google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y

Креативность: что это такое, параметры креативности, как развить креативность

Содержание
  1. Что такое креативное мышление?
  2. Творчество и креативность
  3. Креативное мышление в психологии
  4. Зачем нужно креативное мышление
  5. Креативность в современном мире
  6. Структура креативности
  7. Когнитивный компонент
  8. Эмоциональный компонент
  9. Волевой компонент
  10. Природа креативности
  11. Как креативное мышление помогает бизнесу?
  12. Как развить креативность: советы и упражнения
  13. Будьте азартны
  14. Укротите внутреннего критика
  15. Ищите несколько способов решения проблем
  16. Ищите необычное в обыденных вещах
  17. Расширяйте кругозор
  18. Упражнения на развитие креативности
  19. Сочинить историю из ограниченного количества слов
  20. Придумать нетипичное применение обычному предмету
  21. Игра в слова-перевертыши
  22. Надевать выдуманные шляпы
  23. Придумайте связь между словами
  24. Ментальные карты
  25. Мозговой штурм
  26. Разделение с последующим объединением
  27. Вымышленный персонаж
  28. Возрастные аспекты креативности
  29. Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики
  30. Особенности креативной личности в исследованиях различных психологов
  31. Результат креативности

Что такое креативное мышление?

Единого определения творческого мышления не существует, но я считаю, что эта формулировка работает лучше всего: творческое мышление — это способность создавать ряд необычных и интересных идей, а затем использовать эти идеи для достижения определенного результата: создания нового продукта, услуги или улучшения существующих процессов. Креативное мышление особенно актуально для гибких команд, маркетологов, дизайнеров, директоров по персоналу и деловых партнеров.

Креативное мышление — это не хаос и непредсказуемость, с которыми часто ассоциируются творческие люди. Напротив, он помогает построить и организовать процесс генерации идеи. Большинство методик состоит из 4 этапов:

  • Подготовка: Сначала мы формулируем задачу / цель / проблему, собираем информацию о продукте, изучаем показатели, проводим интервью и при необходимости пытаемся сформулировать гипотезу.
  • Инкубация — это созревание идеи. Основываясь на прошлом опыте или материалах, собранных на этапе подготовки, наша идея уже начинает проявляться. В то же время на этом этапе участники часто начинают сопротивляться, когда они хотят уйти от проблемы, притворяться, что ее не существует.
  • Генерация идей: только на третьем этапе начинается творческая часть, когда мы ищем необычные идеи. В этот момент участники «включаются» и начинают генерировать одну идею за другой. Здесь главное — не критиковать идеи преждевременно.
  • Верификация — необходимо проверить наши разработки, проверить гипотезы и посмотреть, насколько быстро мы придем к желаемому результату и изначально поставленной цели. Я считаю, что это самый важный этап.

Бывает, что компания по какой-то причине не разрабатывает новый продукт или нет идей, как улучшить ту или иную услугу или показатель. В этих случаях они обращаются в творческие коллективы. Само по себе это неплохо. Но очень часто я слышу от команд, что желаемый результат не достигнут. На одном из занятий, которые я провел, сотрудники компании поделились со мной историей. Для решения конкретной задачи была привлечена внешняя творческая команда. Команда «креативно» составила список идей, но никто не знал, что делать дальше. Поэтому очень важно пройти все шаги, описанные выше, и прийти к результату, заявленному в начале, или, по крайней мере, создать прототипы и проверить гипотезы.

Творчество и креативность

Многие ошибочно полагают, что творчество и творчество — это одно и то же. В таком случае зачем было изобретать какое-то творчество, если есть творчество? Дело в том, что творчество — это процесс, а творчество — это умение (врожденное или развитое), которое помогает творить. В основном творческие люди — это художники, фотографы и писатели, которые достигли совершенства благодаря творчеству. Термин «креатив» больше подходит профессиям бизнеса: маркетолог, дизайнер, бренд-менеджер.

Следовательно, творчество более духовное и возвышенное, а творчество тяготеет к материальному. Также понятие креативности в бизнесе звучит несерьезно и даже немного обидно, но креативность — это похвала и высокая оценка результатов работы.

Важно! В современном мире слово креатив все больше смещается в сторону оригинального, нестандартного, а главное — создания чего-то нового.

