развитие способности концентрироваться и расширение охвата информации. «Малое поле зрения» — это, пожалуй, самая важная причина, по которой детей учат читать сначала по буквам, по слогам, а затем по целым словам, фразам и предложениям с выражением, которое подтверждает понимание читателем смысла написанного.

Не все взрослые могут похвастаться умением «с первого взгляда» воспринимать длинные предложения и целые предложения. На этом развитие навыков визуального чтения у большинства людей останавливается.

Расширяем поле зрения

Детям любого возраста мы рекомендуем развивать некоторые из перечисленных навыков с помощью увлекательной онлайн-игры-упражнений на основе таблиц Шульте.

«Развитие периферического зрения по таблицам Шульте»

перейти к упражнению с таблицами Шульте

Регулярные занятия с таблицами Шульте не только позволят вашему ребенку интересно провести время, но также помогут повысить концентрацию внимания, периферическое зрение и развитие памяти.

Размытый вид. Основная задача обучения — использовать рассеянный взгляд для восприятия большей площади страницы или экрана. Упражнение можно выполнять различными способами, например, для поиска идентичных элементов с рассеянным зрением или для запоминания большего количества элементов, которые удалось уловить, не отводя взгляда от центрального объекта внимания.

Улучшаем концентрацию внимания

«Активация обоих полушарий». Возьмите текст по знакомой теме и прочитайте абзац попеременно правым глазом, а затем левым. Благодаря этой простой технике вы по очереди активируете оба полушария мозга.

«Выделение главного». Многие известные личности использовали эту технику. Возьмите маркер или карандаш и выделите 2–3 наиболее важных мысли на странице. Даже лучше это упражнение усовершенствовать и не только выделить главное, но и записать свои критические наблюдения знаками: очень важная информация — «!» или «NB», согласен — поставлен «+», не согласен — «-» и т д.

«Назови цвет». Звоните вслух, читая следующий текст, окрашенный в цвет слов. Дело в цветах, а не в том, что написано.

Красный. Зеленый Синий Желтый Фиолетовый Оранжевый Коричневый Синий Синий

Красный. Цвет морской волны. Фиолетовый, желтый, коричневый, синий. Цвет морской волны.

Не торопитесь делать это с невероятной скоростью. Хорошо, если после тренировки вам в принципе удалось выполнить упражнение без ошибок.

Найдите слово. Варианты упражнений:

  • Найдите на странице все слова, начинающиеся с определенной буквы.
  • Найдите на странице все вхождения определенного слова или фразы.

Решение головоломок — простой и очень эффективный способ тренировать внимание в любом возрасте. Для этой цели хорошо подходят загадки или вопросы на уловку.

Избавляемся от регрессии

«Давайте разрежем половину строки». При чтении текста закройте половину строки (верх) листом бумаги. Итак, заставьте мозг угадывать, что было написано, и в то же время в такой ситуации он, естественно, захочет увидеть следующую строку еще до того, как вы «отрежете» ее часть. Это упражнение научит вас преодолевать себя при чтении и не возвращаться к прочитанному одновременно.

«указатель». Чтобы отучиться от привычки возвращаться к тому, что вы уже прочитали, заставьте ваш взгляд постоянно следовать за ручкой, карандашом или пальцем, которые всегда уносят вас вперед.

«Прочтите быстро». Рассмотрим тест на скорость чтения в начальной школе. Мы берем таймер и измеряем текущий счет, читая страницу, главу или статью.

Подавляем артикуляцию

«Альтернативный текст». Параллельно с чтением мы говорим что-то, не имеющее отношения к объекту внимания. Например, мы напеваем мелодию песни («ля-ля-ля, тру-лал-ла») или произносим в уме другой текст, например, пословицы, скороговорку, или продолжаем считать по порядку, независимо от числа прочитанных слов или строк. Главное — не потерять фокус.

«С закрытым ртом!» Если ваши губы или язык шевелятся во время чтения, вам нужно занять их. Эта ошибка часто возникает у детей после постоянного чтения вслух в начальных классах. Попробуйте параллельно жевать карандаш или сухарики или жевательную резинку.

