google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y
mnemotehnika-dlya-nachinayushih

Как научиться быстро запоминать информацию — теории и методы

Содержание
  1. Что такое память
  2. Как наш мозг запоминает информацию
  3. Как формируются нейронные связи
  4. Почему забывать на самом деле полезно
  5. Какие есть техники запоминания?
  6. Как легко и быстро запоминать информацию
  7. Поймите значения
  8. Повторяйте правильно
  9. Алгоритм «Воронка»
  10. Запомнить информацию глазами
  11. Переходите от общего к частному
  12. Задействуйте зрительную память
  13. Чередуйте изучение и физическую активность
  14. Усильте мотивацию
  15. Повторяйте материал 3 раза
  16. Делайте заметки
  17. Говорите сами с собой
  18. Учите других
  19. Интервальное повторение
  20. Обеспечьте дозированный прием
  21. Сделайте акцент на ассоциации
  22. Используйте метод желтого маркера
  23. Жуйте жвачку
  24. Метод Цицерона – “римская комната”
  25. Мыслите позитивно
  26. Делайте перерывы
  27. Перестаньте читать текст много раз
  28. Психология в помощь
  29. Мнемотехники
  30. Визуализируйте информацию
  31. Своевременно устраивайте перерывы
  32. Настройтесь на позитив
  33. Питайтесь правильно
  34. Обеспечь своему мозгу качественный сон
  35. Техники запоминания
  36. Метод локусов
  37. Чанкинг-метод (дробление, фрагментирование)
  38. Создайте физический образ
  39. Найдите практическое применение
  40. Эффект края
  41. Метод Цицерона
  42. Используй ассоциативное мышление
  43. Метод массированного запоминания
  44. Метод пиктограмм
  45. Метод Фейнмана
  46. Избегай многозадачности
  47. Добавь больше практики
  48. Учёные против мифов о том, как устроена человеческая память
  49. Миф. Человек может вспомнить события детства, младенчества, рождения и даже реинкарнаций, а также то, чего в его жизни не было
  50. Миф. С помощью гипноза можно достать из подсознательной памяти всё что угодно
  51. Миф. Некоторые люди обладают фотографической памятью, которая фиксирует события до мельчайших подробностей
  52. Миф. Со временем все воспоминания стираются и становятся менее яркими
  53. Миф. Подавляемые воспоминания в жизни человека — обычное дело
  54. Миф. На память влияет то, что мы едим
  55. Миф. Есть лекарства, которые могут улучшить память
  56. 8 приложений для прокачки памяти
  57. Что в итоге?

Что такое память

В наши дни, когда можно аннотировать, находить и извлекать информацию с любого из носителей, хорошая память по-прежнему ценится, и вопрос «как быстро сохранить информацию» остается актуальным.

Запоминание иногда кажется бесполезным упражнением, потому что вы можете зайти в Интернет и «вспомнить» то, что вам нужно. Однако не всегда есть время искать информацию, иногда нужно срочно вспомнить или запомнить.

Кроме того, память, которая не используется, постепенно теряет свои функции, и вместе с этим страдают другие психические когнитивные процессы и снижается коэффициент интеллекта.

Память нужно тренировать! Сделать это несложно — нужно чаще пользоваться, облегчая процессы хранения, архивирования и воспроизведения информации с помощью различных приемов и приемов.

Память — это сложный умственный когнитивный процесс, функция и способность, который включает четыре стадии: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывчивость.

Благодаря наличию памяти человек учится и развивается как личность, так как имеет возможность хранить накопленный жизненный опыт, знания, навыки и умения.

Чем старше человек, тем чаще у него возникает вопрос: «Как запомнить большой объем информации?». Хотя практически все люди сталкиваются с проблемой запоминания. Обычно, если от рождения до двадцати пяти лет память только улучшается, она остается относительно постоянной во взрослом возрасте и ухудшается в пожилом возрасте.

Многие техники были разработаны для облегчения процесса запоминания. Те из них, которые улучшают память за счет образования ассоциативных связей, называются мнемониками.

Набор мнемотехники называется мнемоникой, что в переводе с древнегреческого означает «искусство запоминания». На сегодняшний день это самый популярный метод длительного хранения информации.

Как наш мозг запоминает информацию

Мы получаем информацию через наши органы чувств: слух, зрение, вкус, запах и осязание. Они помогают собирать данные, то есть воспринимать их. Сразу после восприятия информации мы начинаем ее запоминать. Это происходит в 2 этапа:

  1. Данные поступают в кратковременную память, где хранятся в течение нескольких секунд.
  2. Сохраните данные в долговременной памяти, где они могут храниться от нескольких минут до многих лет.

В процессе передачи информации от восприятия к кратковременной памяти внимание играет важную роль: от него зависит количество данных, которые мы можем запомнить.

Информация передается из кратковременной памяти в долговременную посредством повторения или ассоциаций. Последние имеют особое значение, поскольку мы связываем все концепции вместе в памяти, чтобы сформировать определенный паттерн.

Самый эффективный способ хранения — это ассоциация. Если нам не с чем связать информацию, то нам нужно повторить ее перед сохранением. Какова вероятность того, что мы запомним полученные данные? Это зависит от близости существующих ассоциаций, свежести полученной информации и частоты их запоминания.

Стимулы, которые вызывают определенные воспоминания в нашем мозгу, также важны: это визуальные образы, звуки, запахи, тактильные ощущения и тому подобное.

Как формируются нейронные связи

Мы рождаемся с множеством нейронов, но между ними мало контакта. Нейронные связи формируются, когда мы взаимодействуем с окружающим миром, делая нас такими, какие мы есть.

Иногда возникает желание или необходимость изменить уже сформированные связи. Кажется, когда-то в детстве они формировались без особых усилий, так что даже сейчас будет проще, чем когда-либо. Но если взрослый человек не будет постоянно работать над своим творением, ему будет сложнее воспринимать и запоминать новые данные. Новые нервные цепи не так прочны, как старые, и быстрее разрушаются.

Почему забывать на самом деле полезно

Человеческий мозг способен на многое, но его способность запоминать и вспоминать конкретную информацию ограничена. На самом деле забвение — очень полезное качество для человеческого разума. По аналогии можно привести принцип работы компьютера: если его память занята слишком большим количеством данных, он начинает работать медленнее, пока диск не освободится. Мозг автоматически выполняет эту «самоочистку», удаляя «ненужную» информацию из памяти. Так что забывание можно считать своего рода гигиеной.