доказано, что творчество напрямую зависит от того, как протекают психические процессы, соответственно этому явлению и понятию уделяется пристальное внимание психологи.

Креативное мышление в психологии

Психологи описывают креативность как устойчивую черту, определяющую степень таланта человека. Креативность, по мнению психологов, — это внутренний потенциал, который можно раскрыть и проявить, когда это необходимо для выполнения определенной задачи.

Абрахам Маслоу отметил, что творчество — это универсальное человеческое качество, которым обладают люди, стремящиеся к абсолютному раскрытию личных способностей. Творчество помогает человеку действовать не стереотипно, а творчески, а значит оригинально.

Психологи предлагают 10 критериев, которые помогают оценить степень творческих способностей человека.

  1. Каждый человек творческий. Психологи предлагают принять это утверждение как аксиому. Все дети в душе художники, но по мере взросления повседневная жизнь и жизненная проза оставляют свой след.
  2. Креативность — это реакция человека на жесткие конструкции и ограничения. Чем больше контролируют ребенка в детстве, тем более креативными он будет по мере взросления. Таким образом, человек выражает внутренний протест против запретов.
  3. Скука, однообразие бытия пробуждают творческие способности. Учтите, что чем незаметнее человек и его профессия, тем ярче может проявиться его творчество. Мозг устает от однообразия, рутины, требует новых впечатлений.
  4. Творчество вместе. Было показано, что в разных культурах дети с большей вероятностью вырастут творческими, поскольку им приходится приспосабливаться к разным нормам и правилам.
  5. Творчество появляется в пустоте, потому что ее нужно заполнить. Речь идет о пустоте в личной жизни, на работе, в эмоциях.

Интересный факт! Положите перед человеком чистый лист, творческий человек обязательно на нем что-нибудь нарисует или напишет, ведь чистый лист ему невыносимо.

  1. Обязательное условие для творчества — общение с людьми. Этот факт подтверждают многие представители творческих профессий. Творить можно только под влиянием других людей, их таланта, опыта.
  2. Творчество — это многозадачность. По-настоящему творческий человек способен удерживать в голове огромное количество информации и одновременно выполнять множество задач.
  3. Креативность — это способность взглянуть на задачу, ситуацию с другой точки зрения. Научитесь подвергать сомнению все, что вы видите, слышите, пытайтесь перевернуть даже очевидные истины.
  4. Творчество — это способность выходить за рамки. Вы решаете делать то, чего никогда раньше не делали бы, потому что творчество начинается именно там, где заканчиваются границы.
  5. Творчество похоже на гипноз. Истинное творчество способно увлечь массы. Революции создают творческие люди, которые могут влиять на сознание других людей.

Важно! Отличительные качества творческой личности: уровень IQ выше среднего, но не слишком высокий, гибкое мышление и главный жизненный принцип — креативность.

Зачем нужно креативное мышление

Психологи отмечают, что креативность — это гибкость мышления, благодаря которой человек может думать, видеть гораздо больше, чем нормальный человек, смелее выражать идеи и не следовать условностям и правилам. Конечно, при стандартном мышлении важные решения принимаются стереотипно, под влиянием стереотипов. В ситуациях, когда творчество поможет вам найти возможности, стандартное мышление увидит только препятствия.

Креативное мышление — своеобразный феномен, особый триггер для возбуждения. Чем больше нестандартное мышление, тем интереснее человеку находить как можно больше решений, а не следовать на первый план, который приходит ему в голову.

В повседневной жизни нам приходится принимать огромное количество решений, некоторым этот процесс кажется забавным, интересным, но есть люди, которым сложно принять решение. Если вы относитесь ко второй категории людей, развивайте творческие способности, и вскоре вы заметите, что ваше мышление становится гибким.

Важно! Креативность — это не просто современный тренд, а необходимая черта, с которой вы проживете более яркую, насыщенную и смелую жизнь.

Креативность в современном мире

В современном мире часто происходит подмена понятий. Дело в том, что слово творческий употребляется слишком часто и в результате приобрело несколько искаженное значение, что означает чушь, нелепость

необходимо четко понимать, что подмена понятий в данной ситуации может сыграть с вами злую шутку. Например, в странном платье человек будет выглядеть странно, безвкусно. Может быть, оригинально, но к творчеству это не имеет никакого отношения.

