google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y

Методы и способы эффективного запоминания информация

Содержание
  1. Сколько можно запомнить и почему человек забывает
  2. Что нужно знать об устройстве памяти
  3. Способы запоминания информации
  4. Преднамеренное и непреднамеренное запоминание
  5. Механическое, аналитическое и мнемоническое запоминание
  6. Запомнить всё: общие рекомендации
  7. Поймите значения
  8. Повторяйте правильно
  9. Алгоритм «Воронка»
  10. Интервальное повторение
  11. Настройтесь на позитив
  12. Что такое мнемотехника
  13. Зачем нужна мнемотехника
  14. Виды
  15. Народная
  16. Классическая
  17. Педагогическая
  18. Цирковая
  19. Спортивная
  20. Современная
  21. Методы
  22. Цифро-буквенный алфавит
  23. Буквенно-цифровой код
  24. Упражнения для детей и подростков
  25. Метод историй
  26. Метод “Цепочка”
  27. Метод Цицерона
  28. Советы психологов
  29. Совет №1. Следите за питанием
  30. Совет №2. Занимайтесь спортом
  31. Совет №3. Избегайте перегрузок
  32. Совет №4. Заботьтесь о здоровье
  33. Совет №5.Откажитесь от вредных привычек
  34. Совет №6. Читайте бумажные книги
  35. Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания
  36. Викиум
  37. Битрейника
  38. BrainApps
  39. 4Brain
  40. Лучшие книги по мнемотехнике
  41. Заключение

Сколько можно запомнить и почему человек забывает

Есть два типа памяти: кратковременная и долговременная. Объем обоих варьируется от человека к человеку. В среднем информация в кратковременной памяти сохраняется не более 30 секунд.

Срок хранения информации в долговременной памяти зависит от того, как часто человек обращается к определенным воспоминаниям. Если какая-то информация «собирает пыль», нейронные связи, отвечающие за эту память, ослабляются и разрушаются, и данные забываются. Это естественный процесс.

У некоторых людей очень короткая память, на это влияет ряд факторов:

  • Отсутствие интеллектуальной подготовки;
  • Случайность поступающей информации;
  • Усталость и стрессовая жизнь;
  • Отсутствие личной заинтересованности в полученной информации;
  • Неуверенность в себе (говоря «У меня плохая память, что тут поделаешь?», Человек даже не пытается запомнить новый материал).

А теперь выделим несколько интересных фактов о памяти:

  1. За один раз мы можем запомнить от 5 до 9 единиц информации: число, слово, изображение и т.д. Правда, за 1 единицу принимается только то, что вам знакомо. Если вы слышите слово впервые, для его запоминания потребуется гораздо больше ресурсов, то есть его можно рассматривать как большее количество единиц. К такому выводу пришел психолог из Гарварда Джордж Миллер (1957). Он провел эксперимент по запоминанию чисел, слов и букв на учениках и обнаружил, что человек может запоминать от 5 до 9 единиц за раз.
  2. Забыть, как и вспомнить, — это естественный процесс. Мы забываем то, что нам не интересно, не важно для нас (Ольга Ивашкина, нейробиолог НИЦ «Курчатовский институт», 2019).
  3. Люди запоминают от 1000 до 10000000 лиц, в среднем 5000. Это было обнаружено психологами из Йоркского университета после эксперимента (2018).
  4. Если сравнить объем памяти человека с объемом памяти компьютера, то он равен одному миллиону гигабайт (данные Института биологических исследований Дж. Солка, Калифорния, 2018). Оказывается, человек может вспомнить буквально тысячи книг, фильмов, событий, языков и т.д. Почему же тогда мы с таким трудом запоминаем номер телефона и забываем дни рождения друзей? Это касается активности нейронов и количества нейронных связей. Если набор нейронов у всех людей примерно одинаков (около 100 миллиардов нейронов), то количество и качество связей различны.
  5. Человеческий мозг может сосредоточиться на 4 задачах одновременно — не более (Нельсон Коуэн, психолог из Университета Миссури-Колумбия, 2008).