Но есть неприятная проблема. Иногда мы не запоминаем действительно важную информацию, которую полезно помнить, например, изученные темы.

Здесь следует отметить, что у человека есть оперативная (рабочая) и долговременная память. Первый имеет довольно сильно ограниченный объем, и сознание работает с ним для выполнения определенных задач. Это как раз та ситуация, когда студент набил билеты на экзамен и после его сдачи забыл почти все, что узнал. Чтобы информация действительно сохранялась, она должна войти в долговременную память. Благодаря ей некоторые взрослые до сих пор с легкостью читают «Бородино» Лермонтова наизусть.

Может ли знание памяти и теории кривой забывания помочь вам лучше запоминать информацию? Давайте разберемся.

Какие есть техники запоминания?

  • Тренировка рабочей памяти

Рабочая память (RP), также известная как рабочая память, представляет собой набор процессов, которые позволяют нам временно хранить и использовать информацию для выполнения сложных когнитивных задач, таких как понимание речи, чтение, использование математических навыков, обучение или рассуждение. Рабочая память — это тип кратковременной памяти.

Согласно модели Баддели и Хитча, рабочая память состоит из трех систем и включает компоненты как для хранения, так и для обработки информации.

Центральный элемент управления: он функционирует как система мониторинга внимания, которая решает, на что обращать внимание, а на что нет, а также организует последовательность действий, которые необходимо выполнить для выполнения данного вида деятельности.
Фонологический цикл: позволяет сохранять в памяти письменный и устный материал.
Визуально-пространственные эскизы: помогают нам управлять визуальной информацией и хранить ее.
Эпизодический буфер: используется для объединения информации из фонологической схемы и визуально-пространственного эскиза, построения связного эпизода и подключения к долговременной памяти.

Мы ежедневно используем рабочую память (или ОЗУ) при выполнении различных типов задач. При попытке запомнить номер телефона перед его записью. Участвуя в разговоре, мы должны помнить о том, что мы только что сказали, чтобы обработать эту информацию и выразить нашу точку зрения. Когда мы делаем заметки на уроках в школе или университете, нам нужно помнить, что сказал учитель, чтобы потом мы могли записать это своими словами. Когда мы подсчитываем стоимость наших покупок в супермаркете, чтобы понять, достаточно ли у нас денег.

  • Метод локусов, или «дворцов памяти»

Метод loci (другие названия — метод мест, дворец памяти, дворцы разума, пространственная мнемоника) — это мнемонический метод (то есть помощь развитию памяти), раскрытый в древнеримских трактатах по риторике. Основаны на ментально-пространственных ассоциациях, целью которых является создание, организация и дальнейшее использование всего содержимого человеческой памяти. Использование этого метода организации и хранения информации можно наблюдать во многих работах по психологии и нейробиологии, хотя он также использовался в первой половине XIX века в работах на тему риторики, логики и философии.

Практически все нюансы тренировки памяти, известные нам с древних времен, были описаны между 86 и 82 годами. AVANTI CHRIST NS в кратком анонимном учебнике «Риторика для Erennium».

Метод loci часто называют «прогулкой разума». По сути, этот метод заключается в развитии памяти через визуализацию: создание пространства в вашем воображении, где вы можете хранить огромное количество информации. Другими словами, человек запоминает, например, план здания или расположение магазинов на определенной улице, или другие географические объекты, состоящие из ряда разных мест (мест). Когда человеку, использующему описанный метод, необходимо запомнить какие-то факты, он совершает своего рода прогулку по местам, упомянутым выше, и связывает факт (например, число, которое необходимо запомнить) с одним из объектов своей «комнаты памяти». «формирование некоего образа, логически сочетающего в себе необходимый для запоминания факт и отличительную особенность места (например, комнату в здании или предмет в этой комнате).

Этот метод часто используется в мнемонических соревнованиях, когда участники должны запомнить 500 различных чисел за 15 минут или последовательность из 100 объектов, у которых есть только несколько секунд для запоминания.

Посмотрите видео ниже, чтобы увидеть, насколько эффективен этот метод при запоминании тысяч цифр пи.

Чемпионаты мира по запоминанию проводятся с 1991 года. Первый, прошедший в Лондоне, выиграл британец Доминик О’Брайен. В настоящее время гонки проводятся в 30 странах мира по следующим дисциплинам: абстрактные изображения, слова, имена и лица, карточки на скорость, последовательность карточек на один час, числа на скорость, числа на один час, двоичные числа на скорость, исторические даты, числа на слух… Часто процессы, играющие ключевую роль в работе памяти, наталкиваются на психологические и физиологические проблемы.

Как легко и быстро запоминать информацию

Есть разные типы восприятия информации: слуховое, зрительное, тактильное / моторное.

Слуховой метод подходит тем, кто легко запоминает песни, голосовые объявления, публичные объявления. Этот метод облегчит запоминание английских и других иностранных слов, речей и других данных.

Визуальный метод основан на чтении: подчеркивание слов в тексте, разделение на абзацы, визуальные образы, благодаря которым информацию легче запоминать.

Тактильный или двигательный метод позволяет прочувствовать полученную информацию. Активные жесты, определенный ритм разговора, вспомогательные материалы для запоминания: карточки, объемные фигурки.

Поймите значения

Согласно «кривой забывания», составленной немецким психологом Германом Эббингаузом, период запоминания новой информации в мозгу человека при механическом запоминании непонятно не так велик. Через час можно запомнить только 60% из того, что было изучено, через 10 часов — 35%, а через неделю — не более 20%.

Важная информация загружается в долговременную память и, следовательно, сохраняется намного дольше, особенно если периодически правильно повторяться.

Повторяйте правильно

Существует универсальный алгоритм повторения информации, который состоит из 3-х этапов:

  1. Загрузка. Цель этапа — создать сильнейшую нейронную связь, повторяя небольшой объем: в среднем 5 единиц информации подряд, до тех пор, пока следующее и предыдущее повторения не сравняются по скорости.
  2. Анкеровка. Фаза — это регулярное повторение информации в течение недели. Задача — выйти на максимальную скорость и удерживать ее 7 дней, каждый раз увеличивая время до следующего повторения. Его необходимо повторить так же, как и на этапе запуска.
  3. Сохранение. Основная задача — периодически повторять информацию, чтобы скорость не падала.

