google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y
pamyat

Какие разновидности памяти есть у людей: основные виды их особенности

Что такое память и каковы ее возможности

Память — это процесс сохранения и последующего воспроизведения человеком своего опыта. В психологии память изучается давно и трактуется по-разному:

  • Теория ассоциации рассматривала базовую единицу памяти как ассоциацию (связь, связь). Механическое сложение ассоциаций должно стать основой памяти. В дальнейшем он переосмысляется и углубляется.
  • Бихевиоризм рассматривал память как процесс приобретения различных моторных и языковых навыков.
  • Гештальт-психология изучала процессы запоминания, сосредотачиваясь на намерении испытуемого. Это научное направление изучает социальную природу памяти человека.

В настоящее время память считается познавательным процессом, который характеризуется следующими свойствами:

  1. Объем. Показывает возможность хранить и сохранять информацию.
  2. Скорость хранения (добровольная скорость хранения).
  3. Воспроизводимость (насколько хорошо человек применяет имеющуюся информацию).
  4. Точность воспроизведения (качество хранения и воспроизведения информации).
  5. Продолжительность хранения (возможность хранить необходимую информацию в течение определенного времени).

Какие возможности у нашей памяти? Память можно тренировать, чтобы запоминать больше. Но не думайте, что забывание — это результат нарушения памяти, — говорит психолог и исследователь из Калифорнийского университета Бенджамин Сторм. Забывание заставляет память и мышление работать должным образом, высвобождая ресурсы для новых задач.

Нейробиолог Мария Вимбер из Университета Бирмингема (Великобритания) и ее коллеги с помощью специального сканирования мозга обнаружили, что воспоминания могут «соревноваться» друг с другом за ресурсы памяти. Этот механизм помогает отличить желаемые воспоминания от ряда похожих воспоминаний.

Мозг и лампочка

Ученые также изучают, что делать, чтобы улучшить функцию памяти и улучшить ее. Они разработали ряд техник, которые помогают активировать память человека.

Физиология процесса запоминания

Способность сохранять информацию присуща не только людям. Даже животные с развитой центральной нервной системой могут хранить и воспроизводить данные (перелетные птицы знают маршруты). Объем и продолжительность хранения данных зависят от количества нервных клеток, участвующих в процессе.

Информация, записанная из кратковременной памяти, преобразуется в долговременную память в результате сложного биохимического процесса. Нейроны, составляющие мозг, функционируют как записывающее устройство: они запоминают информацию, они хранят ее. Данные записываются не в отдельные нейроны, а в нейронную сеть, стабильное скопление клеток.

Когда человек хранит информацию, нейроны активируются. Данные перемещаются по волокнам и достигают накопления. Что касается информации, представленной выше, в мозгу есть готовое накопление. Для данных, которые человек впервые узнал, формируется новая нейронная сеть. Между сетями есть связи. Нарушение в работе хотя бы одного из них приводит к потере воспоминаний.

Физиологический механизм памяти

Гипотеза Х. Хидена

Одной из наиболее распространенных химических теорий памяти является гипотеза Хайдена о белковой природе памяти. Он пришел к выводу, что РНК из клеток мозга связана с памятью, то есть механизм памяти — это изменение структуры РНК.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Информация, лежащая в основе долговременной памяти, кодируется и записывается в структуре полинуклеотидной цепи молекулы (одна молекула РНК состоит из одной полинуклеотидной цепи, две полинуклеотидные цепи образуют одну молекулу ДНК). Различная структура импульсных потенциалов, в которой определенная сенсорная информация кодируется в афферентных нервных проводниках, приводит к различным перестройкам молекулы РНК, к движениям нуклеотидов в их цепях, которые являются специфическими для каждого сигнала. Таким образом, каждый сигнал фиксируется в виде определенного отпечатка в структуре молекулы РНК.

Основываясь на гипотезе Хайдена, можно предположить, что глиальные клетки включаются в метаболический цикл кодирования входных сигналов путем изменения нуклеотидного состава синтезирующих РНК. Весь набор возможных перегруппировок и комбинаций нуклеотидных элементов позволяет зафиксировать огромный объем информации в структуре молекулы РНК: теоретически рассчитанный объем этой информации составляет 10-1020 бит, что значительно превышает реальный объем человеческого объем памяти.

Процесс закрепления информации в нервной клетке отражается в синтезе белка, в молекулу которого вносится соответствующий след отпечатка изменений в молекуле РНК. В этом случае молекула белка становится чувствительной к определенной схеме потока импульсов, таким образом, она как бы распознает афферентный сигнал, который закодирован в этой последовательности импульсов (схеме). В результате медиатор высвобождается в соответствующий синапс, что приводит к передаче информации от одной нервной клетки к другой в системе нейронов, ответственных за фиксацию, хранение и воспроизведение информации.

Механизм кратковременной памяти

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Структуры гиппокампа и лимбической системы мозга участвуют в кратковременной памяти. Это связано с реализацией этими нервными образованиями функции распознавания новизны сигналов и считывания афферентной информации, поступающей на вход бодрствующего мозга. Реализация феномена кратковременной памяти практически не требует и практически не связана со значительными химическими и структурными изменениями в нейронах и синапсах, поскольку соответствующие изменения в синтезе матричной РНК (информативной) занимают больше времени.

Несмотря на различия в гипотезах и теориях о природе кратковременной памяти, их исходной предпосылкой является возникновение обратимых кратковременных изменений физико-химических свойств мембраны, а также динамики медиаторов в синапсах. Ионные токи через мембрану в сочетании с краткосрочными метаболическими изменениями во время активации синапса могут привести к изменениям эффективности синаптической передачи, продолжающимся несколько секунд.