Возможности хранения ограничены, и это не решается? Очевидно нет. Мы можем запомнить больше информации, если будем использовать все 4 канала восприятия: кинестетический, слуховой, цифровой и визуальный.

Кроме того, важно учитывать, что первые три представляют только 10% успеха, и мы запоминаем 90% информации благодаря визуальному представлению. Поэтому так важно сопровождать текст наглядным материалом: схемами, таблицами, изображениями, схемами и так далее

Однако при этом важно учитывать индивидуальные особенности человека.

Вы, наверное, слышали, что в зависимости от преобладающего типа восприятия люди делятся на кинестетические, зрительные, слуховые и цифровые. Однако эти типы почти никогда не встречаются в чистом виде, поэтому сохранение через изображения остается столь популярным.

Есть целая наука запоминания, основанная на зрительном восприятии: мнемоника. Ниже мы поговорим о мнемонике, а пока разберем общие способы хранения информации.

Людей с исключительным объемом памяти называют гипермнемониками. Эти люди очень подробно помнят каждую секунду своей жизни. Сам синдром называется гипермнезией и относится к заболеваниям, нарушениям памяти.

Что нужно знать об устройстве памяти

Память — сложная психическая функция, с помощью которой мы приобретаем новые знания и приобретаем практический опыт. Наш мир никогда бы не стал таким, каким мы его видим, без невероятных возможностей нашей памяти.

Ученые подсчитали, что объем человеческой памяти составляет порядка тысячи терабайт. В то же время мозгу требуется всего 20 ватт энергии для обработки всей информации. Это делает его наиболее энергоэффективным местом для хранения информации.

Память включает в себя несколько связанных процессов, в которых задействованы разные области мозга:

  1. Храните новую информацию и интегрируйте ее в общую систему ассоциативных ссылок.
  2. Долговременное хранение в памяти.
  3. Воспроизведение материала без изменений по мере необходимости.
  4. По мнению мозга, забвение бесполезной и не относящейся к делу информации.

Все эти процессы мы подробно рассмотрим в статье «Как развить память», а теперь остановимся на запоминании.

Запоминание — первое звено в этой длинной цепи. Любые ошибки и препятствия на этом этапе сводят на нет всю последующую мозговую работу. Как выглядит этот процесс изнутри?

Любая информация, воспринимаемая мозгом, вызывает реакцию нервной системы. Нейроны (определенные клетки мозга) возбуждаются и начинают обмениваться электронными импульсами. Проходя по нервным волокнам, эти импульсы оставляют следы и образуют нервные пути. Большинство из них впоследствии рушатся, оставляя только тех, кому удалось закрепиться.

Фиксация происходит в двух случаях: если раздражитель был очень сильным и если сигналы проходили по этому пути много раз подряд. В первом случае активируется так называемое стрессовое запоминание, во втором — многократное повторение.

Наша задача — убедиться, что нейронные пути исправлены как можно быстрее и с наименьшим потреблением энергии. Для этого вам нужно знать некоторые характеристики памяти и использовать их в своих интересах.

Способы запоминания информации

Мы уже подробно рассказывали о типах памяти, а теперь выясним, из каких «мускулов» она состоит и как работает.

Преднамеренное и непреднамеренное запоминание

Другими словами, произвольная или непроизвольная память. Единственная разница в том, что произвольная память подчиняется нашей воле, когда мы заставляем себя что-то вспомнить, а непроизвольная память автоматически записывает информацию, и вам не нужно прилагать никаких усилий.

Работа непроизвольной памяти особенно отчетливо прослеживается в детских воспоминаниях: мы часто отчетливо помним какие-то незначительные эпизоды, но не помним действительно важные события.

Для того, чтобы ваша память функционировала бесперебойно, важно точно понимать, как происходят все процессы запоминания, а также овладевать специальными приемами и правильно их тренировать.

Зачем нужна мнемоника

Механическое, аналитическое и мнемоническое запоминание

Давайте рассмотрим три основных способа хранения информации.