Алгоритм «Воронка»

При повторении информации разделите ее на 2 типа:

  • легко запомнить;
  • не вспомнил или вспомнил хуже.

По такому принципу удобно запоминать иностранные слова. Если вы пользуетесь карточками (подробный алгоритм описан в статье), то при втором повторении разделите их на 2 стопки: те слова, которые запомнились мгновенно, и те, которые запомнились немного медленнее или не запомнились совсем. Приходится работать с каждой группой отдельно, часто в точности повторяя сложные «карточки.

Воронка делает повторение более простым и эффективным, поэтому, имея большой объем информации, вы захотите это сделать.

Запомнить информацию глазами

  • намного легче запомнить, что вы читаете, если вы не только разделите информацию на части, но и выделите что-то более интересное в каждой из них.
  • Используйте цветные маркеры, фломастеры, наклейки. Те фрагменты, которые необходимо запомнить, обозначаются выбранным цветом или другим визуальным символом. Например, чтобы быстро запомнить текст на английском языке, добавьте к каждому абзацу изображения или стикеры, соответствующие значению.
  • Напишите тезисы / слова / основные абзацы на стикерах или листовках и разложите их по комнате, важно, чтобы они всегда были на виду.
  • Просмотрите заметки, сократите, а затем перечитайте заметки. Особенно важно повторить написанное перед сном. Постарайтесь запомнить информацию в том виде, в каком она была записана вами на бумаге или другой поверхности.
  • Сделайте небольшие полоски бумаги и просматривайте их в течение дня, чтобы запомнить, что вы написали.
  • Чтобы лучше запоминать информацию, ассоциируйте прочитанное с визуальными образами — представьте, что написано в тексте. Такое воспроизведение информации позволяет более прочно закрепить текст в памяти.
  • Перемещайтесь по комнате, читая или повторяя текст — это задействует оба полушария мозга, что помогает ускорить запоминание.

Переходите от общего к частному

Наш мозг воспринимает изображение целиком лучше, чем его составные части. Поэтому, изучая ход любого боя, необходимо сначала прочитать его полное описание, а уже потом переходить к деталям: датам, событиям, личностям и оценкам.

Задействуйте зрительную память

Научно доказанный факт: наш мозг лучше усваивает информацию, полученную через зрение. Следовательно, просмотр данных в ваших интересах. Если вам нужно изучить какие-либо явления — нарисуйте схему, выучите слова на иностранном языке — сделайте для них наброски.

Чередуйте изучение и физическую активность

Замыкание в четырех стенах никогда не приводит к желаемому результату. Необходимо чередовать запоминание материала с физическими нагрузками: не более 2-3 часов подряд, затем пойти гулять, делать зарядку или заниматься домашними делами.

Усильте мотивацию

Мотивация может повлиять на концентрацию и внутреннюю дисциплину. Нужно четко продумать и понять все преимущества запоминания материала. Лучше всего записывать их в столбик на листе бумаги.

Повторяйте материал 3 раза

Изученный материал следует повторить трижды: первый — через несколько минут после исследования, второй — через 3-4 часа, третий — на следующее утро. Тройное повторение с нормальной памятью может обеспечить почти гарантированное хранение.

Делайте заметки

Изучая новый материал (на лекции, на вебинаре, просто читая что-то), делайте заметки.

Запишите ключевые слова, концепции и ссылки на внешние ресурсы, которые могут быть полезны в процессе обучения.

Через некоторое время перепишите свои записи в блокнот, собирая и обобщая всю информацию. Вы заметите, что вы, вероятно, записали некоторую информацию или материалы, которые казались вам очень важными во время урока, но больше не представляют интереса.

При написании мыслей полагайтесь на концепции, которые вы записали, но не объяснили четко. Ознакомьтесь с определениями ключевых слов и внешними ресурсами. Запишите найденную информацию в удобную для вас форму. Это разрешит информацию в вашей памяти.

Говорите сами с собой

Вы не поверите, но услышав свой голос, вам будет легче запоминать новые факты. Запишите, как вы читаете вслух ключевые слова и определения, и слушайте позже. Этот трюк сделает ваше самообучение более эффективным. У вас одновременно будут задействованы несколько органов чувств — слуховые, вербальные и зрительные — плюс вы будете более внимательны, поскольку чтение вслух требует концентрации.

Есть еще один забавный трюк. Он состоит из «телефонной трубки» с гибкой трубкой из ПВХ, которую можно поднести ко рту и поднести к уху во время чтения вслух. Вы не поверите, но концентрированный звук вашего голоса, проходящий через этот «телефон», будет легче запомнить, чем ваш обычный голос, когда вы читаете материал вслух.

Учите других

Мы лучше запоминаем, когда учим других. Вот почему учебные группы могут быть очень эффективными при правильном использовании. Вместо того, чтобы использовать свою группу только для выполнения какого-либо задания, попросите вашего партнера «выгнать» вас из охватываемого материала, чтобы вы устно повторили то, что вы узнали.

Найдите в классе кого-нибудь из плохих учеников и станьте неформальным наставником.

Если вы не можете найти такого «ученика», расскажите партнеру или соседу по комнате, что вы узнали в классе. Не повторяйте уже хорошо знакомый материал.

Выберите информацию, которую вы не можете понять, и постарайтесь объяснить ее кому-нибудь во время обеда или во время прогулки с собакой. Это позволит вам по-настоящему понять суть изученного вами материала.

Интервальное повторение

При регулярных повторениях через определенные промежутки времени мы вспоминаем материал один раз через определенные промежутки времени. Но эти диапазоны подходят не всем — у каждого человека свои особенности памяти.

Представьте, что вам нужно вскипятить воду. Вряд ли вы будете включать и выключать газ через равные промежутки времени: через 2 минуты, потом через 10, потом через 15. Лучше сразу вскипятить воду и поддерживать температуру.

Аналогичная ситуация и с нейронными связями: промежутки просто мешают им быстрее закрепиться. Когда нейронные связи сильны, информация медленнее забывается и быстрее воспроизводится в памяти. Потому что мы помним знаменитую фразу «Мороз и солнышко, день чудесный!» Все это работа сильных нейронных связей.

Поэтому его следует повторять до тех пор, пока скорость воспроизведения материала не перестанет увеличиваться, то есть время последних 4-5 повторов будет примерно одинаковым. Интервалы между предыдущим и следующим повторением следует постепенно увеличивать, а скорость воспроизведения всегда должна быть максимальной. Через некоторое время вы все быстрее и быстрее будете вспоминать то, что вы узнали.