«Барабанная дробь». Давай поиграем пальцами в какой-нибудь ритм на столе, чем тяжелее, тем лучше. Если пальцы заняты, языковой центр мозга будет автоматически хотя бы частично заблокирован.

«Читайте под отвлекающую музыку». Отличный способ подавить желание произнести текст, который вы читаете, — это послушать музыку, которая не имеет ровного ритма. Для этого лучше всего подходит джаз.

Развиваем память

«Нестандартное чтение». Чтение текста повернуто относительно вас на 90 градусов, 180, 45 и т.д. Пример выполнения упражнения: переверните страницу и поставьте задачу читать текст в обратном порядке (т.е справа налево). Такая тренировка особенно полезна детям для формирования в памяти эталонов полных букв, независимо от того, как они находятся.

«Восстановить пропавшие буквы». Отличное упражнение на развитие словесной и логической памяти. При чтении текста с пропущенными буквами остановки для «угадывания» следующего слова заставляют помнить слова и значение предыдущего чтения. Это хорошая тренировка не только для памяти, но и для устранения препятствий на пути к быстрому чтению, таких как повторяющиеся движения глаз и артикуляция.

Развитие скорости мышления

Одной из основных причин, по которой можно значительно развить скорость чтения любого человека, является избыточность информации на всех уровнях текстов (особенно опубликованных в Интернете), начиная от заголовков и вводных конструкций, призванных привлечь внимание, до отдельные слова со слабой или полностью отсутствующей смысловой нагрузкой.

Регулярное решение логических задач развивает умение отделять главное от второстепенного, развивает умение «зажигать слепоту» по отношению к избыточной информации и «мгновенное» восприятие важных мыслей. Это достигается, прежде всего, благодаря регулярным упражнениям на скорость восприятия условий задачи и понимания сути поставленного вопроса. Внимательный анализ структуры задачи развивает умение разделять задачи на условия и группы условий, выделять один или несколько вопросов, понимать оптимальный порядок решения подзадач, искать решения.

Методики обучения чтению

Есть много способов научить ребенка читать. Один и тот же метод подходит не всем детям.

Звуковой метод

Этот способ обучения был разработан в 19 веке. Первым этапом было настойчивое произношение согласных, после чего происходило слияние согласного и гласного. При этом ребенку не предлагали заучивать названия букв. Звуковой метод широко используется для обучения англоязычных детей чтению. В английском одну и ту же букву можно читать по-разному, в зависимости от того, какие буквы рядом с ней. Например, в слове «кошка» буква «c» читается как k, а в «cinema» — как s. В России звуковая методика была значительно усовершенствована и легла в основу современного классического способа обучения грамоте.Ученики в школьном коридоре - РИА Новости, 1920, 19.01.2021
19 января, 08:00 Вперед в прошлое: как учат российских детей по «сталинским» учебникам

Традиционная методика с азбукой и букварем

Самый известный из создателей этой методики — Константин Ушинский, основоположник научной педагогики в России. Ушинский предложил принципиально новый подход: не просто запоминать и комбинировать элементы языка, а анализировать живую речь. Например, в учебнике для учителей «Родное слово» были упражнения по сопоставлению звуков и их сочетаний между собой, разделению слов на слоги, выбору из них гласных. По этой методике дети учатся читать буквы и их сочетания, а значит — простые тексты по слогам.

Букварь Надежды Жуковой

Надежда Жукова, логопед, кандидат педагогических наук, разработала пособие по традиционной методике, но не только учит ребенка читать, но и предотвращает типичные ошибки при письме. Отличительной особенностью его праймера является использование слога как минимальной единицы чтения. © РИА Новости / Рамиль Ситдиков / перейти в фотобанк на Primer

Кубики Зайцева

Создатель кубиков русский учитель Николай Зайцев взял за основу метод Льва Толстого. Основная идея — учить не по буквам и слогам, а по акциям. Склады состоят из:

  • — пара «согласный и гласный» (СО-БА-КА),
  • — сочетание согласного и мягкого или твердого знака (LO-CL),
  • —Письмо (AICT).