Механизм долговременной памяти

Преобразование кратковременной памяти в долговременную память (консолидация памяти) обычно происходит из-за появления стойких изменений синаптической проводимости после повторяющихся возбуждений нервных клеток. Укрепление памяти происходит за счет химических и структурных изменений соответствующих нервных образований. Согласно современной нейрофизиологии и нейрохимии, долговременная память основана на сложных химических процессах синтеза белковых молекул в клетках мозга.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Наблюдаемые изменения в опосредующих механизмах, обеспечивающих химический перенос процесса возбуждения от одной нервной клетки к другой, также имеют определенное значение для механизмов долговременной памяти. В основе пластических химических изменений синаптических структур лежит взаимодействие медиаторов, например ацетилхолина, с рецепторными белками постсинаптической мембраны и ионами (Na +, K +, Ca2 +). Динамика трансмембранных токов этих ионов делает мембрану более чувствительной к действию медиаторов. Было обнаружено, что процесс обучения сопровождается повышением активности фермента холинэстеразы, разрушающего ацетилхолин, а вещества, подавляющие действие холинэстеразы, вызывают значительное ухудшение памяти.

Возможной основой долговременной памяти являются некоторые гормональные пептиды, простые белковые вещества и специфический белок S-100. Некоторые гормоны (АКТГ, гормон роста, вазопрессин и др.) Относятся к таким пептидам, которые стимулируют, например, механизм условнорефлекторного обучения.).

Теории памяти

Биохимическая теория памяти

Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухэтапном характере запоминания. На первом этапе, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная реакция (порядка нескольких секунд), которая вызывает физиологические изменения. Эти изменения обратимы и представляют собой механизм кратковременного запоминания.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Во второй фазе — собственно биохимической — происходит образование новых белковых веществ (белков). Под воздействием раздражителя в нервных клетках происходят химические изменения. РНК и клетки ДНК изменяются из-за химической реакции, лежащей в основе процессов памяти.
Следовательно, ДНК является носителем генетической памяти, а РНК — носителем индивидуальной памяти.
Эта стадия приводит к необратимым изменениям нервных клеток и считается механизмом долговременной памяти.

Ассоциативная теория памяти

Суть ассоциативной теории состоит в том, что наш мозг, прежде чем сохранять информацию, классифицирует ее, чтобы стало возможным создание ассоциативных связей. Если определенные ментальные образования возникли в сознании одновременно или сразу одна за другой, то между ними образуется ассоциативная связь, и повторное появление любого из элементов этой связи обязательно вызывает в сознании представление всех ее элементов.

Гештальт-теория памяти

Исходная концепция — это не ассоциация предметов или явлений, а их изначальная целостная организация — гештальт. Процессы памяти определяются формированием гештальта.

При исследовании памяти сторонники этой теории исходили из того, что при запоминании и воспроизведении материал, с которым мы имеем дело, предстает в виде целостной структуры, а не случайного набора элементов, сформированных на ассоциативной основе.

Объем памяти. Общие черты. Виды, процессы и механизмы

Ярким представителем этого направления был Б.В. Зейгарник, открывший названный в его честь эффект памяти.

Некоторые состояния, которые реальны в данный момент времени, создают у человека определенный образ мышления для запоминания и воспроизведения. Соответствующая установка возрождает в сознании некие целостные структуры, на основе которых, в свою очередь, запоминается или воспроизводится материал. Эта настройка контролирует ход сохранения и воспроизведения, определяет выбор необходимой информации.

Функции памяти

В быту

Основное предназначение двигательной памяти — овладение повседневными навыками, обеспечивающими полноценное существование человека с детства. Их учат с раннего возраста ребенка, чтобы он сам себя обслуживал. В течение жизни они постоянно пополняются новыми (мы учимся есть китайскими палочками, пользоваться холодильником Smart Touch и т.д.). В качестве примеров можно привести следующие элементарные действия:

  • умойся;
  • почисти зубы;
  • одеваться;
  • съесть (оставить коробку, налить суп или чай);
  • базовые кулинарные навыки (нарезка хлеба, приготовление бутерброда, соль);
  • стричь ногти;
  • расческа;
  • заправить кровать;
  • чистая обувь;
  • пришиваем пуговицу.

Все это навыки самообслуживания, которые позволяют человеку приобретать двигательную память, а не рефлексы. Нам, взрослым, все это кажется настолько простым и элементарным, что сбивает с толку: как мы можем не доминировать над этим? Но помните, как вы впервые научили ребенка чистить зубы и как вы долгое время потом перепроверяли, правильно ли он это делает. В конце концов, это сработало не сразу. Или подумайте о больных Альцгеймером: гиппокамп серьезно поврежден, и ранее установленные нейронные связи утрачены. Вот почему эти люди теряют навыки самообслуживания — их двигательная память больше не работает.

В повседневной жизни двигательная память также нужна при освоении нового устройства. Купили холодильник, микроволновую печь, кофеварку, пылесос, планшет, посудомоечную машину — нужно прочитать инструкцию и научиться ими пользоваться. Если подобная техника ранее была в доме, активируются старые нейронные связи, и на автомате рука сама вставляет кабель в розетку и нажимает кнопку. Однако некоторые модели сильно отличаются друг от друга и память двигателя требует корректировки в соответствии с новыми рекомендациями.