Обеспечьте дозированный прием

Не пытайтесь охватить необъятное — запоминать наизусть содержание трех учебников в день не под силу даже чемпионам мира. Разбейте информацию на блоки и обеспечьте ее размеренный прием: организуйте пошаговое изучение, которое вы будете чередовать с отдыхом.

Сделайте акцент на ассоциации

Процесс хранения большого количества информации должен основываться на ассоциациях. Чем они ярче, тем лучше. Проведите параллели, используйте мнемонические приемы, постарайтесь увидеть в материале как можно больше сходства с тем, что вы уже знаете.

Используйте метод желтого маркера

Делайте заметки или выделяйте самую важную информацию в тетрадях, печатных изданиях, книгах и учебных пособиях. Метод «желтого сигнала» основан на том факте, что мы намного лучше храним данные, которые выделяются среди остальных. Он часто используется в печати и идеально подходит для структурирования и последующего хранения большого количества информации.

Жуйте жвачку

Учителя могут запретить жевать жевательную резинку в классе, потому что они не хотят потом срывать ее из-под парты, но сама жевательная резинка может помочь вам лучше учиться и лучше сдавать экзамены.

В одном исследовании изучалось влияние жевательной резинки во время теста (на примере выпускников). Одно исследование показало, что жевательная резинка помогла студентам пройти тест на 20 минут раньше.

Другое исследование было проведено с участием восьмиклассников, сдавших годичный экзамен по математике. Результаты показали, что студенты, которые жевали жевательную резинку, набрали на тесте на 3% больше баллов, чем их сверстники, которые не жевали жевательную резинку.

Как жевательная резинка помогает лучше запоминать информацию?

Жевательная резинка стимулирует приток крови к мозгу и помогает сохранять бдительность.

Какая жевательная резинка работает лучше всего?

Неважно, жуете ли вы жевательную резинку с сахаром или без него. Важен его вкус. Перейдите на жевательную резинку со вкусом мяты, поскольку мята действует как стимулятор умственного развития и поможет вам почувствовать себя спокойным и сосредоточенным.

объем памяти

Метод Цицерона – “римская комната”

Я уже писал об этом исключительном человеке. Секрет его успеха был раскрыт давно: он запоминал огромные тексты особым методом. Прогуливаясь по своей комнате, он связал некоторые факты с домашней обстановкой. Это позволило ему хорошо запомнить основные моменты.

Когда он выступал перед аудиторией, он сохранял в памяти образ комнаты и вспоминал факты, которые он связал с мебелью, с атмосферой дома. Например, вам нужно запомнить текст. Используйте в качестве ориентира свой дом, место в дороге или любимое место. Вы определяете там мелочи, к которым будете «прилипать»: стул, скамейку, дерево, стол, диван, памятник и так далее, это зависит от того, какая у вас база.

Затем к этим объектам «прикрепите» основные положения в памяти: данные о функции мозга (стул), физиологии запоминания (таблица), методах тренировки памяти (тетрадь, фотография, канцелярский набор и т.д.). Просто убедитесь, что все «объекты связи» находятся в круге, по уровням или по очереди. Это упрощает запоминание структуры текста.

Мыслите позитивно

Если вы попытаетесь вспомнить что-то с мыслью «У меня не получится», то ничего толком не получится. Вы должны верить в успех того, чем занимаетесь, иначе вся работа превратится в сизифов труд.

Даже если до экзамена осталась ночь, а вы только что открыли билеты, настройтесь на него, чтобы максимально использовать свою память. Избавьтесь от негативных мыслей и укрепите память приятными словами.

Помните, как в том году мы выучили 30 английских слов за один день? Это только начало! А теперь давайте вместе позаботимся об этих билетах!

Делайте перерывы

Запоминание новой информации — это интенсивная умственная работа. Если мозг не может отдыхать, он очень быстро исчерпает все резервы. Так что не забывайте делать перерывы.

Качественный перерыв — это не шаг от чтения учебника до чтения ленты новостей в социальных сетях. Важно освободить анализатор, с помощью которого вы воспринимали информацию. Если вы читаете, то освободите глаза, если вы слушали, ваши уши. Лучше перейти на физические нагрузки — прогулки, занятия спортом.

Делать перерывы нужно каждый час не менее 10 минут. Установите таймер, чтобы случайно не пропустить это время.
Перерыв в качестве

Перестаньте читать текст много раз

Вы просто забиваете свой мозг ненужной информацией. Тем более перед обследованием это делать противопоказано. А теперь берегись! Прочтите важный текст ОДИН РАЗ, но внимательно и с акцентом. Это поможет вам не зацикливаться на мелочах, а сосредоточиться на главном.

Этот совет работает, когда вам нужно запомнить много информации за короткое время. Но я сомневаюсь, что это запомнится надолго. Это как раз тот случай, когда была последняя ночь перед экзаменом, спектакль.

Психология в помощь

Определите, как вам легче воспринимать информацию. Человек может воспринимать это глазами, слухом, прикосновением, другие источники не имеют ничего общего с памятью на тексты. Так что если вам легче запоминать на слух, то прочтите сами или напишите текст на магнитофон. Особенно слушание помогает запомнить техническую информацию с большим количеством терминов, которые вы не можете нарисовать.

К картинкам подходят картинки, эскизы, пиктограммы. И китайцам важно записывать важные моменты на бумаге.

Мнемотехники

Чтобы обезопасить себя в будущем, начните тренировать память прямо сейчас! Следовательно, мнемоника важна для вас. Начните читать книги, считая от 0 до 100 и наоборот, запоминайте мелочи вокруг вас. Подробнее о других мнемониках читайте в блоге.

Визуализируйте информацию

Таблицы, схемы, схемы, презентации очень помогают в запоминании материала. Недаром к ним часто прибегают учителя в школе. Этих помощников тоже пустите на службу.

Только не возитесь с ними слишком много — отключите их пока, став перфекционистом. Достаточно того, чтобы визуальные материалы были понятны только вам.

Своевременно устраивайте перерывы

Излишний перфекционизм на уроках не помогает, а наоборот снижает успеваемость. Составьте наиболее подходящий для вас график, включающий регулярные периоды отдыха. В этом случае лучше сменить положение и не оставаться на рабочем месте или перед компьютером. Полное отключение от работы позволяет мобилизовать внутренние ресурсы.