Этот способ значительно упрощает освоение чтения: в русском языке слог может состоять из 5-10 букв — например, «горстка», «внезапно» и склад — максимум 2. В наборе Зайцева 61 кубик. Они различаются:

  • — по громкости: на крупных — твердые согласные, на мелких — мягкие, на двойные — шипящие;
  • — по цвету и звуку при возбуждении: на серых с железным наполнителем — звонкие, на оранжевых с деревянным наполнителем — глухие, на желтых с колокольчиками внутри — гласные.

Помимо кубиков, в комплект входят:

  • — стол со складскими помещениями,
  • — пособие для родителей и учителей,
  • — Аудиозапись, где на ноты популярных мелодий воспеваются воспоминания таблицы и алфавита.

Дети учатся читать склады на кирпичах, затем показывают их на столе и подпевают взрослому. Во время тренировок используется много игр. На уроках ребенок может ходить по комнате, прыгать, бегать.Убежище. Архивное фото - РИА Новости, 1920, 14.11.2013
14 ноября 2013 г., 17:40 Эксперты выступают против раннего обучения детей чтению и письму Раннее обучение приводит к неврозам и разрушает мотивацию ребенка к обучению, считают эксперты в области образования.

Методика Воскобовича

Самые известные авторские пособия — «Складушки» и «Теремки» Складушки «Складушки» — альбом с картинками и песнями. Первые страницы содержат инструкции для родителей. К изданию прилагается компакт-диск с аудиозаписями. Пособие предназначено для детей от двухлетнего возраста. Воскобович взял за основу складской метод Зайцева: сначала ребенок заучивает буквы и их сочетания, потом поет стишки. Согласные изучаются не в алфавитном порядке, а вместе с звонкими парными гласными — глухими:

  1. 1 полость без верхней границы — «теремки», в плоскостях которых изображена согласная буква, а рядом вырезано окошко;
  2. 2 обычных картонных кубика; по их краям — гласные, твердые и мягкие знаки, изображения.

Когда вставной куб вставляется в «теремок», в окошке рядом с другим появляется буква: склад получается. Всего в наборе 12 «теремок», 12 кубиков-вкладышей и руководство для родителей с инструкциями, домашними заданиями и играми. Пособие предназначено для детей от двух до восьми лет.Гости изучают тестовые образцы на презентации детского планшета - РИА Новости, 1920, 03.06.2019
3 июня 2019, 08:14

Методика Чаплыгина

Евгений Чаплыгин по образованию детский спортивный тренер. Он учил своих детей читать алфавит Льва Толстого, а позже освоил технику Зайцева. Изучив его, автор пришел к выводу, что взрослому человеку придется потратить много времени и усилий на изучение того, как применять метод. Затем Чаплыгин создал свою систему обучения, упростив метод Зайцева. По краям кубиков Чаплыгина нет складов, только буквы или знаки препинания. Для пробелов есть две кости без изображений. Кубики связаны между собой магнитами. При этом перевернуть символ не получится: магниты не пойдут»:

  • —16 деревянных кубиков,
  • — методики для родителей,
  • — игровые материалы.

Методика предназначена для детей от четырех до восьми лет. Слова и фразы составлены из кубиков, а карточки с картинками используются для запоминания и подсказок. После сдачи всех домашних заданий и экзаменов ребенку выдается диплом. © Fotolia / serenko Русский алфавитАзбука русского языка - РИА Новости, 1920, 12.11.2021