Важно! Часто творческий подход используется для оправдания неудачного наряда, стрижки, макияжа или подарка.

Структура креативности

Как и любой другой навык, креативность — это набор личностных качеств. Выделяют три группы индивидуально-психологических характеристик, обеспечивающих успех в творческой деятельности: познавательные, эмоциональные и волевые.

Когнитивный компонент

Cognito переводится с латинского как «познание», а познавательные способности связаны с развитием познавательных процессов, которые занимают главное место в структуре творчества. К ним, в первую очередь, относится особый тип мышления творческих людей.

Творческое мышление

Дж. Гилфорд назвал мышление, лежащее в основе расходящихся творческих способностей (направленных в разные стороны), Э де Боно — боковым (боковым) или нестандартным, Т. Бузан — лучезарным. Несмотря на различие терминов, суть этого мышления одна и та же: оно нелинейно, в отличие от однонаправленной, строгой и упорядоченной логики.

Креативное мышление также отличается рядом характеристик, которые позволяют людям, обладающим им, принимать нестандартные решения и воплощать оригинальные идеи в жизнь.

  • Оригинальность — это не только умение находить новые решения и создавать новые образы, но и необходимость в этом, а также нестандартность мышления.
  • Дивергенция — это способность видеть разные сценарии и способы решения проблем.
  • Гибкость — это способность переходить от одной проблемы к другой, искать ответы в разных областях знаний, что делает мыслительный процесс более эффективным.
  • Быстрота: высокая скорость мысли и психических реакций в целом.
  • Ассоциативность — это способность создавать связи-ассоциации между различными блоками информации и областями знаний, включать неожиданные образы и идеи в мыслительный процесс.
  • Образы: преобладание и развитие образного мышления; не логические концепции доминируют в творчестве, а образы, именно в такой форме рождаются новые идеи.

Сочетание этих качеств создает особый образ мышления, присущий творческим людям. Это кажется странным, нелогичным, но эффективным при столкновении со сложной проблемой, требующей творческого подхода. Именно поэтому творческим людям часто бывает сложно решать тестовые задания на уровень интеллекта, так как эти задания предполагают одно, единственно правильное решение. Креатив видит несколько решений и сталкивается с проблемой выбора.

Воображение

Другой важный познавательный процесс в структуре познавательного компонента творчества — воображение. Как процесс создания новых образов он считается основой творчества, его внутренним стержнем. Воображение позволяет человеку комбинировать элементы своего опыта, создавая совершенно новые конструкции, наделенные оригинальными свойствами и качествами. Никакая творческая деятельность невозможна без развитого воображения.

Восприятие, внимание и память

Чрезмерная безопасность

Другие познавательные процессы также играют важную роль, поскольку они обеспечивают получение и хранение информации, материала, необходимого для творчества. Можно даже говорить об особом виде творческого восприятия, которое позволяет творчеству заглядывать в окружающий мир, чего не замечают люди с низким уровнем творческих способностей.

В психологии есть такое понятие, как чувствительность, то есть чувствительность к внешним раздражителям или воздействиям. Высокая чувствительность — часть творчества. Креативщики способны воспринимать мельчайшие изменения в окружающем мире: они видят множество оттенков цвета, слышат нюансы звуков, замечают изменения настроения окружающих людей. Творческие люди открыты для любых новых знаний, исходящих из внешнего мира или рожденных их собственным мышлением. Такая чувствительность во многом врожденная и связана с особенностями процессов высшей нервной деятельности. Но при желании можно развить чувствительность, если знать, что и как развиваться.

Эмоциональный компонент

Творчество не ограничивается познавательной сферой. Творчество — это не просто творческое мышление, особое восприятие мира и развитое воображение. Познавательные процессы создают потенциал, возможность для творчества, но добьется ли человек успеха в каком-либо виде творческой деятельности, во многом зависит от его эмоциональных и волевых качеств.