Настройтесь на позитив

Как ни странно, наше отношение и мысли напрямую влияют на процесс. Если вы сначала продолжаете говорить себе: «Я никогда не смогу этому научиться» или «Я никогда не смогу это сделать», маловероятно, что вы достигнете цели. Постарайтесь использовать только положительные утверждения, чтобы запрограммировать свой мозг на работу и достижение отличных результатов.

Скажите себе: «Я все запомню!», «У меня хорошая память, и я легко могу повторить этот непростой абзац». Дайте понять, что каким-то образом у вас все получится.

Питайтесь правильно

Во-первых, психологи не советуют обедать, не отрываясь от книги или других источников информации. Это негативно скажется на запоминании прочитанного и не позволит вам ощутить полноценное чувство сытости, так как мозг будет пытаться выполнять несколько задач одновременно. Убедитесь, что вы выделяете время для еды, когда вас никто и ничто не будет отвлекать. Обратите особое внимание на то, что вы едите. Некоторые продукты могут улучшить память и когнитивные способности, а другие могут привести к усталости.

Так что же лучше запоминать информацию?

Здоровое питание мозга помогает улучшить память и в полной мере использовать ваши интеллектуальные способности

Жирная рыба. Они представляют собой образцы жирных кислот омега-3, которые снижают уровень плохого холестерина и улучшают цереброваскулярную проводимость. Если вы хотите добиться успеха в учебе, налегайте на лосось и скумбрию.

Орехи и семена. Они также содержат полезные омега-3, 6 и 9 жирные кислоты, а также витамин Е. Все эти микроэлементы укрепляют стенки кровеносных сосудов головного мозга. Орехи и семечки, особенно тыквенные, являются отличной закуской.

Брокколи и шпинат. Зеленые овощи способствуют выведению токсинов и содержат целый комплекс полезных микроэлементов: фолиевую кислоту, витамины B6, B 12 и K, железо и другие. Вместе эти вещества улучшают состояние нервной системы.

Помидоры. Содержит антиоксиданты ликопин и холин, которые снижают уровень стресса и способствуют лучшему усвоению информации.

Темный шоколад. Глюкоза — главное топливо для нашего мозга. Не бойтесь шоколада, лучше выбирать горький шоколад с высоким содержанием какао, в котором содержится теобромин, улучшающий приток крови к мозгу и повышающий общий тонус организма. Лецитин, который также входит в состав какао-бобов, улучшает передачу нервных импульсов, а значит, после такого десерта вы будете быстрее и эффективнее хранить данные.

Авокадо. И снова источник полиненасыщенных жирных кислот, ценные свойства которых вам уже известны. Кроме того, авокадо содержит калий, улучшающий работу сердца.

Бананы. Этот популярный и любимый фрукт является «быстрым» источником глюкозы и действует, без преувеличения, топливом для мозга.

Куркума. Эта яркая и ароматная приправа ускоряет кровообращение, в том числе в головном мозге, а также улучшает обмен веществ.

Хлеб из непросеянной муки. Хлеб или макаронные изделия из непросеянной муки или цельного зерна надолго обеспечивают организм энергией благодаря сложным углеводам. Эти продукты богаты витамином B6, который улучшает память. Также стоит включить в рацион зерновые и коричневый рис. Помните, что углеводы должны составлять основную часть вашего ежедневного сбалансированного рациона, поэтому, если вы хотите хорошо усвоить информацию, откажитесь от низкоуглеводных диет, таких как популярная кето-диета.

Ягоды. Черника, ежевика, клюква, клюква, малина — все, что вы найдете в магазинах, полезно для вашего мозга. Они улучшают его снабжение кислородом, что улучшает когнитивные функции. Ягоды содержат уникальный элемент — антоциан, который предотвращает повреждение клеток мозга.

Водопад. Чистая питьевая вода проводит нервные импульсы и предотвращает обезвоживание. Без правильного питья вы не сможете поддерживать высокий уровень обучения и успеваемости.

Зеленый чай. Исследования показали, что употребление зеленого чая улучшает связи между лобной и теменной долями мозга, что помогает облегчить решение проблем и запоминание. Этот напиток также снимает усталость после длительного сосредоточения на работе.

Обеспечь своему мозгу качественный сон

Во время сна мозг, как и все остальное тело, восстанавливается. Согласно исследованию 2005 года, проведенному Медицинским центром Beth Israel Diaconess, качественный сон вызывает положительные изменения в мозге, которые помогают улучшить память.

Кроме того, исследование, опубликованное в журнале Nature, показывает, что сон после обучения имеет решающее значение для последующей консолидации памяти. Хотя вопрос о том, насколько важен сон для первоначального формирования новых воспоминаний, остается открытым, необходимость качественного отдыха была продемонстрирована.

Недостаток сна или небольшое количество сна могут привести к разрыву гиппокампа, а также префронтальной области мозга. Все это значительно подрывает нервную и поведенческую способность запоминать информацию. Затем введите здоровый режим сна 7-9 часов.

Техники запоминания

Помимо общих рекомендаций, существуют специальные приемы запоминания, благодаря которым даже самые сложные термины и формулировки могут быть загружены в долговременную память.

Мнемоника — это набор приемов, облегчающих запоминание любой информации. Все представленное визуально задействует огромное количество нейронов и создает прочные, долговечные нейронные связи. Чтобы узнать больше о том, как это работает, посмотрите это видео.

Метод локусов

Название этого метода происходит от латинского слова locus — «место». Он также имеет ряд других названий: пространственная мнемоника, дворец памяти, дворцы разума, мысленное путешествие.

Считается, что метод локусов зародился в Древнем Риме благодаря ораториям, которые должны были хранить в своей памяти всю информацию для многочасовых выступлений. Суть метода заключается в визуализации, в связывании фактов, которые необходимо запомнить в хорошо известных местах. Факты могут включать в себя все, что угодно: иностранные слова, список покупок, имена людей и т.д.

Как работает метод локусов? Представьте, что вы находитесь в своем доме (дворце памяти). Пройдитесь по этому дому мысленно, запоминая его отличительные особенности — их можно использовать для запоминания информации, которую вы хотите запомнить. Каждый этап вашего путешествия будет «местом», с которым можно связать идею или объект. Например, входная дверь может быть одним местом, тумбочка в коридоре может быть вторым местом, лампа в гостиной может быть третьим. Если вам нужно запомнить слово, создайте ассоциацию между этим словом и одним из предметов в доме. Решите это в своей голове. Когда вы думаете о своем дворце памяти, вы будете помнить не только путь, но и объекты, связанные с местами.