С этой мелкой моторикой связано то, что психологи называют «старое лучше нового». Когда старая техника заменяется современной, кажется, что первая была лучше, несмотря на то, что вторая имеет больше функций и намного элегантнее. Такие негативные впечатления связаны именно с перестройкой тех нейронных связей, которые уже успели выровнять для использования старого устройства. Как только инструкция и построение новой техники будут освоены, она покажется вам самой лучшей и удобной в использовании.

В обучении

Моторная память важна в процессе обучения. Психологи говорят, что он является основным для первоклассников, так как позволяет им овладеть письмом. Но чтобы этот процесс был успешным, необходимо с раннего возраста развивать у ребенка мелкую моторику рук, так как моторные анализаторы расположены рядом с анализаторами речи.

Параллельно с обучением письму у ребенка активизируется двигательная память, в основном на уроках техники, во время которых он продолжает развивать мелкую моторику рук. Примеры занятий:

  • лепка из пластилина, глины, теста, гипса;
  • оригами;
  • вышивка;
  • пошив мягких игрушек;
  • зерновые картины;
  • вставлять приложения;
  • пластиковая карта;
  • мозаика;
  • мастерство работы с натуральными материалами.

В физическом воспитании двигательная память позволяет детям осваивать новые комплексы упражнений и правила командной игры. Чтобы развить его дальше, родителям рекомендуется отдавать ребенка в спортивные или танцевальные секции уже в начальной школе. В раннем возрасте центральная нервная система остается максимально гибкой, поэтому шестилетний ребенок будет запоминать одни и те же танцевальные шаги быстрее и воспроизводить их точнее, чем многие взрослые. Моторная память, которая лежит в основе большинства навыков, оказалась одной из самых устойчивых. Чаще всего человек с полной амнезией может от начала до конца станцевать вальс, которому он научился в детстве, но при этом не запомнит своего имени.

Значение физического воспитания в жизни как ребенка, так и взрослого трудно переоценить. Чем лучше развивается двигательная память, чем активнее работают мышечные анализаторы, тем лучше формируется вестибулярный аппарат — и все это положительно сказывается на здоровье.

В профессиональной области

Идея о том, что развитие профессиональных навыков невозможно без высокого уровня развития зрительной, слуховой и моторной памяти, была продемонстрирована в исследованиях в области психологии труда. В любой профессии необходимо довести овладение определенными навыками до автоматизма, чтобы выполнение производственных функций осуществлялось оперативно. Например:

  • Водитель должен уметь управлять транспортным средством (для этого он должен научиться правильно держать руль, вовремя отпускать педаль сцепления, нажимать ногой на педаль тормоза или акселератора);
  • Для специалиста по документам крайне важна высокая скорость набора текста на компьютере (специалистам данного профиля полезно освоить метод слепого набора текста, чтобы быстро выполнять указания руководства);
  • Хирург должен аккуратно манипулировать скальпелем (от аккуратности, аккуратности, плавности работы врача руками зависит успешный исход операции);
  • Конечный результат зависит от уровня развития мелкой моторики рук парикмахера (для создания прически требуется умение работать с волосами, одновременно обращаться с ножницами и расческой, красиво заворачивать локоны);
  • Тренер спортивной секции должен отточить четкость спортивных движений, чтобы быть образцом для юных спортсменов;
  • Для психолога важно уметь распознавать эмоциональное состояние клиента по его движениям и позе.

Важно! Недостаточный уровень развития двигательной памяти в профессиональной деятельности может привести к низкому качеству выполнения специалистом своих профессиональных обязанностей. Эта проблема актуальна для молодых специалистов, профессиональная моторика которых находится в зачаточном состоянии.

Виды памяти человека

Способность запоминать информацию — сложный процесс, который делится на фазы; эти этапы также могут представлять отдельные типы памяти:

По характеру психической активности

В зависимости от типа умственной деятельности, преобладающей в деятельности человека при фиксации и воспроизведении информации, различают следующие типы памяти.

Двигательная

Другие названия: двигатель.

Определение в психологии: фиксация, сохранение и воспроизведение двигательных алгоритмов, их амплитуда, продолжительность, скорость, направление. Он образуется в части мозга, называемой ретикулярной системой активации.

Зачем это нужно: способствует развитию различных навыков (дома, спорта, работы), а также обучению письму.

Примеры:

  • простейшие движения, которые человек учится с детства: как ходить, держать ложку, чистить зубы, расчесывать волосы;
  • игра в теннис, командные виды спорта, плавание, гимнастика, аэробика, тренажеры;
  • трикотаж, вышивка;
  • нарезанные продукты, чистые фрукты и овощи;
  • рисунок, лепка, резьба по дереву;
  • танец;
  • игра на музыкальных инструментах.

Кто особенно развит: спортсмены, секретари, танцоры, ювелиры, часовщики, хирурги, рабочие конвейеров.

Методы разработки:

  1. Упражнение. Освойте несколько комплексов упражнений.
  2. Развивайте мелкую моторику (лепите, собирайте пазлы и лего).
  3. Брать уроки танцев. Узнавайте новые направления.
  4. Развивайте руки.
  5. Научитесь играть на музыкальных инструментах.
  6. Освойте метод набора текста вслепую десятью пальцами.
  7. Научитесь пользоваться китайскими палочками для еды.
  8. Выполняйте упражнения, предполагающие совершенно разные движения рук (например, левая гладит стол круговыми движениями, а правая, сжав кулак, стучит по столу).

Эмоциональная

Очень важный вид, но часто таковым не считается. Вся наша жизнь полна эмоций, благодаря которым жизнь может быть и скучной, и радостной. В большинстве случаев вспоминаются приятные воспоминания. С помощью воспоминаний даже будущую жизнь можно раскрасить в приятные цвета. Например, я могу представить вам ситуацию: вы просыпаетесь и читаете приятное сообщение, ваше настроение поднимается и наполняет вас положительными эмоциями в течение дня.