Карточки Домана

Гленн Доман — американский физиотерапевт. Изначально его метод предназначался для детей с тяжелыми заболеваниями нервной системы, такими как церебральный паралич, эпилепсия, аутизм, синдром Дауна и синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Однако со временем этот метод стали использовать для обучения здоровых детей.Система Домана называется методом целого слова. Это понятие появилось в 18 веке в Германии, а в 19 веке стало широко известно в США. Суть подхода в том, что дети запоминают сначала слова, затем буквы и звуки. Учить алфавит начинают только после того, как ребенок научится читать. Взрослому предлагается несколько раз в день показывать ребенку карточки со словами, одновременно произнося их. На обороте могут быть какие-то картинки. Каждой карточке отводится секунда, сеансы длятся от 15 до 30 минут. Важно, чтобы ребенку было весело и интересно. Доман также подчеркнул, что для успешного обучения необходимо положительное подкрепление. В конце каждого урока обязательно хвалить маленького ученика. Автор методики сказал, что вы можете преподавать полгода и чем раньше начнете, тем быстрее будет результат. Если подождать до шести лет, дети вряд ли смогут полностью раскрыть свой потенциал.Ребенок с книгами - РИА Новости, 1920, 20.09.2018
В России в 1918-1931 гг. Применялся метод всего слова. Опыт показал, что этот метод обучения русскому языку менее эффективен, чем другие. Работайте с английским языком, потому что около 80% содержащегося в нем словарного запаса состоит из односложных слов, и в нем нет склонений и спряжения. Однако даже при изучении английского языка возникают проблемы. Ребенок не может произнести для него новое слово, так как не может прочитать мельчайшие единицы языка.

Методика Монтессори

Мария Монтессори — итальянский врач и автор методики, применяемой педагогами по всему миру. В процессе развития Мария пришла к выводу, что в среде, где занятия направлены на поддержку естественного развития детей, они приобретают способность к самообразованию. Акцент делается на уважении к ребенку, а не на принуждении. Для обучения используются самые разные материалы:

  • — книги;
  • — карточки с необработанными словами или буквами;
  • — подвижный алфавит: набор букв, вырезанных из пластика, дерева или мягкого полиэтилена;
  • — набор игрушек с предметами обихода — для кухни, ванной, уборки, садового инвентаря и тд;
  • — материалы для творчества и развития чуткости.
  1. Основное внимание уделяется развитию моторики и восприятия. Тренировка мышц рук позволяет быстро научиться писать буквы и цифры.
  2. 2 Сначала они осваивают письмо, затем — чтение. Ребенка просят начертить пальцем буквы из фактурной бумаги на карточках. После этого ребенок учится собирать слова из букв. Взрослые ошибок не исправляют. Считается, что со временем они уйдут без всякого вмешательства. Основная цель на начальном этапе — научить ребенка выражать свои мысли письменно, а не усвоить правила грамматики.
  3. 3 Запоминание происходит через реальный опыт. Одна из игр выглядит так: ребенок достает из коробки карточку со словом. Если это глагол, его просят выполнить соответствующее действие, а другие угадывают, какое слово он видел. Если вы встретили существительное, вам нужно найти нужный предмет и наклеить на него карточку.

Научить ребенка читать Монтессори в домашних условиях непросто — придется закупить много дорогих материалов, организовать специальное пространство для уроков. Этот метод лучше всего подходит для детских комнат, но вы можете включить некоторые из его элементов в свое домашнее резюме.Дети рисуют - РИА Новости, 1920, 20.11.2008
20 ноября 2008 г., 15:28 Как вырастить одаренного ребенка — советы психологов и педагогов Психологи считают, что любой здоровый ребенок потенциально может быть одаренным. В благоприятных условиях, которые создаются для него в школе и дома, потенциальные таланты превращаются в настоящие.

Методика Полякова

Сергей Поляков изначально работал с детьми по методике Зайцева, но позже разработал собственную систему обучения детей с двухлетнего возраста. Автор позаимствовал у Зайцева чтение на складах и изучение звуков без названия букв, а у Домана — принцип множественной визуализации группы символов с их одновременным звучанием. При этом отдельные элементы заменяются новыми. Полученные знания подкрепляются специальными играми. Дети не садятся за парту. Они могут свободно ходить и бегать по классу. Обучение ведется с использованием настенных средств — «домиков для писем». В каждом окне склад. Дети последовательно изучают буквы, записки, слоги, слова и фразы, затем читают книги, написанные или адаптированные автором, и пересказывают их содержание, после чего переходят к самостоятельному чтению детской литературы. © РИА Новости / Виталий в Анкове / зайти в фотобанк ABC и букет цветов на столеАлфавит и букет цветов на столе - РИА Новости, 1920, 11.12.2021