Чанкинг-метод (дробление, фрагментирование)

Этот метод предполагает объединение нескольких вещей, которые нужно запомнить, в небольшой группе. Многие люди используют его, пытаясь запомнить телефонные номера, номера банковских счетов, но его также можно использовать для других типов информации. Блочный подход часто отражается в том, как мы пишем телефонные номера через дефис. Мы делаем это так, чтобы лучше воспринимать набор чисел и быстрее их запоминать. Есть ли разница между восприятием набора чисел: 89265660000 и 8-926-566-0000? Конечно, есть.

Ключевым принципом, который заставляет эту технику работать, является комбинация элементов на основе семантического кодирования, то есть элементы помещаются в небольшие группы на основе контекста или какой-либо модели.

Например, некоторые могут сгруппировать список продуктов по алфавиту, а другие — по типу продуктов. В любом случае этот метод будет успешно реализован только тогда, когда вы определите наиболее естественные для вас закономерности и будете им следовать.

Создайте физический образ

Некоторые концепции трудно понять, пока вы не увидите физическое представление или иллюстрацию идеи.

Например, вы можете оценить важность микроскопического анализа, посмотрев на изображение цепи ДНК или анатомию клетки. Если вы не можете создать физическое изображение или картинку, поищите изображение в Интернете. Это поможет вам ясно представить себе проблему.

Найдите практическое применение

Проблемы с запоминанием формулы или теории?

Проблема в том, что вы, вероятно, не нашли практического применения этой концепции в жизни, поэтому ваш мозг все еще не хочет ее запоминать.

Представьте, как вы можете использовать эту формулу или концепцию на практике для решения реальной проблемы. Если возможно, действуйте мысленно или вообразите влияние этой проблемы на практическом уровне. Это поможет вам понять формулу или концепцию и при необходимости легко запомнить.

запомнить

Эффект края

Этот феномен открыл немецкий психолог-экспериментатор Герман Эббингаус. Его суть в том, что человек быстро запоминает и точно воспроизводит информацию, находящуюся в начале и конце текста.

Наверняка, первыми в списке вам запомнились слова поезд и подушка. А в середине списка, скорее всего, вы притормозили. Как же тогда краевой эффект помогает хранить информацию, если мы можем воспроизвести только начало и конец?

Этот принцип предлагает сначала прочитать текст, который нужно запомнить, затем выделить более сложные части и начать запоминать их первыми или последними. Краевой эффект не всегда срабатывает на 100%: все зависит от изучаемой информации, но в большинстве случаев он действительно работает.

Метод Цицерона

это удобно, когда необходимо сохранить большой объем информации. Суть метода Цицерона, или, как его еще называют, метода навигации, или дворца памяти, заключается в создании непрерывной цепочки поддерживающих изображений, связанных с необходимыми данными.

Алгоритм по методу Цицерона следующий:

  1. Установите систему отсчета: пространство, связанное с информацией, которую нужно запомнить. Например: комната, квартира, офис или любое помещение со знакомой атмосферой.
  2. Выберите последовательность, в которой вы мысленно пройдете через это пространство. Например, по часовой стрелке.
  3. Связывает данные, необходимые для хранения, с положением статических объектов в этом пространстве. Желательно соблюдать определенную последовательность — это поможет вам легче ориентироваться. Если вам нужно запомнить текст урока, начните с введения: соедините его основные тезисы с предметом, который находится в начале пути, например, вешалкой в ​​коридоре. Переходя к основам отношений, ассоциируйте каждую последующую мысль со следующим предметом мебели. Связь должна быть сильной, эмоциональной, физической. Подробнее о «дворце памяти» смотрите в этом видео.
  4. Укрепите связь, повторив мысленную прогулку 2-3 раза.

Используй ассоциативное мышление

Этот метод называется мнемоникой — формирование ассоциаций, в которых абстрактные объекты и факты заменяются концепциями и представлениями, имеющими визуальное, слуховое или кинестетическое представление в памяти человека.

Возьмем, к примеру, знакомство с новыми людьми. Перед вами трое парней, имена которых нужно запоминать и ни в коем случае не путать. Если долго с ними общаться, имена будут запоминаться сами по себе, но для быстрого запоминания нужно использовать ассоциативное мышление. Например, у Васи очень большие уши. Конечно, вы можете прикрепить к этим ушам «якорь», и всякий раз, когда вы их увидите, вы сразу же вспомните имя человека. Главное, не делитесь своей ассоциацией с обладателем ушей. Точно так же строится ассоциация с другими людьми.

То же самое и со сложной информацией. Наш мозг устроен так, что новые нейронные связи лучше формируются на основе старых данных. То есть, когда вы знаете, что автомобили бывают на жидком топливе или электрические, гораздо легче вспомнить, что существует разделение на бензиновые и дизельные двигатели, а также полностью электрические и гибридные. Зная простое разделение на виды, мозг сможет цепляться за него, поскольку он формирует новую нейронную связь, которая укрепит понимание подвидов.

Как научиться быстро запоминать информацию - теории и методы

Кстати, этот метод помогает не только запоминать новую информацию, но и всегда помнить, где вы оставили ту или иную вещь. Например, как вы запоминаете, где оставили ключи, которые все время теряете? Все просто: в следующий раз, когда вы их куда-нибудь положите, остановитесь на несколько секунд и выберите точку отсчета. А поблизости есть ярко-красный шарф? Все ясно: теперь, увидев платок, сразу выстроишь ассоциацию с ключами.

Метод массированного запоминания

Этот метод включает в себя записи материала, который вы хотите запомнить. Вам нужно написать ключевые сообщения от руки, используя списки и нумерацию, и перефразировать сложные утверждения на более понятном языке. Если у вас есть возможность выделить основные моменты прямо в уроке, используйте для этого цветные маркеры. Этот минимум заметок поможет вам не только глубже копнуть и запомнить материал, но и быстро освежить в памяти основные моменты.

Метод пиктограмм

Пиктограммы отлично подходят для запоминания стихов, литературных отрывков или выступлений. Метод основан на хранении текста в виде небольших изображений, каждое из которых наглядно отражает смысл написанного.