Эмоции основаны на ассоциациях. Поэтому благодаря незначительной детали можно развязать бурю эмоций, вспоминая приятный момент из прошлого. С помощью эмоций хорошо запоминаются факты. Именно с помощью ярких эмоций лучше всего запоминается информация.

Смысловая

Другие названия: словесное, логическое, словесно-логическое.

Определение в психологии: фиксация, удержание и воспроизведение человеком слов, услышанных, увиденных, сказанных.

Зачем это нужно: позволяет записывать и воспроизводить информацию на основе обобщенных ассоциаций, отражающих наиболее важные аспекты. Он использует большие структурные единицы для хранения, называемые мнемоническими опорами. Через время именно они помогают человеку запомнить материал.

Примеры:

  • повторное посещение;
  • заучивать стихи наизусть;
  • подготовка к экзамену.

Кто особенно развит: артисты, певцы, школьники, студенты.

Методы разработки:

  1. Разбивайте информацию на блоки и изолируйте основные мысли.
  2. Ежедневно читайте сложные тексты, далекие от ваших интересов, старайтесь понять и запомнить содержащуюся в них информацию.
  3. Перед сном подробно запомните последний день (неделя, месяц, квартал, полгода, год).

Зрительная (образная, визуальная) память

Человек воспринимает мир с помощью своих органов. Глаза откладывают в голове образные, визуальные воспоминания. В резервуаре этого типа памяти сохраняются зрительные образы: лицо матери, ребенка, первый снег, впервые увиденный морской пейзаж, цветник, гроздь винограда.

В свою очередь, этот тип памяти может быть произвольным и непроизвольным, судя по виду физической активности. Когда мы гуляем в цветнике, собираем грибы в лесу, мы невольно вспоминаем все, что попадает в поле нашего зрения и надолго перед нашими глазами, в нашем сознании, есть грибы и цветущие деревья.

Но когда мы разрезаем гриб и внимательно рассматриваем его, оценивая, ядовит он или съедобен, мы включаем сознательную, произвольную память, сравниваем ее с образом, который соответствует съедобным грибам, и кладем в корзину. Ярко-красные шапочки мухоморов все помнят с детства, с картинок в азбуке их не трогают, проходят мимо.

Когда мы сравниваем найденный гриб с нашими воспоминаниями, активируется долговременная зрительная память. И когда мы оглядываемся на поляну, вспоминая, что рядом был еще один гриб, мы включаем кратковременную зрительную память.

Итак, в процессе сбора грибов у нас есть много типов памяти, которые присоединяются к визуальному, дополняют его, делая его более образным и ярким.

Словесно-логическая память

Этот тип памяти считается исключительно человеческим. Любители животных могут возразить, что даже домашние животные, такие как кошки и собаки, могут хорошо запоминать слова. Да, но слова для них — это просто сочетания звуков, связанных с тем или иным зрительным, слуховым, обонятельным режимом. У людей же логико-вербальная память имеет смысловой, сознательный характер.

То есть мы запоминаем слова и их сочетания не как звуковые образы, а как некие значения. И ярким примером такого смыслового запоминания является рассказ А.П. Чехова «Конное семейство». В нем человек запомнил фамилию по смыслу, а потом надолго запомнил эту фамилию «лошадь». И им оказался Овсов. То есть работала ассоциативная семантическая память.

Кстати, словесная логическая память лучше всего работает, когда нужно запоминать не отдельные слова, а их содержательные конструкции — предложения, объединенные в один текст, имеющий более подробное значение. Логико-вербальная память не только у самых молодых видов, но также требует сознательного и преднамеренного развития, то есть связанного с приемами запоминания и произвольной мыслительной деятельностью.

Вкусовая память

Специфический вкус клубники, растущей на солнечном лугу, знаком каждому, кто хоть раз пробовал ее. Не будем путать вкус этой ягоды с малиной, клубникой, крыжовником. В сознании человека сохраняются воспоминания о вкусах всех продуктов, которые он когда-либо ел. Он знает, что лимон кислый, лук горький, апельсин сладкий.

Если человеку завязать глаза, он однозначно отличит вкус квашеной капусты от соленых помидоров или соленых огурцов. Жареный цыпленок по вкусу отличается от картофеля фри. Морковно-яблочный сок.

Конечно, у некоторых людей во время простуды иногда ухудшаются вкусовые ощущения, но память о вкусных блюдах остается.

Обонятельная память

Человек с завязанными глазами запомнит и вкус, и запах неизвестного вещества. Ведь лук на срезе так ярко пахнет, что из глаз непроизвольно текут слезы. Вы безошибочно узнаете аромат свежего огурца.

Хозяйка однозначно признает, что торт в духовке почти готов, хотя он находится в другой комнате. Хозяйка знает, как должна пахнуть свежая рыба или курица. Это позволяет ей обеспечивать свою семью хорошей едой хорошего качества.

Болевая память

Такой тип памяти необходим для того, чтобы с поломанным зубом обратиться к врачу, не дожидаясь осложнений. Отрезанный палец будет напоминать хозяйке о том, что нужно аккуратно нарезать овощи.

Болезненные воспоминания побуждают к осторожности, учат заботиться о своем здоровье и семье, что в конечном итоге продлевает жизнь.

По характеру целей запоминания

В зависимости от наличия или отсутствия целей в процессе хранения и воспроизведения информации различают следующие типы памяти.