Методика Ольги Соболевой

Ольга Соболева — русский педагог и методист. Его метод основан на «подходе двух полушарий» — одновременном развитии образного и логического мышления. Авторский букварь содержит задания разного уровня: сюжетные и ассоциативные игры, а также простые упражнения с игровыми элементами. К каждому прилагается комментарий для взрослых. Книга рассчитана на детей от четырех до восьми лет. Принципы методики:

  1. 1 Движущей силой обучения должен быть интерес, удовольствие от чтения. При малейшем признаке скуки внимание ребенка немедленно переключается на другое занятие или урок заканчивается.
  2. 2 Не должно быть принуждения, проверки и наращивания потенциала. Обучение ориентировано на процесс, а не на результат.
  3. 3 Инициатива должна исходить от ребенка. Можно поставить книгу на видное место и подождать, пока он сам ее откроет.
  4. 4 Не менее важно активное участие взрослого. Он должен поощрять интерес ребенка, помогать ему, эмоционально вовлекать его.

По словам Соболевой, методика развивает образное и абстрактное мышление, интуицию, фантазию и воображение, лингвистическое вдохновение и память: зрительную, слуховую, тактильную и даже обонятельную. Буквы воплощаются в разных образах, танцуют и совершают другие действия. Рисовать в азбуке можно, письменных заданий очень много. Соболева настаивает на том, что для развития навыка внимательного чтения необязательно изучать фонетику, анализировать слово и т.д. Читайте твердо, а это — мягко. Он приводит пример: «Давайте выберем букву« М »и возьмем два слова -« мама »и« медведь”».Читатель в библиотеке - РИА Новости, 1920, 02.05.2019
2 мая 2019, 10:18 Культура Норвежский ученый объяснил, почему электронные книги не заменят бумажные книги

Что тормозит чтение?

Виды чтения очень сильно влияют на скорость чтения. Большинство людей, научившись читать слово в слово в детстве, никогда не думали об улучшении этого метода. Но для некоторых из нас чтение — неизбежная часть жизни, и научиться быстро читать означает помогать во многих отношениях, главное, чтобы с домашним заданием легко справлялись. Конечно, важно все делать правильно.

Что мешает?
Во время чтения большинство людей смотрят на слово или группу слов и мысленно произносят их, прежде чем переходить к следующему слову, пока не дойдут до конца предложения или абзаца.

важно говорить о фиксации, которая сама по себе не является привычкой, а является естественным действием наших глаз. Но если сделано неправильно, фиксация приводит к неэффективному чтению. Звучит немного странно, но для начала нужно понять, что такое фиксация.

Прежде чем в уме появляется какой-либо образ, глаза перестают двигаться. Фиксация — в основном означает способность глаз. Размер того, на что мы смотрим, не имеет значения, равно как и не имеет значения, насколько близко или далеко он находится. Если бы не эта возможность, все, на что мы смотрели, казалось бы, имеет большое значение.

Тот же принцип применим к словам, которые мы читаем. Чтобы наши глаза могли видеть слова, которые мы пытаемся прочитать, им часто приходится останавливаться на словах в каждом предложении. Фиксации, также называемые окулярными стопами, происходят бесчисленное количество раз в день. И большую часть времени мы даже не осознаем, что это происходит. Наряду с обязательствами работают и другие вещи, которые называются саккадами. Это быстрые, прерывистые движения глаз, когда они останавливаются, а затем меняют фокус, «прыгая» от точки к точке. Когда глаза останавливаются или останавливаются на слове, короткая пауза дает мозгу возможность понять слова.

При фонетическом чтении наши глаза останавливаются или сосредотачиваются почти на всех словах, которые мы читаем, после чего требуется время, чтобы их расшифровать, прежде чем перейти к следующему.