Например, возьмем отрывок из стихотворения Александра Пушкина «Осень». Читаем и рисуем:

печальное время! Очарование глаз! Нравится мне ваша прощальная красота → осенний моросящий дождь.

Люблю пышное увядание природы → увядший цветок.

Малиновые и золотые леса → деревья с малиновыми и золотыми листьями.

В их навесе шум и свежее дыхание → деревянный дом, ветер.

И небо покрыто волнистым туманом → серое небо с волнистым узором.

И редкий лучик солнышка и первые заморозки → солнышко и снежинки пробиваются сквозь серое небо.

И далекие серые зимние угрозы → зима в виде бабушки, грозящей кулаком.

Создав такую ​​графическую букву, поместите ее перед собой и постарайтесь воспроизвести текст. Вы, вероятно, можете вспомнить что-то большее, чем зубрежка.

Метод Фейнмана

Физик-теоретик Ричард Фейнман создал специальный алгоритм обучения, который поможет вам изучить любой предмет быстрее и глубже. Суть метода заключается в объяснении нового и сложного материала понятным и простым языком, облегчающим запоминание.

Для начала вам следует записать все, что вы знаете по предмету, который вам необходимо изучить в дипломной работе. Затем выделите «пробелы» в знаниях и заполните их, записав новые данные на самом простом языке, избегая сложных терминов и длинных формулировок. Итак, объедините всю информацию в одну простую историю, запишите ее на бумаге и расскажите снова. Важно, чтобы ваш рассказ был понятен и ученику средней школы.

В рассказе он использует визуализацию и сравнения, сопровождая их понятными изображениями, графиками и диаграммами — ведь 90% информации мы воспринимаем глазами.

Для удобства вы можете зарегистрироваться на диктофоне — это поможет вам при просмотре найти «белые пятна» и снова поработать над ними.

С помощью метода Фейнмана даже самый скучный и неинтересный материал может стать интересным и захватывающим рассказом, более легким для понимания и запоминания.

Избегай многозадачности

В журнале Experimental Psychology было опубликовано исследование, которое предполагает снижение эффективности хранения информации во время многозадачности, особенно при изучении сложных или незнакомых данных. Дело в том, что одновременное выполнение нескольких действий требует дополнительного времени для изменения механизмов мышления каждый раз, когда человек переключает внимание с одной задачи на другую.

Самый простой пример — выполнение задачи в теме, которую нужно выполнить завтра, и смартфон с Instagram. Поскольку большая часть внимания будет сосредоточена на менее сложной задаче (мозг устроен так, чтобы идти по пути наименьшего сопротивления), ум просто сосредоточится на отдыхе, и эффективность запоминания может упасть почти до нуля.

Таким образом, изучая новую информацию, вы сводите к минимуму внешние раздражители и сосредотачиваетесь на одном действии.

Добавь больше практики

Как научиться быстро запоминать информацию - теории и методы

Чтобы лучше запомнить информацию, попробуйте смоделировать в своей голове ситуации, которые помогут вам уточнить данные «на практике». Спор, критика, применение полученной информации в воображаемых ситуациях. Это умственное упражнение поможет мозгу сформировать новые нейронные связи. Дело в том, что таким образом вы обманываете ум, практикуя без практики. И чем больше вы тренируетесь, тем толще становятся нейронные связи, отвечающие за данную группу информации.

Эффективный способ — научить кого-то, даже если это внутренний диалог, в котором вы будете переваривать сложную информацию про себя. Процесс перевода информации в ваши слова поможет вашему мозгу лучше понять ее, упростит сложные вещи.

Учёные против мифов о том, как устроена человеческая память

можно ли все запомнить и почему мозг не компьютер? Ответы профессора Эдуарда Коркотяна

Миф. Человек может вспомнить события детства, младенчества, рождения и даже реинкарнаций, а также то, чего в его жизни не было

— Ничего не могу сказать о реинкарнации. В общем, нет смысла спрашивать меня об эзотерике, магии и прочих заклинаниях. Искренне призываю читателей жить в современном мире — в мире космических технологий, робототехники, искусственного интеллекта и, если говорить о мозге, то в мире вирусной трансформации, оптогенетики, электронных интерфейсов, а не примитивных сказок. В современной науке тоже есть свои мифы, но совсем на другом уровне.

Что касается детских воспоминаний: я не знаю, что именно хранится в мозгу отдельного человека и с какого возраста он помнит. Думаю, это индивидуально. Но установлено, что мозг — это не диктофон или видеомагнитофон. В эволюционном смысле это очень дорогое приобретение. Мозг давал нашим предкам некоторые преимущества в борьбе за выживание, но требовал много энергии. Его не так-то просто кормить. Подсчитано, что человеческий мозг потребляет до одной пятой всей энергии, поступающей в организм. Из этого ясно следует, что организм не будет тратить ценные ресурсы на хранение ненужной или ненужной информации.

Миф. С помощью гипноза можно достать из подсознательной памяти всё что угодно

— Гипноз — это не магическая процедура, а форма самовнушения, при которой гипнотизер лишь помогает «пациенту» погрузиться в его внутренний мир. Психологи прекрасно понимают, что некоторые воспоминания, особенно болезненные и тяжелые, выталкиваются из поля сознания в так называемое «подсознание», хотя полностью научным этот термин назвать сложно. Перенесенные воспоминания трудно или невозможно запомнить в реальности. Они часто появляются во сне, но мы не помним большую часть своих снов. Однако некий «туман» мысли, ослабление сознательного контроля во время сеанса гипноза помогает не столько вспомнить, сколько отчетливо осознать, что внутри нас скользит неуловимая тень. Но еще раз повторяю: невозможно вспомнить, что забыто, а что нет.

Миф. Некоторые люди обладают фотографической памятью, которая фиксирует события до мельчайших подробностей

— Да, есть люди, которые все запоминают, например, слова или лица. Таким был, например, известный мнемонист Соломон Шерешевский, историю которого описывает выдающийся советский нейропсихолог Александр Лурия. В своем великолепном произведении «Маленькая книга великой памяти», переведенном на основные языки, Шерешевский кажется не очень счастливым человеком, хранящим много бесполезной информации, которую он не может обобщить. Способность забывать, как и способность помнить, — большое благословение.