Непроизвольная

Процесс запоминания неконтролируемый и происходит сам по себе, без помощи сознания. Эта память начинает функционировать по определенным критериям. Обычно такая память запоминает яркие события, что-то необычное или важное.

Произвольная

Мы ставим перед собой задачу запоминать информацию, готовиться к ней, уделять сознательное внимание источнику информации и прилагать все добровольные усилия.

Опосредованная память

Он основан на соединении новой и недавно полученной информации с уже известными знаниями, ранее полученным опытом. Опосредованная память тесно связана с ассоциативной и логической памятью. Они логически связаны в цепочку воспоминаний, связанных определенными ассоциациями.

Так, мужчина, проходя мимо кондитерской, вспоминает, что ему нужно купить торт для дома. Войдя в магазин, он видит новую выпечку и восхитительный торт. Напомним, что в этой уже знакомой пекарне появился ассортимент хороших новых сладостей.

Неопосредованная память

это запоминание без опоры на предыдущий опыт и знания. Этот метод может быть эффективным, если полученная информация повторяется не менее 5 раз и вы постоянно обращаете на нее внимание, работаете над ней, размышляете над ее смыслом. В противном случае память попадет в кратковременную ячейку и быстро исчезнет из головы.

Отдельные учителя не утруждают себя толковыми объяснениями, они требуют от учеников просто «зубрить». Такая информация долго не хранится в головах учеников, и ответственность за это несет сам преподаватель.

По продолжительности сохранения

Объем хранимой информации всегда важен для человека любого возраста. Почему кто-то помнит факты из дальних уголков детства, а кто-то не может узнать свой номер телефона? Оказывается, дело не только в навыках, но и в том, какая память у человека развита. Ведь он отличается еще и сроком удерживания материала.

Мгновенная

Это связано с сохранением полной и точной картины только что полученной информации. Для этого типа памяти характерна не обработка полученной информации (она этим не занимается), а прямое отражение информации органами чувств. Это скорее образ, который мы получаем от столкновения с каким-либо событием. Продолжительность мгновенной памяти составляет от 0,1 до 0,5 секунды.

Кратковременная память

Восприятие

Это первый этап обработки информации, предназначенной для архивирования. Почти все, что привлекает наше внимание, попадает в слой краткосрочной памяти, но остается там очень короткое время — около 30 секунд. Именно в этот раз мозг должен начать обрабатывать полученные данные и определять степень их необходимости.

  • Объем кратковременной памяти тоже невелик: 5-7 несвязанных элементов: слова, числа, зрительные образы, звуки и т.д.
  • На этом уровне происходит процесс оценки информации; необходимый дублируется, повторяется, есть возможность ввода более длинного склада.

Для более длительного удержания информации (но не более 7 минут) необходимо поддерживать сфокусированное внимание, что является сигналом о потребности в информации. А сбой в области внимания приводит к так называемому замещению. Это происходит, когда поток информации, поступающей в мозг, достаточно велик и не успевает обработаться в кратковременной памяти. В результате вновь полученные данные заменяются новыми и безвозвратно теряются.

Такая ситуация возникает при подготовке студентов к экзамену, когда, пытаясь «проглотить» максимальное количество информации за ограниченный промежуток времени, студент мешает своему мозгу нормально ее усвоить. Вы можете предотвратить подмену, сохранить большой объем материала в кратковременной памяти в течение более длительного периода и обеспечить его перевод в долговременную память, используя внимательное повторение и произношение. Чем больше информации хранится в кратковременной памяти, тем дольше она хранится.

Долговременная

Определение в психологии: долгосрочное сохранение информации после многократных повторений и воспроизведений.

Зачем это нужно: позволяет механизмам накопления профессиональных знаний полноценно работать.

Просмотры:

  1. Неявное (скрытое, бессознательное, бессознательное) — воспроизведение информации человеком из далекого прошлого, казалось бы, забытым. Например, бухгалтеры даже после амнезии запоминают, как составлять налоговую декларацию.
  2. Явное (декларативное, сознательное) — намеренное сохранение имеющегося опыта. Соответствует любому типу памяти. Например, выучить билеты на устный экзамен.

В рамках явного DWT выделяются 2 других подтипа: эпизодический (воспоминания о личном опыте) и семантический / исторический (запоминание общих формул, дат, правил).

Методы разработки:

  1. Делайте специальные упражнения на внимание и память.
  2. Освойте некоторые мнемонические техники: буквенно-цифровой код, вешалки, ассоциации, О’Брайен, Шед.
  3. Играйте в игры на запоминание: Buffet, Top Secret, Blind, N-Back, Lost Symbol, Memory Matrix, Drumpad.
  4. Выучите наизусть как можно больше стихов и песен. Тогда переходите к прозе.
  5. Воспользуйтесь методами Цицерона и Айвазовского.

Если мы возьмем более широкую классификацию, 3 проанализированных выше типа человеческой памяти интегрированы с очень кратковременной памятью. Однако его изучение и описание подлежат еще более детальной проработке.

Есть много типов памяти. Подробные классификации нужны в основном специалистам в этой области — психологам. Зная мельчайшие нюансы, они смогут более точно выявить нарушения и подобрать наиболее эффективные методы разработки для каждого отдельного случая. Обычному человеку достаточно знать самые основные типы, чтобы самостоятельно определять проблемы и уметь их решать, если они не требуют более глубокой и профессиональной коррекции.