Механический

Это запоминание через многократное повторение. Та же зубрежка, которая до сих пор очень распространена в школе и которую мы автоматически применяем при дальнейшем обучении: в университете или на курсах.

Несмотря на распространенность, этот метод не самый эффективный, так как занимает неоправданно много времени и не обеспечивает действительно длительного запоминания.

именно благодаря зубрежке школьный опыт оставил у нас негативное отношение к любой учебе. Вспомните, например, как сложно было выучить иностранные слова, как сложно было вывести их в разговорной речи и как быстро они стирались из памяти без практики. Неудивительно, что идея выучить английский во взрослом возрасте вызывает меньше энтузиазма, мягко говоря. Но просто замените зубрежку более эффективным способом запоминания — мнемоникой — и нам сам процесс начнет нравиться.

Мнемонический

Это запоминание основано на уже имеющейся в голове информации, большей частью образной.

Чтобы запомнить новый мнемонический термин, необходимо связать его с ярким и запоминающимся образом, который будет ассоциироваться со звуком. То есть посредством визуализации связать название термина с его содержанием.

Например, чтобы знать, что такое синоним, и никогда не путать его с антонимами или омонимами, представьте, что синонимы — это подруги, сидящие рядом с ними на стульях и держащиеся за руки. Слова близкие по значению (дружеские), но разные по звучанию.

Он связывает ANTOonyms с образом ANTO из детского стишка, который всегда сопротивляется предложению пойти и выкопать картошку. Так что будем помнить, что это слова противоположного значения.

А ОМОН — это ребята из ОМОНа, которые в камуфляже выглядят одинаково, даже если они разные люди. Слова, которые звучат одинаково, но различаются по значению.

В отличие от зубрежки, мнемоническое хранилище увеличивает объем и скорость хранения на порядки, то есть в десятки и даже сотни раз.

Аналитический

Это запоминание, когда необходимо углубить содержание материала, проанализировать его.

Метод предполагает необходимость разработать план, выделить микротемы, понять взаимосвязь логических блоков: это работа интеллекта при аналитическом запоминании. Так мы обычно учим теоретическую часть абзацев.

Запомнить всё: общие рекомендации

Если вы сталкиваетесь с большим объемом информации в школе или на работе и вам необходимо постоянно держать эти данные в голове, есть способы добавить несколько гигабайт памяти в ваш мозг.

Поймите значения

Согласно «кривой забывания», составленной немецким психологом Германом Эббингаусом, период удержания новой информации в мозгу человека при механическом запоминании непонятно мал. Через час можно запомнить только 60% из того, что было изучено, через 10 часов — 35%, а через неделю — не более 20%.

Важная информация загружается в долговременную память и, следовательно, сохраняется намного дольше, особенно если периодически повторяться правильно.

Повторяйте правильно

Существует универсальный алгоритм повторения информации, который состоит из 3-х этапов:

  1. Загрузка. Цель этапа — создать сильнейшую нейронную связь, повторяя небольшой объем: в среднем 5 единиц информации подряд, до тех пор, пока следующее и предыдущее повторения не сравняются по скорости.
  2. Анкеровка. Фаза — это регулярное повторение информации в течение недели. Задача — выйти на максимальную скорость и удерживать ее 7 дней, каждый раз увеличивая время до следующего повторения. Его необходимо повторить так же, как и на этапе запуска.
  3. Сохранение. Основная задача — периодически повторять информацию, чтобы скорость не падала.

Подробный алгоритм правильного повторения информации вы узнаете из этого видео.

Алгоритм «Воронка»

При повторении информации разделите ее на 2 типа:

  • легко запомнить;
  • не вспомнил или вспомнил хуже.

По такому принципу удобно запоминать иностранные слова. Если вы пользуетесь карточками (подробный алгоритм описан в статье), то при втором повторении разделите их на 2 стопки: те слова, которые запоминались моментально, и те, которые запоминались чуть медленнее или не запоминались вовсе. Приходится работать с каждой группой отдельно, часто в точности повторяя сложные «карточки.