Это далеко не единичный случай. Хочу еще раз предостеречь читателей от ограниченного и узкого понимания слова «память». Одни мнемонисты хорошо запоминают слова, другие — зрительные образы, третьи — запахи, третьи быстро улавливают сложные движения, например, сразу учатся водить машину. Емкость одних типов памяти не гарантирует такого же успеха с другими. Различные типы памяти хранятся в совершенно разных частях мозга, и их эффективность различается.

Миф. Со временем все воспоминания стираются и становятся менее яркими

— Не знаю, может, у кого-то так. Лично у меня с важными воспоминаниями ничего подобного нет. А лишнее, да, удаляется, детали исчезают, чтобы освободить место для нового.

Миф. Подавляемые воспоминания в жизни человека — обычное дело

— Да, не скажу, что каждый человек подавляет в себе воспоминания, но такая способность у нас явно есть. И не все им пользуются.

Эдуард Коркотян считает, что способность забывать, как и способность запоминать, — это большое благо!

Миф. На память влияет то, что мы едим

— Ничего конкретного по этому поводу сказать не могу. Существование какой-либо прямой связи между диетой, диетой и памятью строго не доказано. Есть много научных статей, часто с противоречивыми выводами, о пользе или, наоборот, вреде жира или сахара для обучения и памяти. Эта тема слишком расплывчата, чтобы давать конкретные советы, но нет сомнений в том, что, поскольку мозг активно включает и использует все биомолекулы: жиры, белки и углеводы, поэтому любая односторонняя диета, в которой, например, полностью исключены жиры или углеводы может не принести пользу мозгу в целом. Я рекомендую всем есть самые разные продукты.

Миф. Есть лекарства, которые могут улучшить память

— Таких лекарств нет. Лекарства, которые якобы улучшают мышление и память, так называемые ноотропы, в подавляющем большинстве бесполезны. И это доказано. Во всех остальных случаях их эффективность не была продемонстрирована в клинических исследованиях. В настоящее время не существует единого всемирно признанного ноотропа, прошедшего этапы клинических испытаний и рекомендованного к применению. Есть ряд не ноотропов, которые улучшают внимание и фокусировку. Один из самых известных — метилфенидат (риталин). Однако отношение к этому средству не всегда однозначно. В частности, в России и некоторых других странах он был изъят из обращения.

8 приложений для прокачки памяти

Часто критикуют всевозможные программы для улучшения памяти. Однако факт остается фактом: они действительно помогают нам развиваться, влияют на процессы мышления и запоминания.

ТОП-8 приложений для улучшения памяти:

  1. Wikium — онлайн-тренер памяти;
  2. Memory Trainer — множество логических задач, требующих концентрации;
  3. Brain + — серия мини-игр, которые помогут прокачать мозг;
  4. Стол Шульте — один из самых популярных классических тренажеров;
  5. ПИК — помимо тренировки памяти с помощью карточек, здесь собрано много разных головоломок;
  6. Elevate — отличный комплекс упражнений для тренировки мозга;
  7. Lumosity — это приложение помогает не только тренировать память, но и повышать скорость реакции;
  8. MatematUM — упражнения на развитие мышления, повышение скорости реакции и улучшение концентрации внимания.

Список нельзя назвать исчерпывающим — для скачивания доступно множество приложений, помогающих прокачать память и улучшить мыслительные процессы. Важно найти удобный для вас умный тренажер (один или несколько.

Что в итоге?

Как и ожидалось, участники показали лучшую и более длительную память после тренировки с методом локусов, чем после тренировки с другой техникой памяти или вообще без техники. Участники, которые тренировались по древнему методу, показали значительное увеличение долговременных воспоминаний, но небольшое изменение слабых воспоминаний (или краткосрочных воспоминаний, исчезнувших через 20 минут) по сравнению с контрольными группами.

Через 20 минут люди, которые тренировались по методу локусов, запомнили около 62 слов из списка, в то время как те, кто тренировался по другому методу, запомнил 41, а те, кто не тренировался, запомнили 36. Через 24 часа люди, которые тренировались с локусами метод запомнил около 56 слов против 30 и 21 соответственно в контрольных группах.

Четыре месяца спустя люди, обученные методу локусов, смогли запомнить около 50 слов против 30 и 27 соответственно в контрольных группах. Кроме того, чемпионы мира по запоминанию и участники, которые тренировались по методу локусов, показали схожую мозговую активность при запоминании списков слов и их порядка.

Как научиться быстро запоминать информацию - теории и методы

Команда также наткнулась на кое-что неожиданное: когда и чемпионы мира, и участники выполняли эти задачи, их мозговая активность снижалась в областях, обычно связанных с обработкой памяти и долговременной памятью, сказал Вагнер Live Science. «Это было несколько неожиданно для нас, поскольку лучшая производительность обычно связана с более активным вовлечением различных областей мозга», — сказал он.

Другими словами, они обнаружили, что меньшая активация мозга приводит к лучшей памяти. Метод локусов, по-видимому, побуждает мозг работать более эффективно. Кроме того, пока участники отдыхали, те, кто был обучен методу локусов, обладали большей связью между мозгом среди других причин, важных для сохранения долговременной памяти.

[spoiler title=»Источники»]

 

  • https://HeadLife.ru/kak-bystro-zapominat-informaciyu/
  • https://info-profi.net/zapominat-bolshie-obemy-informacii/
  • https://advance-club.ru/knowledge/articles/kak_navsegda_sohranit_vse_vyuchennoe_v_pamyati/
  • https://skillbox.ru/media/education/chto-takoe-krivaya-zabyvaniya/
  • https://hightech.fm/2021/03/05/remember-things
  • https://www.cosmo.ru/lifestyle/lifehacks/kak-bystro-zapominat-informaciyu-top-poleznyh-layfhakov/
  • https://elatriym.com/razvitie-lichnosti-2/kak-luchshe-zapominat-informaciyu-16-legkix-sposobov-zapomnit-vse
  • https://levelself.ru/navyki/kak-zapominat-bolshie-obemy-informacii.html
  • https://iklife.ru/samorazvitie/kak-luchshe-zapominat-informaciyu.html
  • https://BroDude.ru/8-sposobov-luchshe-zapominat-informacziyu/
  • https://kontur.ru/articles/5140
  • https://59.ru/text/science/2018/06/27/65077411/

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
19 креативных способов мотивировать вашего ребенка
Следующая запись
Абдукция: поиск истины через расширение сознания