С точки зрения эмоциональной сферы творческие люди отличаются следующими индивидуальными особенностями:

  • высокий эмоциональный тонус и позитивный настрой;
  • яркость и сила эмоций, позволяющая говорить о творцах как о людях с горящим сердцем;
  • принятие мира и себя в этом мире, что, в свою очередь, приводит к высокой самооценке;
  • умение использовать творческую деятельность как «лекарство» от плохого настроения, хандры и упадка сил;
  • позиция активной жизни, непримиримость в отстаивании своей точки зрения, настойчивость и даже упрямство.

Сильные эмоции поддерживают высокий уровень активности творческих личностей, позволяют им выделиться из толпы, делают их жизнь яркой, яркой и разнообразной. Но с другой стороны, постоянная высокая активность и накал эмоций создают опасность «истощения», перегрузки нервной системы и своеобразного отката, что часто выражается в апатии и даже депрессии. К сожалению, это случается с творческими личностями, если они не знают методов расслабления, снятия эмоционального напряжения.

Также очень важно развитие волевых качеств, играющих значительную роль в регуляции творческой деятельности.

Волевой компонент

Волевые черты личности в структуре творческих способностей выполняют две функции: стимулирующую и тормозящую. Стимул проявляется в поддержании активности, необходимой для реализации творческого замысла. Мало найти оригинальное решение, его еще нужно воплотить в жизнь.

Какой бы «шедевральной» ни была идея художника или скульптора, она станет произведением искусства только в результате упорного труда художника. В голове рождается гениальная книга, но она станет доступна читателям только после многих дней и ночей напряженного труда, после того, как писатель продемонстрирует издателю необходимость опубликовать свой шедевр, и книга будет отредактирована, составлена ​​и напечатана. Каким бы важным ни было изобретение, оно не станет реальностью и не будет доступно людям, если ученый или дизайнер не приложит усилий.

Никто никогда не узнает, сколько великих изобретений и гениальных произведений искусства осталось «на диване», не воплотившись в реальность, потому что их создатель поленился это сделать.

Здесь для активизации производственной деятельности, направленной на реализацию задуманного, требуются волевые качества:

  • независимость;
  • инициатива;
  • определение;
  • самоуверенность;
  • упорство;
  • упорство.

Умение и желание добиться успеха, несмотря на трудности, недоверие и скептицизм окружающих — вот что отличает творческих людей и без чего невозможна продуктивная творческая деятельность. Ведь творчество — это создание чего-то нового, а новое всегда воспринимается с недоверием. Это консервативный характер общества, и этот консерватизм и инерция полностью оправданы, поскольку новое не всегда безопасно.

Природа креативности

Творчество — это особенность умственной деятельности, которая порождает совершенно новые и уникальные идеи. Творческое мышление — это способность мыслить творчески, творчески.

Умение увидеть проблемную ситуацию нестандартно, с новой стороны, под другим углом говорит о том, что человек использует творческий подход в мышлении. Творческое мышление лежит в основе творческого процесса.

Если у человека есть врожденный талант, креативность определяется генетически и физиологически. Творческий человек всегда мыслит творчески. Творчество и творчество сочетаются в личности и обусловливают друг друга.

Традиционно способность мыслить нестандартно и творчески определяется как функция правого полушария мозга. Если правое полушарие преобладает над левым, человек имеет тип мышления правого полушария, называемый «художник».

В детстве, когда нормы, правила, образцы и стандарты мышления еще не усвоены, люди думают творчески. У детей хорошо развито внимание, воображение, смекалка. Они изобретатели и провидцы. В зрелом возрасте люди с большей вероятностью будут копировать и воспроизводить существующие идеи, отказываясь от собственных.

Взрослым необходимо активировать творческое мышление, часто подавляемое логикой, чтобы обнаружить и реализовать скрытый личный потенциал.

Творчество помогает в личной жизни справиться с трудностями и кризисными этапами, в профессии — стать успешным и востребованным специалистом.

Креативное мышление обязательно для специалистов в области искусства и культуры и ценится в других сферах человеческой деятельности.

В сферах жизни, где существует конкуренция, творчество ценится как возможность выгодно выделиться, найти нужную нишу в обществе. Его прописывают в учебной программе, отзывах, рекомендациях, при составлении психологического портрета как важный личностный признак.