Воронка делает повторение проще и эффективнее, поэтому, имея большой объем информации, вы захотите это сделать.

Интервальное повторение

При регулярных повторениях через определенные промежутки времени мы вспоминаем материал один раз через определенные промежутки времени. Но эти диапазоны подходят не всем — у каждого человека свои особенности памяти.

Представьте, что вам нужно вскипятить воду. Вряд ли вы будете включать и выключать газ через равные промежутки времени: через 2 минуты, потом через 10, потом через 15. Лучше сразу вскипятить воду и поддерживать температуру.

Аналогичная ситуация и с нейронными связями: промежутки просто мешают им быстрее закрепиться. Когда нейронные связи сильны, информация медленнее забывается и быстрее воспроизводится в памяти. Потому что мы помним знаменитую фразу «Мороз и солнце, день чудесный!» Все это работа сильных нейронных связей.

Поэтому его следует повторять до тех пор, пока скорость воспроизведения материала не перестанет увеличиваться, то есть время последних 4-5 повторов будет примерно одинаковым. Интервалы между предыдущим и следующим повторением следует постепенно увеличивать, а скорость воспроизведения всегда должна быть максимальной. Через некоторое время вы все быстрее и быстрее будете вспоминать то, что вы узнали.

Важно: с каждым новым циклом повторов следите за тем, чтобы скорость воспроизведения не снижалась.

Настройтесь на позитив

Как ни странно, наше отношение и мысли напрямую влияют на процесс. Если вы сначала постоянно говорите себе: «Я никогда не смогу этому научиться» или «Я никогда не смогу это сделать», маловероятно, что вы достигнете цели. Постарайтесь использовать только положительные утверждения, чтобы запрограммировать свой мозг на работу и достижение отличных результатов.

Скажите себе: «Я все запомню!», «У меня хорошая память, и я легко могу повторить этот непростой абзац». Дайте понять, что каким-то образом у вас все получится.

Что такое мнемотехника

Мнемоника, или мнемоника, — это метод эффективного запоминания информации, основанный на построении ассоциаций. Например, нелегко запомнить последовательность планет в солнечной системе. Но если вы выучите простой счет, где каждое слово связано с определенным небесным телом, задача не станет такой сложной.

«Все мы знаем: мама Юлии с утра сидела на таблетках» — Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Есть много разных мнемонических приемов. Само слово «мнемоника» является древнегреческим (μνημονικόν — искусство запоминания), но римляне первыми записали большинство методов запоминания. До нас дошел анонимный трактат на латинском языке «Rhetoric for Erennium», написанный в 80-х гг. До н.э. Он знакомит читателя с методом дворца разума или дворца памяти, который использовал герой Бенедикта Камбербэтча в сериале «Шерлок».

Шерлок Холмс погружается во дворцы разума, чтобы найти правильный ответ с помощью ассоциаций

Зачем нужна мнемотехника

Преподаватели GMS® считают удобным использовать его в повседневной жизни, чтобы быстро и легко запоминать номера телефонов, банковские карты, списки покупок, имена и даты рождения друзей и знакомых.

Техники запоминания помогают в работе и профессиональном развитии. С ними легко помнить о делегированных задачах и о ваших собственных задачах. Эти методы устраняют множество записей и органайзеров, используемых для хранения информации о проекте.

Кроме того, мнемоника подходит для освоения любой научной дисциплины, требующей включения памяти, от математики, физики и химии до истории, обществознания и иностранных языков.

Виды

Если вы собираетесь использовать мнемонику, помните об одном важном моменте. Это целая наука, которая развивалась на протяжении нескольких столетий. У него богатая тренировочная история и много направлений. В одних и тех же книгах, посвященных этому искусству, они часто переплетаются. Авторы предлагают комплексы упражнений, одни из которых относятся к популярным методикам, другие — к классике. Это разнообразие приводит к отсутствию системы.

Не наступайте на грабли. Выбирайте одно из направлений исходя из ваших целей, задач и индивидуальных особенностей и сначала осваивайте его. Если дела пойдут хорошо, продолжайте другим методом.