Имплицитная

Этот тип долговременной памяти направлен на бессознательное хранение информации без вербальной визуализации. Неявная память задействуется, когда необходимо принять решение или действовать автоматически, используя хорошо развитые навыки. Неявная память считается основой, на которой формируется интуиция. Если человек неосознанно сохранил какую-либо информацию, она обновляется и становится «подсказкой» в нужный момент.

Эксплицитная

Этот тип ДВП формируется путем сознательного и целенаправленного повторения материала.

Оперативная

Это тип памяти, в котором человек позволяет себе хранить информацию в течение определенного периода времени, от нескольких секунд до нескольких дней. Обычно это происходит, когда человеку нужно поработать над проектом, книгой или курсовой работой: то есть возникает конкретная задача, которую нужно решить. Независимо от того, выключен ли компьютер или в случае с человеком, оперативная память может быть очищена после решения проблемы. Однако он также может переходить в долговременную память.

Когда вы решаете логическую задачу и вам нужно учитывать несколько условий, вы используете оперативную память.

Генетическая

Эта память хранится в генотипе и передается по наследству. Мы не можем повлиять на него, потому что он находится вне зоны нашего влияния, в генах.

Способ запоминания

Выделите механическую и смысловую память. Механическое запоминание происходит простым повторением. Для семантической памяти необходимы ассоциативные и семантические связи.

Залы человеческой памяти хранят огромное количество информации. Некоторые из них постепенно забываются, что естественно и необходимо для правильной работы мозга. К счастью, памятью можно управлять и улучшать.

Нарушения долговременной памяти

К нарушениям можно отнести недоразвитие долговременной памяти, когда человек просто не умеет правильно кодировать и воспроизводить информацию, и полную амнезию, которая характеризуется поражением в основном гиппокампа. Если в первой ситуации все можно решить путем постоянного обучения, то во второй прогнозы часто остаются непредсказуемыми.

Причины нарушения памяти

Долговременная память ухудшается на фоне физиологических проблем:

  • острая или хроническая интоксикация — алкогольная, наркотическая, фармакологическая (или отравление другими ядами);
  • нарушения мозгового кровообращения при атеросклерозе, инсульте;
  • опухоли головного мозга;
  • болезнь Альцгеймера;
  • задержка умственного развития на фоне генетических отклонений, патологий беременности.

Психические причины нарушения памяти включают:

  • длительный стресс;
  • невротическое состояние;
  • переутомление, нарушения сна;
  • сильное эмоциональное и интеллектуальное напряжение;
  • психологическая травма;
  • депрессия.

Физическое или эмоциональное истощение также может вызывать трудности с запоминанием информации, провалы в памяти.

Симптомы

  • Затруднения с осознанным запоминанием: они плохо сохраняются в памяти и с ошибками воспроизводятся запоминаемыми стихами, датами, экзаменационным материалом;
  • неспособность вспомнить события из далекого или недалекого прошлого, пробелы в памяти;
  • путаница, нарушение причинно-следственных связей;
  • забывчивость в элементарных бытовых ситуациях: не докладывала, не приходила на встречу, не покупала хлеба на дом;
  • социальная дезадаптация;
  • снижение умственных способностей и работоспособности;
  • невнимательность, невозможность сосредоточиться и сконцентрироваться;
  • путаница.

Если кратковременные нарушения памяти в основном приводят к повседневным проблемам (когда вы не помните, что делали 5 минут назад), то последствия ухудшения долговременной памяти затрагивают практически все сферы жизни. На работе это приводит к плохому выполнению своих обязанностей, в семье — к разрыву личных отношений. Человек кажется социально неприспособленным. Даже если его DWP просто недостаточно развит, он не добьется успеха на фоне других студентов (студентов, сотрудников), не говоря уже о различных формах амнезии.

Как развить

Долговременная память — это когнитивная способность, поэтому ее всегда можно улучшить. Если тренировать его на всю жизнь, в старости можно избежать неудач и болезней, таких как болезнь Альцгеймера, Пика, Паркинсона. Для этого есть много техник:

  • тренировать внимание и мышление с помощью специальных упражнений;
  • мнемоника: буквенно-цифровой код, методы сочетания, фонетические ассоциации, О’Брайен, система Шед;
  • различные игры на память: Top Secret, N-back, Memory Matrix;
  • заучивать наизусть стихи, песни, тексты песен;
  • метод Цицерона (разложение информации на полке);
  • метод Айвазовского (детализация каждого изображения).

Также не следует забывать, что развитие долговременной памяти во многом зависит от образа жизни, который ведет человек. Если вы хотите его улучшить, следуйте этим советам:

  • подышать свежим воздухом;
  • вести здоровый и активный образ жизни;
  • занятия спортом;
  • не допускайте переживаний и чрезмерных стрессов;
  • общаться;
  • спокойной ночи;
  • хорошо питаться;
  • развивайте интеллект: читайте, решайте головоломки и кроссворды, играйте в шахматы, выполняйте миссии;
  • соблюдать распорядок дня.

Долговременная память определяет качество жизни, успех человека во многих сферах. Вот почему так необходимо поддерживать его на высоком уровне и постоянно улучшать.

Какие виды памяти можно развивать

В течение жизни человек использует разные типы памяти. В левом и правом полушариях словно «кирпичи» откладывались различные приобретенные знания. Иногда требуется много усилий, чтобы извлечь нужную информацию. С помощью забывчивости разряжается нервная система, это считается нормальным процессом.

Плохая память и хорошая память иногда означают совершенно разные вещи. Для кого-то важно помнить о мелочах повседневного, для других людей и событий, кого-то интересует объем информации перед важным экзаменом или презентацией. Поэтому важно знать, какую память нужно развивать для решения проблем. Условно принято различать два типа:

  1. Естественная память. Это так, как есть, и это заложено в самой природе. Им пользуются все без исключения.
  2. Искусственный. Его нужно тренировать и развивать на протяжении всей жизни.

Есть люди с феноменальной памятью. Другие ничего не могут держать в голове больше минуты. Специалисты считают, что способность запоминать можно тренировать и развивать, как и собственное тело. Если отнестись к этому серьезно, можно добиться значительного прогресса.

Функции памяти

Функции памяти

Важно! Методика тестирования позволяет выявить тип памяти у любого человека, а также наличие каких-либо патологий.

Причины ухудшения памяти и повышенной забывчивости:

  • возрастные изменения;
  • болезнь Альцгеймера и некоторые другие заболевания;
  • недостаток воды в организме;
  • отвлечение;
  • плохой сон.

Развитие памяти положительно влияет на способности человека. Для взрослых этот процесс более сложный, поскольку не требуется регулярных тренировок в монотонной работе и повседневной жизни.

Качества, полезные для улучшения процесса запоминания:

  • внимание и наблюдательность;
  • интерес к жизни, позитивный настрой;
  • организация в повседневной жизни;
  • использование образного мышления;
  • изучение иностранных языков;
  • чтение книг;
  • запоминать стихи и цитаты;
  • игры разума;
  • физическое упражнение;
  • правильное питание;
  • умение правильно выразить свои воспоминания;
  • подумайте перед сном о прошедшем дне, составив список задач на следующий.

Если следовать советам и рекомендациям специалистов и знать особенности человеческой памяти, возможно ее всестороннее развитие. Развитая память ценится и помогает добиться высокого положения в обществе. Это также важно для успешной работы во всех отраслях.

Способы тренировки и развития

Если у человека нет физиологических нарушений, он может улучшить функцию памяти: ускорить запоминание и увеличить объем. Для этого подойдут простые упражнения, рассчитанные на детей и взрослых.

Развитие у детей

заметить задержку развития памяти у детей в раннем возрасте можно, но до 3-4 лет родители не переживают по этому поводу и обращаются к психологу, когда ребенок должен идти в 1 класс терять время, ситуацию можно поправить.

Фото 1915 г
Для развития зрительной памяти используется метод «Образы предмета». Перед ребенком раскладываются карточки, изображающие короткий сюжет. Дошкольник смотрит на нее некоторое время. Когда все будет готово, взрослый должен поменять карты местами. Задача ребенка — восстановить последовательность действий. На слуховую память подходят упражнения на запоминание слов и чисел. Начать нужно с трех, постепенно доводя до 6-7.

Игры и упражнения на развитие двигательной памяти

Игра на развитие двигательной памяти

Игра на развитие двигательной памяти

Существуют специальные упражнения и упражнения, выполнение которых создает условия для развития двигательной памяти. Итак, в дошкольном возрасте двигательная память формируется в процессе следующих игр:

  • Подвижные игры «Стрим» и «Найди себе пару», в которых дети должны строго соблюдать правила;
  • «кукловод», во время которого ребенка с завязанными глазами ведут по простому пути, связанному с преодолением 1-2 препятствий, поэтому он должен пройти этот же путь с открытыми глазами;
  • «Сделай как я» — игра, предполагающая точное воспроизведение ребенком действий взрослого.

Эффективными упражнениями на развитие двигательной памяти являются различные виды гимнастики: пальцевая, утренняя, артикуляционная, тонизирующая.

С момента поступления в школу у детей развивается двигательная память при выполнении практических заданий на уроках. Домашние задания, предполагающие изготовление модели, поделки также способствуют развитию мелкой моторики школьников. Кроме того, в школьный период у детей есть возможность развивать моторную память через занятия в дополнительных учебных заведениях.

Взрослые развивают моторику на протяжении всей жизни посредством:

  • Выполнение профессиональных обязанностей;
  • Ремесла, танцы;
  • Сделайте ремонт в квартире;
  • Спортивные занятия.

Для развития мелкой моторики у взрослых существуют специальные упражнения, условия выполнения которых предполагают одновременную работу правого и левого полушарий головного мозга:

  • «Круговое движение и постукивание». Упражнение выполняется двумя руками. Одной ладонью нужно совершать круговые движения по поверхности стола, другой ладонью, сжатой в кулак, — равномерно постучать по столешнице.
  • «Я указываю на листок бумаги». Человека просят поставить точку на листе бумаги, закрыв глаза. После этого он должен пожать руки и попытаться ударить карандашом по тому же месту, но с открытыми глазами.

Психологи и педагоги уверенно заявляют, что двигательная память пронизывает весь жизненный путь человека от раннего детства до старости. Высокий уровень развития координации движений — обязательное условие для овладения различными видами деятельности. Если человек ставит перед собой цель улучшить свою двигательную память, выполняет специальные упражнения, он добьется результата вне зависимости от возраста.

Развитие моторной памяти

Развитие у взрослых

Тренировать запоминание можно на любом материале: пересказать сюжет фильма, запомнить стихи, номера телефонов, слова иностранного языка. Сделать это можно во время перерыва на работе, используя подручные средства. Например, разложите канцелярские принадлежности на столе, сделайте фотографии, поменяйте их местами и расположите так, как они были вначале.

Медицинские средства

Применение лекарственных препаратов или БАД не приводит к негативным последствиям. Однако при выборе средства важно учитывать возраст человека, возможные побочные эффекты, противопоказания и их эффективность. Для этого достаточно изучить инструкцию и прочитать отзывы в Интернете. Кроме того, рекомендуется проконсультироваться с врачом, что особенно важно для людей с хроническими заболеваниями. Что нужно предпринять, чтобы улучшить свою память?