Творческое творчество прогрессивно, конструктивно и позитивно. Результатом творческого процесса являются открытия, изобретения и предложения по рационализации.

Как креативное мышление помогает бизнесу?

Товар или услуга должны быть полезны покупателю. Креативное мышление, на мой взгляд, помогает взглянуть на вещи с другой точки зрения, узнать мнение других людей и на основе этих мнений найти новое решение, создать продукт или услугу, учитывающую потребности клиента или выйти на новый рынок с инновационным решением. Для этого существует несколько методологий и приемов.

Как развить креативность: советы и упражнения

Вот несколько простых советов и упражнений, которые помогут развить творческие способности и перейти на новый уровень восприятия реальности.

Будьте азартны

Я не говорю о том азарте, который заставляет человека тратить все свои деньги в казино. Это положительная страсть, которая помогает относиться к жизни как к увлекательному занятию. Человек с такой страстью с интересом и любопытством воспринимает жизнь, принимает все ее вызовы, не поддается препятствиям. Любая проблема для него — это возможность проверить свои силы на прочность.

Вы должны любить процесс поиска решения проблем, находя в нем прелесть. Не поддавайтесь отчаянию, но почувствуйте побуждение и приятное волнение от возможности принять вызов. Именно такое отношение поможет раскрыть ваши творческие способности, которые будут расти с каждой встречей с проблемами.

Укротите внутреннего критика

Внутренний критик — главный убийца оригинальных нестандартных идей в сочетании с ленью и медлительностью. Если вы хотите развить творческие способности, вы должны научиться отключать его или, по крайней мере, делать его менее жестким.

Помните, любая новая идея поначалу может показаться абсурдной. Так устроен наш мозг! Он неисправимый консерватор. Всегда старайтесь идти по пути наименьшего сопротивления и экономить силы и время.

Поначалу игнорируйте его сварливое урчание при каждой попытке сделать что-то нестандартное. Со временем мозг убедится, что ваши идеи не так уж плохи и имеют право на жизнь, и будет гораздо меньше роптать.

Укротите своего внутреннего критика

Ищите несколько способов решения проблем

Никогда не ограничивайте себя одним вариантом решения проблемы, а постарайтесь найти хотя бы 2-3. Этот совет применим не только к некоторым интеллектуальным занятиям, но и к повседневным домашним делам.

Например, нужно расставить мебель в комнате так, чтобы было удобно и эстетично. Даже когда вы найдете идеальный, с вашей точки зрения, вариант, не торопитесь его реализовывать. Попробуйте придумать еще несколько, чтобы у вас было из чего выбирать.

Эта привычка станет отличной отправной точкой для развития творческих способностей. С каждым разом решения будут более уместными и продуманными. Ваш мозг вырвется из оков критичности, и вы начнете ему больше доверять.

Ищите необычное в обыденных вещах

Научитесь всегда смотреть на мир новыми глазами. Как будто вы были маленьким ребенком и только начинаете его узнавать. Обратите внимание на детали, которые ранее были скрыты от вашего взгляда, загляните за экран знакомых вещей и ищите в них маленькие секреты, о которых мало кто знает.

Не позволяйте рутине поглотить вас и превратить в робота. Немедленно отведите глаза от экрана и осмотритесь. Остановите взгляд на конкретном объекте и внимательно его осмотрите. Что вы можете сказать о нем интересного? Может быть, у него необычная причудливая форма или интересный цвет? Или это напоминает вам какое-то экзотическое животное? Проявите неподдельный интерес и немного фантазии — вы обязательно найдете то, что привлечет ваше внимание.

Расширяйте кругозор

очень полезно наполнять мозг новой информацией. Знания — это пища для творчества. Чтобы создать что-то качественно новое, нужен необходимый материал. Какими бы революционными ни были идеи и решения, они основаны на предыдущем опыте, который необходимо учитывать.

Так что начните интересоваться чем-то новым. Это может быть информация, имеющая непосредственное отношение к вашей сфере деятельности, или это могут быть просто знания, которые вас интересуют. Читайте книги, смотрите образовательные программы, общайтесь с умными и эрудированными людьми. Наполните свой интеллектуальный сосуд знаниями, и через некоторое время он начнет хлестать новыми идеями.