Народная

Приемы народной мнемоники знакомы большинству людей, так как они прочно вошли в их жизнь, а многие даже не подозревают об этом. Это те рифмы с исключениями из правил, которые выучили в школе, больная фраза об охотнике и фазане с цветами радуги. Дорожные знаки на улице, символы на рабочем столе компьютера, алфавит — все это коды развития памяти для лучшего запоминания и быстрого воспроизведения необходимой информации.


Акростих

Кто-то разрабатывает свои собственные системы для изучения иностранного языка или химических реакций, телефонных номеров или знаменательных дат — все это отражает суть повседневной или популярной мнемоники.

Классическая

Это самая первая мнемоническая система, дошедшая до нас в письменной форме. Он восходит к 86 г до н.э и. В то время это было неотъемлемой частью риторики. Ораторы использовали его, чтобы произносить длинные речи точно и без колебаний.

Один из самых ярких примеров — метод Цицерона. Его противником был Квинтилиан, он выступал от лица тех людей, у которых была плохо развита зрительная и ассоциативная память и которые не умели пользоваться техникой Цицерона. Quintilian предлагал другие альтернативы для хранения информации, но не мог формализовать ее в отдельной системе. Однако позже они стали основой для развития педагогической мнемоники.

Педагогическая

Антипод классической мнемоники. Окончательно он сформировался только в XVI веке благодаря профессору Кембриджского университета П. Рамусу. Это направление было ближе обычным людям, поэтому оно распространилось. Не было необходимости формировать сложные визуальные ассоциации. Его основные приемы:

  • многократное чтение текста и повторение вслух;
  • его записи;
  • перерисовка иллюстраций;
  • игровая деятельность;
  • создание дидактики.

В современной образовательной системе до сих пор используются методы педагогической мнемоники.

Цирковая

Второе название — поп. Небольшой круг людей (все началось с цирковых трупп) создает свою систему кодирования материала. Можно использовать все: язык, жесты, мимику, интонацию. Задача — настолько грамотно передать информацию от помощника исполнителю, что никто не заметит. Эти приемы сейчас активно используют мошенники, телепаты, экстрасенсы.

Спортивная

С 1997 года в Кембридже ежегодно проводятся соревнования по запоминанию. Это направление имеет особую специфику. Каждый участник — гуру в определенной области. Кто-то воспроизводит двоичные числа наизусть, кто-то декламирует 300-страничное стихотворение. Как правило, победители попадают в Книгу рекордов Гиннеса. Лучшие в своей области определяются по двум показателям: скорость хранения и объем.

Современная

Главный представитель этого направления — иорданская мнемоническая система. Это довольно сложный процесс, основанный на научных исследованиях в области нейробиологии мозга и памяти как высшей психической функции. Вот лишь некоторые из его положений:

  • развитие электрической памяти (нервной;
  • мысленная операция «Связывание образов»;
  • понятия «Смысл запоминания» и «Точная информация»;
  • объединения, состоящие из фундамента и вспомогательных элементов;
  • система внутренней стимуляции полушарий головного мозга;
  • многоуровневые схемы поддержки изображений;
  • постоянное обучение навыкам запоминания.


Мнемоническое правило запоминания количества дней в месяце костяшками пальцев

Разве ты не помнишь, что произошло 5 минут назад? Виной всему наша кратковременная память. Что это такое и как его улучшить — в нашей отдельной статье.

Методы

Поскольку мнемоника появилась не вчера, она включает в себя различные приемы, каждая из которых предлагает использовать свои методы для хранения информации и тренировки памяти. Во-первых, они могут показаться ошеломляющими. На самом деле, если вы поймете их алгоритм и освоите хотя бы один из них, это значительно упростит вам жизнь. Предлагаем вашему вниманию некоторые из самых известных мнемонических систем.

Цифро-буквенный алфавит

Краткое название — CBA. Неизвестный автор.

Техника, при которой каждой цифре присваивается определенная буква посредством визуальной или слуховой ассоциации. Есть четко написанные алфавиты, которые нужно запоминать и практиковать. Вы можете сделать свой собственный.