Мысленное проговаривание

Мысленное чтение или тихая речь (субвокализация) — это произношение каждого слова в уме. Более медленная форма чтения. Но субвокализация — это естественный процесс чтения, который помогает уму получить доступ к значениям, чтобы понять и запомнить то, что он читает, потенциально снижая когнитивную нагрузку. Для подбородочного сустава характерны небольшие движения гортани и других мышц, участвующих в речевом суставе.

Те, кто двигает губами во время чтения, делают то, что называется «произнесением» слов, когда они их читают. Есть также более искушенные читатели с субвокализацией, которые «слышат» слова в уме во время чтения. То, что они слышат, похоже на шепот, который продолжается, пока их глаза продолжают читать.

Причина, по которой люди мысленно произносят то, что они читают, восходит к детству, к тем дням, когда они только научились читать в начальной школе, фонетически, деля слово на слог.

Произнесение или прослушивание слов во время чтения — хороший способ убедить себя в том, что мы говорим правильно. Но субвокализация хорошо работает для ребенка, который учится читать, а не для взрослого, ему не нужно использовать свой мозг, глаза, уши и рот, чтобы читать. Глаза и мозг прекрасно способны читать и понимать все сами по себе.

Регрессивное чтение

Регрессивное чтение
Регресс, перечитывание, возвращение к уже прочитанному: все они означают одно и то же. Регрессия — это обратный процесс, хотя иногда его трудно избежать, когда чтение носит академический или технический характер. Но чаще всего люди по привычке регрессируют, когда читают. Этот тип регрессивного чтения называется бессознательной регрессией и обычно возникает из-за того, что наш мозг по какой-то причине неправильно интерпретировал информацию в первый раз.

Сознательная регрессия означает, что мы знаем, что упустили то, что читали, или что мы упустили что-то действительно важное из того, что мы читаем. Поэтому мы вынуждены возвращаться к прочитанному в поисках утраченного смысла.

Иногда регресс вызван субвокализацией. Когда мы мысленно произносим эти слова, наши глаза и органы суставов не всегда развиваются с одинаковой скоростью, то есть наши глаза «бегут» вперед от гортани.

Для некоторых людей необходимость перечитывать ничем не отличается от необходимости проверять несколько раз, чтобы убедиться, что они не выключили духовку. В этой ситуации регресс представляет собой форму компульсивного поведения.

Ограниченное периферическое зрение

Периферийное зрение
Периферийное зрение — это навык, который включает в себя восприятие того, что происходит по обе стороны от нас, выше или ниже, за пределами вашего макулярного зрения. Чтобы улучшить этот аспект нашего зрения, мы можем смотреть живую сцену (возможно, на экране телевизора или компьютера), повернув голову набок (тренируясь в поворотах влево и вправо).

В контексте скорочтения, одновременное принятие более одного слова, быстрое чтение группы из 4-16 соседних слов. Периферийное зрение позволяет нам читать с меньшим количеством фиксации взгляда, потому что наш кругозор расширяется, мы можем видеть, читать и обрабатывать больше слов одновременно. Вместо того чтобы читать слово в слово, мы можем пропустить несколько слов и прочитать их группами. Например, это выглядит так: нам нужно сосредоточиться на слове или словах в центре предложения и полагаться на периферийное зрение, чтобы воспринимать слова, расположенные по обе стороны страницы.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://4brain.ru/blog/skorochtenie-besplatnye-uprazhneniya-i-superrezultaty/
  • https://blog.vsemayki.ru/spokoynye/kak-nauchitsya-pravilno-chitat/
  • https://mentalsky.ru/bystree-chitat-i-bolshe-zapominat/
  • https://gilber.one/kak-bystro-chitat.html
  • https://levelself.ru/navyki/kak-nauchitsya-bystro-chitat.html
  • [https://gilber.one/texniki-skorochteniya.html]
  • [https://4brain.ru/skorochtenie/]
  • [https://logiclike.com/razvitie/uprazhneniya-skorochtenie]
  • [https://ria.ru/20211213/chtenie-1763247484.html]
  • [https://mentors.team/tvorchestvo/kak-nauchitsja-bystro-chitat.html]

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Следующая запись
ТОП лучших книг для саморазвития и личностного роста