Безрецептурные

Самый популярный препарат для устранения невнимательности и укрепления памяти в России — глицин. Препарат недорогой и достаточно эффективный. Его главное преимущество — не только влияние на память, но и снижение стресса. Для приема Глицина достаточно 1 таблетки 3 раза в день.

На какие еще препараты можно обратить внимание:

  • Витрум Мемори;
  • Ундевит;
  • Билобил;
  • Интеллан;
  • Аминалон.

Все они положительно влияют на качество памяти. Эти инструменты особенно эффективны для школьников, студентов и всех, чья работа требует взаимодействия с большими объемами информации.

Рецептурные

Получить их можно только после консультации с врачом. Все отпускаются в аптеке строго по рецепту. Такие лекарства легко устраняют невнимательность, избавляют от забывчивости, а при необходимости также оказывают особое воздействие на организм. Очень популярен пирацетам, который снижает риск развития болезни Альцгеймера, одновременно укрепляя память и устраняя нарушения кровообращения в головном мозге. В нашей стране известен и кавинтон, улучшающий состояние после инсульта и других заболеваний головного мозга. Дополнительно можно учесть:

  • Фезам;
  • Ноотропил;
  • Фенотропил;
  • Энцефаболо;
  • Пикамилон;
  • Церебролизин;
  • Ноофен.

Для рецептурных препаратов список возможных побочных эффектов и противопоказаний намного шире, что необходимо учитывать.

Одного приема лекарств или пищевых добавок для развития памяти недостаточно. Их следует использовать исключительно как дополнительный метод в сочетании с другими.

Тренировка памяти в повседневной жизни

Вам не нужно тратить время на выполнение упражнений для выполнения приведенных ниже упражнений, но вы можете выполнять их ежедневно.

  1. Рекомендации по ежедневному чтению и извлечению новой информации из этого урока были, есть и всегда будут актуальными.
  2. Рассказывая о книгах, которые вы читаете, — это не только способ побудить окружающих к чтению, но и отличное упражнение для тренировки слуховой памяти.
  3. Одна из лучших «повседневных» методик развития способности к запоминанию — изучение иностранного языка, новых иностранных слов, пословиц, закрепленных выражений.
  4. То же можно сказать и о ежедневной практике написания новых стихов и песен.
  5. Очень эффективны для ежедневных упражнений на память, чтобы запоминать телефонные номера, автомобильные номера и т.д.
  6. То же самое и с запоминанием точных дат рождения родственников, друзей, коллег и т.д.
  7. Отправляясь в магазин, вы можете держать в голове список необходимых покупок, конечно, держа в рукаве заранее подготовленную шпаргалку.
  8. Вернувшись из магазина, полезно запомнить все сделанные покупки и их стоимость.
  9. Отправляясь спать, полезно вспомнить и «прокрутить» в голове в мельчайших подробностях события прошедшего дня, пока не поймешь, какие продукты составляли сегодняшнее меню в течение дня.

Методы и приемы, представленные в этой статье, в первую очередь предназначены для взрослого человека, который лично заинтересован в улучшении качества своей памяти. При необходимости развития памяти у детей психологи и педагоги рекомендуют проводить уроки в игровой форме. К счастью, сегодня достаточно информации о развитии способностей любого ребенка, в том числе об улучшении памяти.

Но вне зависимости от возраста для укрепления памяти абсолютно всем одинаково полезен свежий воздух, качественный сон и употребление пищи, улучшающей функционирование психических процессов, связанных с безупречной работой этой еще малоизученной области человеческого мозга.

[spoiler title=»Источники»]

 

  • https://www.nur.kz/family/self-realization/1759275-pamat-psihologia-interesnye-fakty/
  • https://zhiznsovkusom.ru/pamyat-v-psixologii-vidy-pamyati-razvitie-u-vzroslyx-i-detej/
  • https://impsi.ru/general-psychology/pamyat-obshhaya-harakteristika-vidy-protsessy-i-mehanizmy/
  • https://ponervam.ru/dvigatelnaya-pamyat.html
  • https://srazu.pro/vospriyatie/dvigatelnaya-pamyat-cheloveka.html
  • https://PsyLogik.ru/210-vidy-pamjati-v-psihologii.html
  • https://ponervam.ru/vidy-pamyati-u-cheloveka.html
  • https://Plachu.net/obshhaya-psihologiya/vidy-pamyati-cheloveka
  • https://www.PamyatiNet.ru/pamyat-i-zapominanie/vidy-pamyati-cheloveka.html
  • https://psychologist.tips/646-vidy-pamyati-v-psihologii.html
  • https://Mecolor.ru/lajfhaki/skolko-pamyati-u-cheloveka-v-gigabaytah-ili-terabaytah/
  • https://amrom.ru/pamyat-cheloveka/
  • https://mir-logiki.ru/vidy-pamati-u-celoveka-osobennosti-i-ih-osnovnye-harakteristiki/
  • https://PsychologyPro.ru/informatsiya-cherez-gody-kak-rabotaet-dolgovremennaya-pamyat/
  • https://ponervam.ru/dolgovremennaya-pamyat.html
  • https://srazu.pro/teoriya/vidy-pamyati-cheloveka.html
  • https://mir-logiki.ru/dvigatelnaa-pamat-celoveka-cto-eto-i-upraznenia-dla-razvitia/

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
19 креативных способов мотивировать вашего ребенка
Следующая запись
Абдукция: поиск истины через расширение сознания