Упражнения на развитие креативности

Разработаны многочисленные упражнения для формирования творческого мышления. Мы расскажем о самых эффективных. Все они представлены в простой и игровой форме.

Сочинить историю из ограниченного количества слов

Напишите на листе бумаги несколько слов, которые не следует определять в каком-либо определенном порядке. Составьте рассказ, стихотворение, используя только эти слова. Ограничение ресурса позволит подсознанию искать нестандартные способы употребления слов. Если история окажется немного похожей на реальность, то это нормально и даже приветствуется.

Придумать нетипичное применение обычному предмету

Бери что угодно. Представьте, как вы можете использовать его не по прямому назначению. Например, чашка. Он может стать ковшиком, подставкой для ручки, кашпо для небольшого цветка. Открытой стороной чашки можно вырезать круги на тесте для лепки мантов, обвести его, чтобы нарисовать ровный круг, и т.д. Таким образом мы учимся смотреть на предметы и явления с необычного ракурса.

Игра в слова-перевертыши

Находясь на открытом пространстве по ходу движения, произносите название увиденных вами предметов «туда-сюда». Таким образом, «дерево» превратится в «овер», а «бабочка» — в «акчобаб». Кроме того, вы также можете произносить не отдельные слова, а целые предложения. Подсознание закрепит умение оценивать предметы с противоположной стороны.

Надевать выдуманные шляпы

Представьте, что у вас есть несколько шляп разного цвета. Сначала подумайте о проблеме или занятии. Представьте себе белую шляпу — четко проанализируйте проблему, включая логику и интеллект. Смените шляпу на красную — вы сможете дать волю эмоциям, связанным с рассматриваемой проблемой. Зеленым — выдавать новые идеи, желтым — искать только положительное, черным — отрицательное. Итак, давайте узнаем, как исследовать проблему разными методами.

Придумайте связь между словами

Найдите два слова, которые напрямую не связаны друг с другом. Например, кровать и лобстер. Подумайте, как связать их в одно предложение, что может быть общим. Мы учимся соединять вещи, которые на первый взгляд не связаны между собой. В этом примере мы можем предположить, что омар является товарным знаком производителя мебели, изготовившего кровать, и что его логотип размещен на боковой стороне продукта для отдыха.

Ментальные карты

Суть метода в том, что ключевое слово помещается в центр листа бумаги. Все ассоциации, связанные с ним, размещены в виде ответвлений, идущих от центра. Это могут быть слова или любое графическое изображение — таблицы, диаграммы. Ассоциативные связи также составляют второстепенные понятия. Изображение остается в памяти надолго.

Мозговой штурм

Широко используемый метод развития коллективного творчества. Его суть — разделить порождение идей и процесс их анализа. Некоторые участники придумывают самые смелые идеи для решения проблемы. Другие люди анализируют предложения, критикуют, предлагают изменения.

Разделение с последующим объединением

Изучаемая вещь или явление разбивается на составные части. Каждому из этих компонентов присваиваются отдельные характеристики, затем из них формируется новый объект. Например, разноцветный треугольник можно сложить из квадрата с двумя синими и двумя красными сторонами.

Вымышленный персонаж

Выбирая решение, мы руководствуемся своими знаниями и опытом, судим «по собственной колокольне». Вы можете на время стать одним из любимых героев сказок или фильмов — Красной Шапочкой или Д. Бондом и подумать, в каком направлении будут думать эти персонажи. Таким образом, вы можете избавиться от существующих стереотипов мышления.

Перечисленные приемы можно использовать без ограничений в любое свободное время. При регулярном обучении уровень креативности значительно повышается, и человек сможет добиться серьезных успехов в своем деле.

Возрастные аспекты креативности

Согласно исследованию, большинство значимых открытий совершает молодежь, наименее значимые исследования принадлежат людям среднего возраста. К таким выводам специалисты пришли на основе анализа статистики конца 1960-х годов.

Означает ли это, что человек старше 30 лет больше не может вести конструктивную, творческую продуктивную деятельность и получать общепризнанный качественный результат? Очевидно нет.

При этом необходимо иметь в виду несколько моментов, касающихся возрастного изменения акцентов творческого потенциала человека, его творческих способностей.

В молодые годы люди склонны больше рисковать, импровизировать. По мере накопления опыта склонность к переживаниям угасает, ослабевает. Достаточно немного сместить волевую составляющую, чтобы вернуться на уровень «молодого» мышления. Это может быть сложно, особенно в более поздние годы. Вопрос выбора и индивидуальной готовности, открытости ко всему новому.

В средние годы человек накапливает большой опыт, но в определенном случае он также может ему мешать. Например, если есть необходимость решить определенную проблему, человек будет полагаться на то, что он уже знает, не пытаясь найти новые пути и подходы. В этом отношении у молодежи есть преимущество. Следовательно, взрослые люди должны научиться отбрасывать собственные шаблоны и шаблоны мышления, смотреть на ситуацию с разных сторон.

Аспекты, связанные с возрастом творчества, также определяются волевым компонентом. Молодые люди более мотивированы. Они хотят добиться больших результатов, чем люди преклонного возраста. Вы можете мотивировать себя в любой момент, это вопрос возможностей и того, чего вы действительно хотите достичь.

Таким образом, можно сказать, что утверждения о постепенном снижении «степени» творческих способностей — не более чем миф. Интеллектуальные способности сохраняются и развиваются на протяжении всей жизни. А также эмоционально-волевая сфера.

Как проверить собственный уровень креативности? Тестирования и методы самодиагностики

Креативность проявляется в умении необычным образом решать, казалось бы, тривиальные задачи. Также в умении делать новые и оригинальные выводы по конкретным темам и вопросам. Тестирование таких навыков не может быть простым, не может быть сухих вопросов, так как они не оценивают огромный уровень личных навыков и качеств.

Для диагностики творческих способностей психологи используют ряд специализированных тестов. Чаще всего используется тест на мышление и креативность Торранса. Есть несколько вариантов этого. Основная форма — трехэтапная проверка.

В первом тесте испытуемому предлагается контурная фигура. На листе бумаги нарисован овал. Один человек переносит простую форму на цветную бумагу (произвольный цвет на усмотрение испытуемого). Это вырезает. Далее нужно составить полноценную композицию, дать ей название. Возможен и более простой вариант, рисунок интегрируется прямо на лист. По мнению опрошенных, необходимо восполнить недостающие компоненты.

Второй тест касается связности мышления. Предоставляется группа изображений. На каждом изображены линии, составляющие определенную последовательность. Задача состоит в том, чтобы завершить эти последовательности таким образом, чтобы получить целостное и узнаваемое изображение.

В третьем тесте в качестве стимулирующего материала предлагается 30 параллельных вертикальных линий одинакового размера. Они расположены через равные промежутки времени. Задача испытуемого — использовать каждую из этих линий для небольшого рисунка. Важно, чтобы рисунки не повторялись на всех 30 итерациях. В противном случае окончательный результат будет уменьшен.

Задания выполняются в строгом или удобном порядке, на усмотрение психолога, проводящего диагностику.

Устный перевод выполняет специалист. В итоге за работу дается одно очко. По результатам можно говорить о разных уровнях развития творческих способностей:

  • крайне низкий;
  • короткая;
  • немного ниже нормы;
  • средний (норма);
  • выше нормы;
  • высокий;
  • отличный.

Учитываются не только эти ответы, но и скорость выполнения заданий, уверенность в их выполнении.

При этом следует учитывать, что неудовлетворительные результаты можно исправить, так как креативность — это развитый навык. Его можно обучить. Для его развития имеет смысл сделать несколько упражнений.

Особенности креативной личности в исследованиях различных психологов

Характеристики творческой личности:

  1. Расплывчатое внимание: подразумевается, что творческий человек способен одновременно поддерживать несколько элементов в своем поле внимания и при этом эффективно и продуктивно работать с ними, совмещать, комбинировать и т.д.

  2. Наличие в человеке одновременно нескольких противоположных характеристик. Например, крайняя дисциплина и игривость; безответственность и большая ответственность; скромность и гордость и т д.

  3. Владение методами перестройки и трансформации, которые взаимосвязаны с индивидуальными особенностями человека. В связи с этим эти методы проявляются у каждого человека по-своему, имеют свою специфику и ряд особенностей.

  4. Возможность нестандартно модифицировать структуру информации, поступающей извне, подвергать ее внутреннему анализу и обработке, путем формирования аналогий и соединения выявленных концептуальных пробелов.

  5. Переформулировка проблемы. Творческий человек, получив определенное задание или попав в проблемную ситуацию, не только ее воспринимает, но и переформулирует возникшую проблему с целью скорейшего и нестандартного решения.

  6. Использование имеющихся знаний, образов и воспоминаний для решения. Однако в этом случае творческая личность не ограничивается использованием имеющихся знаний и образов, их предварительной обработкой и адаптацией к условиям проблемной ситуации. Таким образом, создаются новые методы и средства, отличные от существующих стандартных.

  7. Использование невербальных образов мышления в процессе разработки методов и средств, направленных на решение конкретной ситуации (проблемы, вопроса и т.д.).

В целом творческий процесс требует внутреннего напряжения, которое может проявляться тремя способами:

  • в конфликте между традиционным и новым на каждом этапе творческого процесса;
  • в самих идеях, в различных предусмотренных решениях или продуктах;
  • он может возникать между хаосом неопределенности и желанием перейти на более высокий уровень организации и эффективности в рамках отдельного человека или общества в целом.

Возможно, все три вида стресса возникают на разных этапах творческого процесса

Результат креативности

результат творчества

Конечным продуктом творческого мышления является идея. Его можно представить в виде ответа, решения, гипотезы, предположения или предположения, но независимо от ситуации, в которой возникла задача, а также формы и содержания конечного результата, это идея. Основа для дальнейшая оценка его соответствия данной ситуации, анализ рисков и выгод и последующая реализация.

В процессе генерации идей не обязательно, чтобы каждая из них была правильной. Творческий подход к мозговому штурму направлен на то, чтобы предложить как можно больше идей за определенный период времени, надеясь, что в конечном итоге среди них найдется подходящая. Также следует помнить, что хорошие идеи обычно не приходят в голову сразу, а это означает, что процесс генерации идеи должен растягиваться во времени (день / неделя / месяц) и проходить в несколько этапов, как минимум, в два, а лучше три.

При этом также стоит понимать, что назначение максимального количества идей должно быть обдуманным и осознанным. Ассоциативное соединение множества абстрактных понятий без смысла и содержания — пустая трата времени. Объединение понятий должно быть существенно мотивировано, отражая объективные и логически связанные отношения явлений, лежащих в основе этих понятий. Это соответствие — один из основных критериев отбора идей.

Еще один критерий отбора — масштаб идеи, которая увлекательна и иллюстрирует множество различных фактов. Чаще всего наиболее оригинальными и плодотворными являются идеи, описывающие свойства сопряженных понятий с новой точки зрения, еще не изученной. Важную роль в оценке идеи играет ее глубина. Этот индикатор описывает взаимосвязь между объектами или их свойствами, которые не находятся на поверхности и не очевидны, но требуют для их идентификации углубления сущности процессов. Идеи, прошедшие эти критерии отбора, как правило, оказываются наиболее уникальными, оригинальными и нестандартными, что в конечном итоге является причиной их реализации.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://vc.ru/skillfactory/188302-kreativnoe-myshlenie-v-biznese-zachem-ono-nuzhno-i-kakie-zadachi-pomogaet-reshit
  • https://razvivaysebya.ru/samorazvitie/chto-takoe-kreativnoe-myshlenie-i-kak-ego-razvit
  • https://psychologist.tips/3342-kreativnost-chto-eto-takoe-uprazhneniya-dlya-razvitiya-kreativnosti.html
  • https://sunmag.me/sovety/23-03-2014-kreativnost.html
  • https://iklife.ru/samorazvitie/chto-takoe-kreativnost.html
  • https://PsyLogik.ru/70-kreativnost.html
  • https://ponervam.ru/kreativnost.html
  • https://spravochnick.ru/psihologiya/psihologicheskie_osobennosti_kreativnosti_lichnosti/
  • https://crusfit.com/kreativnost-i-divergentnoe-myshlenie/

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
Как научиться быстро читать: упражнения и приемы для тренировки скорочтения
Следующая запись
Среднее образование — что это такое, общее полное (неполное), профессиональное и специальное