google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y
kak pomoch shkolniku poborot strah pered ekzamenami dba5550

Как помочь школьнику побороть страх перед экзаменами

Разбираемся с причинами мандража, рассматриваем кейсы из практики психолога «Домашней школы Фоксфорда» и даём рекомендации родителям.

Как помочь школьнику побороть страх перед экзаменами

Почему возникает страх перед экзаменом

Люди, как правило, стараются избегать или предотвращать тревожные ситуации. Если это удаётся, человек испытывает кратковременное облегчение. Но существует так называемый «круг страха» — человек попадает в неприятную ситуацию, и когда она заканчивается, боится оказаться в ней снова.

Страх перед экзаменами у школьников работает примерно по такому же механизму. Например, если школьника однажды сильно отчитали за двойку, все последующие проверки знаний могут вызывать у него тревогу и желание любым путём «отмазаться» от контрольной работы.

Как выявить страх перед экзаменами

Признаками предэкзаменационного мандража могут быть:

  • боли в животе, головная боль, тошнота, излишнее потоотделение, перепады давления, небольшая температура;
  • бессонница;
  • несвязная речь;
  • прокрастинация. 

Как помочь школьнику избавиться от страха перед экзаменами

Испытывать страх перед сдачей экзаменов — это нормально, и с ним можно справиться. Мы рассмотрели несколько кейсов из практики психологов нашей школы и дали на основе них советы родителям.

Как помочь школьнику побороть страх перед экзаменами

Кейс 1

Проблема

Четвероклассник Влад страшно боялся всероссийской проверочной работой (ВПР) по математике, хотя домашние задания делал всегда с интересом.

Решение 

На консультации с психологом выяснилось, что причина страха была в неосторожной фразе отца: «Не знать математику стыдно». Специалист объяснила Владу, что папа любит его и хочет для него самого лучшего, только не знает, как правильно выразить это.

Совет родителям 

Не стоит ругать школьника за двойки и хвалить за пятёрки. Необходимо поощрять за старания, любознательность и желание учиться.

Кейс 2

Проблема 

Наставник семиклассницы Леры заметил, что девочка не смотрит уроки по физике из-за страха, что не справится с этими формулами и понятиями. Приближалась аттестация, и наставник посоветовал родителям записаться на консультацию с психологом.

Решение 

Во время консультации выяснилось, что у Леры был конфликт с учителем в прошлой школе. Психолог объяснила девочке, что конфликты нельзя переносить на других людей: если с прошлым педагогом отношения не сложились, это не значит, что новый педагог будет таким же. Нужно попробовать посмотреть уроки и задать учителю вопросы.  

Совет родителям 

Помогайте подтягивать знания. Если не можете сами позаниматься с ребёнком, прибегните к помощи репетитора.  

<<Перелинковка>>

Кейс 3

Проблема 

Девятиклассница Света испытывала страх перед устными экзаменами. Когда в обычной школе она выходила к доске, она не могла вымолвить ни слова. В онлайн-школе девочка тоже старалась избегать дискуссий, хотя блестяще выполняла письменные работы.

Решение:

На консультации психолога девочка призналась, что боится публичных выступлений. Психолог объяснила, что такой вид страха называют «социальной тревогой» и им страдают многие знаменитые люди.  

Совет родителям 

Научите ребёнка дыхательной гимнастике. Например: глубокий вдох и пять резких выдохов. Когда мозг будет сосредоточен на дыхании, он перестанет фокусировать своё внимание на страхе.

<<Форма бесплатного курса>>

Кейс 4

Проблема 

Одиннадцатиклассница Вера откладывает подготовку к экзаменам на последнюю ночь.

Решение:

Мама Веры обратилась к  психологу с просьбой разобраться в прокрастинации дочери. Психолог объяснила, что дело вовсе не в лени, а в страхе перед экзаменом. Скорее всего, Веру пугал объём информации, которую нужно выучить.

Совет родителям 

Научите ребёнка методу «Пицца»: весь объём информации нужно разделить на несколько частей — «кусочков» и определить время. Например, экзамен по истории через месяц. У ребёнка есть 20 дней, не берём в расчёт выходные, чтобы выучить тему «Киевская Русь IX-XI  веков». Раскладываем тему на 18 частей, оставляем два дня на повторение и обобщение.

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
3 способа проверить знания школьника
Следующая запись
Как воспитать самостоятельность в детях и перестать их контролировать
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *