google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y

Как улучшить работу мозга на максимум

Химические цепочки

Все чувства и эмоции, которые испытывают люди, возникают в результате химических изменений в головном мозге. Прилив радости, который испытывает человек после получения положительной оценки, выигрыша в лотерею или встречи с любимым человеком, связан со сложными химическими процессами в мозгу. Мы можем испытывать самые разные эмоции, такие как грусть, боль, беспокойство, страх, изумление, отвращение, экстаз, нежность. Если мозг приказывает телу что-то сделать, например сесть, повернуться или бежать, это также связано с химическими процессами. «Химический язык» нашей нервной системы состоит из отдельных «слов», роль которых играют нейротрансмиттеры (также называемые нейротрансмиттерами).

Миллиарды нейронов в мозгу общаются, обмениваясь сигналами через крошечные промежутки между ними. Эти промежутки называются нервными синапсами. Когда нейрон получает информацию, он посылает химический сигнал в синапс в виде молекул нейромедиатора. Нейротрансмиттер пересекает пространство синапсов, продвигаясь к следующему нейрону, где он присоединяется — как лодка на причале — к специально предназначенному для своего «швартовки» месту на поверхности нейрона, которое называется химическим рецептором. Химическая молекула нейромедиатора будет принята только рецептором, специально разработанным для нее. Это своего рода система «ключ и замок», где каждый ключ подходит только к своему замку. После того, как молекула нейротрансмиттера соединяется с рецептором на поверхности нового нейрона, этот нейрон получает сигнал действовать — а затем начинает передавать сигналы другим нервным клеткам — или прекращать передачу определенных сигналов.

Следовательно, нейротрансмиттер — это химическое вещество, которое в виде молекулы позволяет клеткам мозга общаться друг с другом и, таким образом, функционировать должным образом. Другими словами, нейротрансмиттеры передают (переносят) химические сообщения от одного нейрона к другому.

Любой нейрон может получать большое количество химических сообщений, как положительных, так и отрицательных («работа» или «остановка») от других окружающих его нейронов. Эти сообщения могут конкурировать или «сотрудничать» друг с другом, заставляя нейрон реагировать определенным образом. Поскольку все эти события происходят за очень короткое время (доли секунды), само собой разумеется, что передатчик должен быть удален из синаптического пространства очень быстро, чтобы одни и те же рецепторы могли функционировать снова и снова. И это удаление может произойти тремя способами. Молекулы нейротрансмиттера могут быть захвачены нервным окончанием, из которого они были изолированы, — процесс, называемый «обратным захватом»; нейромедиатор может быть разрушен специфическими ферментами, которые легко доступны рядом с рецепторами на поверхности нейрона; или активный ингредиент может просто рассеяться в окружающей области мозга и там разрушиться.

нервный синапс

Изменение нейротрансмиссии с помощью лекарств

Большое количество неврологических расстройств, от эмоциональных расстройств, таких как депрессия, до двигательных расстройств, таких как болезнь Паркинсона, связано с нарушениями в функционировании определенных нейротрансмиттеров в головном мозге. Учеными создано большое количество лекарств, задача которых — устранить эти недуги и связанное с этим улучшение качества жизни людей. В то же время многие вещества, вызывающие зависимость (алкоголь, никотин, наркотики), работают по одному и тому же механизму, изменяя баланс нейротрансмиттеров в головном мозге. Люди испытывают приливы «хорошего самочувствия», когда начинают принимать эти вещества, но вскоре нейроны в их мозгу настолько адаптируются к увеличившимся количествам химического вещества, что для сохранения здоровья необходимы все новые и новые дозы препарата. Мозг начинает «требовать» вещества для нормального функционирования. Возникает химическая зависимость или привыкание.

Давайте рассмотрим, что происходит при изменении уровня нейромедиаторов в головном мозге на примере трех из них (серотонина, дофамина и гамма-аминомасляной кислоты (ГАМК).

Серотонин

Многие исследования показывают, что низкий уровень серотонина в мозге приводит к депрессии, импульсивному и агрессивному поведению, насилию и даже самоубийству. Лекарственные вещества, называемые антидепрессантами, блокируют путь обратного захвата серотонина, тем самым немного увеличивая его время в пространстве синапсов. В результате, как правило, количество серотонина, участвующего в передаче сигнала от нейрона к нейрону, увеличивается, и со временем депрессия исчезает.

Депрессия, социальная тревога, панические атаки, гиперактивность — вот лишь некоторые из расстройств, которые можно успешно лечить, изменяя уровни нейротрансмиттеров в головном мозге. До того, как эти лекарства стали доступны, люди были обречены испытывать психические проблемы на протяжении всей своей жизни, и те, кто мог позволить себе психотерапию, много работали с психиатром или психологом, пытаясь заставить свои чувства работать. Теперь мы знаем, что многие расстройства мозга можно лечить с помощью лекарств, позволяющих людям справляться с эмоциональными и социальными трудностями.

Теперь специалисты обращают внимание на то, что мы перестали рассматривать отрицательные эмоции как нормальную часть жизни. Нам все чаще кажется, что меланхолия или трудности в социальном функционировании являются признаком патологии, а это значит, что мы должны идти к психиатру и просить лекарства. Конечно, есть люди, которым нужна психиатрическая помощь. И, однако, определенный процент приходящих к врачу пациентов — это те, кто не страдает какими-либо психическими расстройствами. Этим людям следует пройти терапевтические курсы у психологов или психотерапевтов. С другой стороны, лекарства следует назначать только тогда, когда симптомы психического расстройства достаточно сильно вторгаются в нормальную жизнь человека, серьезно нарушая ее. В большинстве случаев, хотя лекарства могут помочь облегчить симптомы, более полное и продолжительное излечение может быть достигнуто только с помощью психотерапии, которая помогает изменить поведение, которое приводит к болезни. Изменения чувств, возникновение различных эмоций, в том числе отрицательных, в ответ на изменения в жизни, а также жизненные испытания являются частью нормального функционирования психики человека. Поэтому не следует просить врача назначать успокаивающее средство каждый раз, когда вам грустно или вы испортили отношения с любимым человеком. Поступая так, вы не только навредите себе, но и упустите важный урок, который жизнь готова преподать вам. И даже в тех случаях, когда симптомы сильно беспокоят или создают чрезмерные трудности, помимо медикаментозного лечения необходима работа с психологом или психотерапевтом.

В последние годы ведутся жаркие споры вокруг психического расстройства, называемого синдромом дефицита внимания СДВГ
гиперактивность ». К сожалению, у все большего числа детей диагностируется СДВГ, и многие из них получают лекарства, которые увеличивают активность нейротрансмиттера дофамина, который помогает ребенку быть готовым к работе, более внимательным и сосредоточенным и, следовательно, более способным к выполнять задачи последовательно.

Большинству детей (70-80%) с диагнозом СДВГ помогает коррекция метаболизма дофамина. Однако некоторые эксперты опасаются, что иногда родители слишком быстро обращаются к врачам и что врачам слишком часто ставят диагноз СДВГ. В результате то, что является просто плохим поведением, рассматривается как психическое заболевание, и дети, которым не нужны наркотики, начинают их получать. Ученые считают, что некоторым детям, получающим медикаментозное лечение, следует пройти терапию у психологов, потому что такая помощь была бы для них гораздо полезнее. Однако простого решения этой проблемы нет и очевидно, что дискуссии на эту тему будут продолжаться еще долго.

Наркотик, известный как экстази или МДМА, также изменяет уровень серотонина в головном мозге, но гораздо более резко. Он заставляет нейроны, выделяющие серотонин, сразу же устранять все его содержимое, наводняя весь мозг этим химическим веществом, что, конечно же, вызывает чувство крайнего счастья и гиперактивности (чрезмерная физическая активность). Однако позже за это придется заплатить. После того, как экстази израсходовал весь запас серотонина в мозгу, активируются компенсаторные механизмы, которые быстро разрушают избыток нейромедиатора в мозгу. Через несколько часов после того, как действие препарата прекратится, человек, скорее всего, почувствует депрессию. Этот период «депрессии» продлится до тех пор, пока мозг не сможет восполнить резервы и поддерживать нормальный уровень передачи. Неоднократное употребление экстази в этом контексте может привести к тяжелой депрессии или другим проблемам, которые не исчезнут со временем.

Дофамин

Дофамин — это нейротрансмиттер, обеспечивающий процессы управления движением, эмоциональной реакцией и способностью испытывать удовольствие и боль. При болезни Паркинсона нейроны, передающие дофамин, выходят из строя, вызывая прогрессирующую потерю моторного контроля. Вещество под названием леводопа, которое мозг может преобразовывать в дофамин, часто помогает контролировать эти симптомы.

Ученые обнаружили, что люди с психическим расстройством, известным как шизофрения, на самом деле гиперчувствительны к дофамину в мозге. В результате при лечении шизофрении используются препараты, блокирующие дофамин в головном мозге, тем самым ограничивая действие этого нейромедиатора.

С другой стороны, вещества, известные как амфетамины, повышают уровень дофамина, заставляя нейроны высвобождаться и подавляя их обратный захват. В некоторых странах врачи используют разумные дозы этих препаратов для лечения определенных состояний, например синдрома дефицита внимания и гиперактивности. Однако иногда люди полностью опрометчиво злоупотребляют этими веществами, стремясь обеспечить больший уровень бодрствования и возможность решить любые проблемы.

Гамма-аминомасляная кислота

Гамма-аминомасляная кислота, или ГАМК, является важным медиатором, роль которого заключается в передаче команды остановки нейронам. Исследователи полагают, что некоторые типы эпилепсии, характеризующиеся повторяющимися припадками, поражающими разум и двигательную сферу человека, могут быть результатом снижения уровня ГАМК в головном мозге. Система передачи мозга без адекватного «тормоза» переходит в состояние перегрузки, когда десятки тысяч нейронов начинают насильно и одновременно посылать свои сигналы, что приводит к эпилептическому припадку. Ученые считают, что ферменты мозга могут быть ответственны за расщепление слишком большого количества ГАМК, поэтому появились лекарства, которые помогают остановить этот процесс. Время доказало их эффективность при лечении не только эпилепсии, но и некоторых других заболеваний головного мозга.

Что такое когнитивные функции?

Это собирательное название для более сложных функций нашей центральной нервной системы, которые отвечают за рациональное познание мира и обеспечивают нам сознательное взаимодействие с реальностью.

Благодаря когнитивным способностям мы можем самостоятельно получать, обрабатывать, воспроизводить и создавать информацию, обмениваться ею с другими людьми.

Источник: Яндекс изображения Источник: Яндекс изображения

Наиболее известные когнитивные функции:

· Объем памяти

· Речь

Фокус и распределение внимания

Восприятие

Интеллект

Ориентация во времени и пространстве

Кроме того, ученые выделяют 2 важнейшие функции:

Гнозис — понимание смысла определенных явлений с помощью сенсорного восприятия (зрение, слух, обоняние, осязание) и восприятие символических значений.

Праксис — способность осознавать и контролировать свои действия, совершать преднамеренные движения.

Когда какая-либо из когнитивных функций не работает, человек отключается от реальности.

Например, ухудшилась ваша память или язык. Страдает ваша личная, бытовая и профессиональная сфера.

Что мешает активации мозга и ускорению мышления?

Существует стереотип, что проблемы с когнитивными функциями появляются только в пожилом возрасте — годы и хронические заболевания дают о себе знать.

Однако это не совсем так: молодые люди также жалуются на сбой мысли, внимания и памяти. Причины ослабления мышления у молодежи свои 1.

Исчерпанный познавательный ресурс у девушки

Известно множество способов улучшить работу мозга и память, а также развить эти навыки в любом возрасте. Для этого в первую очередь необходимо оценить состояние здоровья, выявить «узкие места», мешающие реализации интеллектуального потенциала. Итак — разработайте план повышения производительности.

Наверное, каждый в период учебы или изнурительной работы над сложным проектом сталкивался с ситуацией, когда его разум уже не справлялся с нагрузками, которые раньше не казались тяжелыми.

У человека исчерпан «когнитивный резерв» — запас прочности, позволяющий мозгу плодотворно функционировать даже при регулярных стрессах и перегрузках.

Рано или поздно ресурс закончится. На этом фоне начинается постепенное разрушение нейронных связей и потеря прежних возможностей. Так начинаются дегенеративные процессы в нейронах.

Почему падает сообразительность

Причины снижения когнитивных способностей:

  1. Плохие привычки. Три основные проблемы: употребление никотина, алкоголь или наркомания. Перечисленные вещества негативно влияют на работу сердечно-сосудистой системы. Из-за этого коре головного мозга не хватает кислорода для снабжения, и начинается нарушение нервных связей.

Сонливость мешает девушке работать

  1. Хроническое недосыпание. Без полноценного и качественного отдыха мозг не успевает усвоить полученную в течение дня информацию и восстановить свои ресурсы. Нейронные связи формируются неохотно и не всегда правильно. Тогда вам действительно не нужно полагаться на умственную работу.
  1. Сидячий образ жизни негативно влияет на клеточный метаболизм, приводя к недостатку кислорода в крови. Кроме того, на фоне гиподинамии в крови накапливаются гормоны стресса, нарушающие адаптивные качества организма.
  1. Отсутствие умственных нагрузок. Без постоянного обучения нейронным связям становится все труднее усваивать новую информацию.
  1. Превышение психоэмоционального и интеллектуального напряжения. Утомление сказывается не только на мышцах, но и на головном мозге, интеллектуальных способностях.
  1. Неправильное кормление. Чрезмерное пристрастие к сахару или жирной и нездоровой пище отрицательно сказывается не только на физической форме, но и на интеллекте.
  1. Психические и физические заболевания также негативно влияют на уровень интеллекта. Депрессия или тревожные расстройства постепенно ухудшают когнитивные функции человека.

Если ваш образ жизни снизил ваши возможности, есть способы выйти из этого состояния. Примите во внимание советы о том, как активировать, восстановить и тем самым ускорить и улучшить работу мозга, при этом методы активации для каждого разные.

Как обмануть мозг и заставить его работать

Человеческий мозг очень ленив. Да, он плохо изучен, у него есть много навыков, которые нужно открыть, но он ленив. Следовательно, запустить его максимум восемь часов подряд не получится.

Во время интенсивного мыслительного процесса мозг использует 25% энергии, потребляемой всем телом, то есть очень много.

Таким образом, срабатывает механизм самозащиты — отдыхайте и не перегружайтесь. Нужно научиться правильно распределять нагрузку, чередовать деятельность и отдых, интересно и скучно.

Правило пяти секунд

Простое правило, как научить свой мозг работать, придумал комментатор американского CNN, телеведущий и мотивационный спикер Мел Роббинс. В его книге «Правило пяти секунд» подробно описаны многие жизненные ситуации, когда это правило помогло людям.

Его эффективность была оценена деловыми людьми, в том числе писателем «Лучших людей» Дэйвом Вентвортом.

Если вы решили что-то сделать, у вас есть ровно пять секунд, чтобы начать это делать. Кроме того, мозг найдет некоторые мелочи, которые нужно сделать прямо сейчас. Очистите клавиатуру, полейте цветы или вымойте посуду, но не работайте.

Скажите своему мозгу приступить к работе, когда вы считаете «5, 4, 3, 2, 1»! Это работает по двум причинам:

1. Конечная точка, счет 1, требует действий. Я просто хочу сказать «Старт»!

2. Неприятно давать себе обещания и не выполнять их, поэтому приходится это делать.

Этот шаблон применим во многих жизненных ситуациях. Сосчитайте от пяти до одного в стрессовой ситуации — и теперь вам не захочется ругать плохого ребенка.

Если вам предстоит сделать что-то неприятное, примите меры за пять секунд. Пора избавляться от накопившихся «хвостов».

Правило 25 минут работы и 5 минут отдыха

Для активации мозга итальянский студент Франческо Чирилло предложил метод «Помидор» в 1980-х годах. Этот метод получил свое название от кухонного таймера в форме помидора, который использовал Чирилло.

Заставьте свой мозг сделать всего 25 минут. Это даже не полчаса, а всего несколько минут! «Хорошо», — думает мозг и включается. И тогда либо за 25 минут вы делаете хоть часть полезной, но, возможно, сложной работы, либо вы погружаетесь в процесс так, чтобы даже пара часов оставалась незамеченной.

Такой подход поможет повысить производительность.

После каждого 25-минутного «помидора» делайте пятиминутный перерыв и начинайте новый объем работы. После каждого четвертого «помидора» делайте длительный перерыв на 15-30 минут. Перерывы сделают ваш мозг более продуктивным.

Работайте усердно и не отвлекайтесь. А если в голове возникнет мысль о другом, то запишите и продолжайте работать.

Метод быстро стал популярным из-за малой технологичности — просто таймер и лист бумаги с карандашом. Тиканье таймера напоминает о том, что работа идет полным ходом, а звонок предупреждает о перерыве (привет школьные годы).

Делайте перерывы качественными

Как улучшить работу мозга при перерывах? Согласитесь с основным корпусом, сколько времени вы получите после плодотворной работы.

«Если вы не видите преимуществ перерывов, вы, вероятно, не знаете, как их делать», — говорит Карсон Тейт, автор книги «Сохраняйте простоту: используя силу вашего собственного стиля производительности».

Перерыв 5-15 минут. Тейт считает, что лучший способ сделать короткий перерыв — это заняться спортом. Также можно просто подняться по лестнице. Маура Томас, автор книги «Работа без стен», утверждает, что иногда лучше всего ничего не делать.

Отвлечься и помечтать во время пятиминутного перерыва — идеальное место, чтобы расслабиться.

Тем не менее, это помогает смотреть на что-то зеленое: согласно Harvard Business Review, зеленые микроперерывы повышают продуктивность и концентрацию внимания.

Получасовой перерыв. Маура Томас и Лора Стэк (автор книги «Лекарство от истощения») советуют посвятить 30 минут активным движениям. Оптимальный вариант — быстрая ходьба. Карсон Тейт также отмечает преимущества общения с другими людьми, но не пользы от работы.

60 минут отдыха, по мнению Тейта, следует использовать, чтобы сменить обстановку и уйти с рабочего места.

Тренер Деб Ли также рекомендует разгрузить мозг, записывая свои мысли — это поможет вам полностью отказаться от работы во время перерывов и спланировать следующие шаги, когда вы вернетесь к работе.

Качественные помогут вам работать более продуктивно и улучшить работу мозга.

Ноотропы: что это такое?

Ноотропы — это группа лекарств, улучшающих высшие функции мозга. Совместите в себе:

  • лекарства для нормализации мозгового кровоснабжения;
  • стимуляторы мозга, активирующие умственную деятельность;
  • средства для компенсации неврологического дефицита;
  • витамины, повышающие устойчивость центральной нервной системы к неблагоприятным факторам.

Им ошибочно приписывают несуществующее действие — развитие интеллектуальных способностей у детей и взрослых. Это иллюзия. Никто не становится умнее, принимая таблетки. Но если высшие психические функции начинают ослабевать, их можно вернуть на прежний уровень. Для этого необходимо устранить причину: переутомление, гипоксию или другие нарушения головного мозга. В этом назначение ноотропных препаратов.

Принцип действия препаратов для улучшения памяти

Для повышения активности центральной нервной системы важны также следующие терапевтические эффекты этих препаратов:

  • ускорение употребления глюкозы;
  • усиление синтеза белка;
  • улучшить метаболизм нуклеиновых кислот;
  • влияние на моноаминергическую систему (активация выработки адреналина, дофамина и серотонина);
  • стимуляция холинергической системы во избежание когнитивных нарушений (в частности, снижения декларативной памяти).

Цель приема ноотропов — улучшить мозговое кровообращение и нормализовать обменные процессы в нервных клетках. Параллельно увеличивается скорость образования нейронных связей и увеличивается их количество. Это приводит к активации мозговой деятельности. То есть на фоне лечения недугов ноотропы действуют как стимуляторы работы самого органа.

Что дает человеку повышение активности головного мозга

Ноотропы называются когнитивными стимуляторами. Прием таких препаратов или витаминов улучшает обучаемость за счет комплексной активации центральной нервной системы:

  • улучшить память;
  • повышение концентрации внимания;
  • улучшить восприятие;
  • обеспечить чистоту совести;
  • предотвратить умственное переутомление;
  • пониженная возбудимость;
  • преодоление астении (нервно-психическая слабость).

Дальнейшие эффекты могут возникать в зависимости от активного ингредиента. Одни обладают успокаивающим действием, другие помогают выйти из депрессии. Есть препараты, которые помогают регулировать сон и бодрствование.

Стимуляторы мозговой деятельности часто объединяют в одну группу с нейропротекторными средствами. Они защищают орган от серьезных последствий нарушения кровообращения, предотвращают разрушение клеток и помогают замедлить деменцию.

Показания к приему

Ноотропные препараты назначают при диагностике заболеваний головного мозга. Они могут быть связаны с травмами головы, проблемами кровообращения и интоксикацией. Чаще всего ноотропы назначают при:

  • кислородная недостаточность мозговой ткани;
  • когнитивные расстройства (нарушение памяти, нарушение способности концентрироваться);
  • вегетативная дистония;
  • энцефалопатия;
  • интоксикация центральной нервной системы (в т.ч алкоголем);
  • нейроинфекции;
  • депрессия;
  • астения;
  • невроз.

В этих случаях мы говорим о наркотиках. Для повышения умственной работоспособности можно обойтись хорошим витаминным комплексом.

Детям и подросткам ноотропы помогают при синдроме дефицита внимания и умственной отсталости. Для пожилых людей они являются оружием против слабоумия (в том числе вызванного болезнью Альцгеймера).

Противопоказания к приему

Ноотропы считаются одними из самых безопасных препаратов. Абсолютных противопоказаний к их приему нет. Хотя врачи не рекомендуют их использовать, если не диагностировано никаких нарушений головного мозга. Их не назначают беременным и детям.

Некоторые лекарства имеют побочные эффекты. Их появление нежелательно и может стать относительным противопоказанием к приему. Это включает в себя:

  • повышенное артериальное давление;
  • головокружение;
  • нарушение сна (чаще — бессонница, реже — сонливость в течение дня);
  • двигательное возбуждение;
  • тошнота;
  • зудящая кожа;
  • раздражение слизистых оболочек.

Так что, если у человека наблюдается психомоторное возбуждение, лекарства от активности мозга могут только усугубить ситуацию. Не всем хочется спать. Перед тем, как сесть за руль, стоит понаблюдать за своим состоянием после приема лекарств.

Группы средств для улучшения работы мозга

Пирацетам был первым ноотропом в мире. Он был разработан в 1963 году как заменитель психостимуляторов, не имеющий побочных эффектов. Это вещество стало прародителем группы рацетамов, улучшающих память.

В категории ноотропов вы также можете найти:

  • корректоры нарушений мозгового кровообращения;
  • производные диметиламиноэтанола, которые помогают поглощать кислород и улучшают мыслительные способности;
  • производные пиридоксина (витамин B6), нормализующие обмен веществ в нейронах и стабилизирующие центральную нервную систему;
  • нейропептиды, способствующие формированию долговременной памяти.

Нейропротекторы иногда приравнивают к ноотропам, но между ними есть разница. Нейропротекторные средства — это препараты смешанного действия. У них более широкий спектр эффектов.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://psychosphera.ru/kak-rabotaet-golovnoj-mozg
  • https://zen.yandex.ru/media/id/5e5e195e23f6716bacbc570a/kak-uluchshit-rabotu-mozga-chto-takoe-kognitivnye-funkcii-i-pochemu-oni-narushaiutsia-rasskazyvaet-psihiatr-61096690a4c40f58656a350a
  • https://newneuro.ru/kak-uluchshit-rabotu-mozga/
  • https://l-a-b-a.com/blog/show/511
  • [https://366.ru/articles/preparaty-dlja-uluchshenija-raboty-mozga/]

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
Развитие памяти у взрослых: упражнения и задания, игры и тесты, нейробика и мнемотехника
Следующая запись
Среднее образование — что это такое, общее полное (неполное), профессиональное и специальное