Методика мнемоники Числово-буквенный алфавит

Буквенно-цифровой код

Сокращенное название — BCC. Автор — В. Козаренко, известный знаток мнемоники, написавший на эту тему немало учебников.

Предлагаемая Козаренко система хранения и развития памяти аналогична предыдущей. Но здесь сначала нужно просто запомнить совпадения чисел и парных согласных без всякой ассоциации, а потом использовать их в жизни. Его BCC выглядит так:

  • 0 — м / н;
  • 1 — г / ф;
  • 2 — д / т;
  • 3 — а / х;
  • 4 — ч / н;
  • 5 — п / б;
  • 6 — п / л;
  • 7 — п / с;
  • 8 — б / ф;
  • 9 — п / к.

Как применить. Например, следите за своими доходами и расходами, вы потратили 2056 рублей в магазине, и вам нужно это запомнить, чтобы починить дома. Вы придумываете слово, в котором каждому числу соответствует согласный звук, и составляете из него предложение. 2 — дети, 0 — мороженое, 5 — мороженое, 6 — шоколад. Дети ели мороженое, это было мороженое и шоколад. Необязательно ставить цель придумать что-то осознанное и логичное. Чем необычнее предложение, тем лучше оно запомнится.

В мнемонике используются и другие методы:

  • Код с дробным числом (KDC) — для тех, кто занимается математикой.
  • Развитие зрительной памяти через зрительные ассоциации. Например, каждая заучиваемая строка стихотворения (число в формуле) «прикрепляется» к определенному дому (или дереву) по пути на работу или в магазин и повторяется каждый раз, когда вы идете по нему.
  • Техника вспомогательных предметов: если положить палец на луну, можно сказать, растет она или стареет, в зависимости от полученной буквы (P или C).
  • Развитие звуковой памяти: мелодии (для запоминания азбуки Морзе), рифмы («Сто китайских фамилий», диалог Перельмана на кружочках для запоминания числа Пи).

Существует большое количество систем хранения мнемоник. Вы должны выбрать то, что подходит именно вам. Если вы не имеете никакого отношения к математике, вам не нужны диалоги от KDC и Перельмана. Ищите те техники, которые имеют отношение к вашей жизни. Также сосредоточьтесь на типе своей памяти. Вы можете сначала совершенствовать то, что преобладает в вас, а затем развивать то, что хуже.

Упражнения для детей и подростков

До 14 лет ребенок развивает абстрактное логическое мышление и лучше запоминает то, что пережил лично. Мнемоника позволяет связать ассоциации из жизненного опыта с абстрактными концепциями из учебной программы. Таким образом, процесс запоминания и обучения в целом упрощается.

Далее мы рассмотрим наиболее удобные и эффективные способы.

Метод историй

Этот прием подходит, когда ребенку нужно запомнить серию совершенно не связанных между собой слов. Для этого вам нужно представить их значение и придумать историю, используя их. Чем веселее или фантастичнее получится история, тем легче и лучше ее запомнят. Методика подходит и младшим школьникам.

Давайте посмотрим на пример. Составим список слов:

  1. Пчела.
  2. Идет дождь.
  3. Диван.
  4. Сковорода.
  5. Борщ.
  6. Тюльпан.
  7. Почтальон.
  8. Тигр.
  9. Кукуруза.
  10. Зубная щетка.

Попробуем составить рассказ из этих слов.

Почтальон Печкин ехал на тигре по кукурузному полю. Из ниоткуда вылетел рой пчел, но тут пошел дождь и всех их разом разбросал. Дождь был волшебным, и вместо кукурузы на поле начали цвести тюльпаны. Потом Печкин заметил палатку посреди поля. Был диван, а борщ варили на плите прямо на сковороде. И из него торчал не черпак, а зубная щетка.

Таким образом, вы можете составить историю из списка продуктов, названий школьных предметов, планов на выходные и т.д.

Метод “Цепочка”

Задача — собрать несколько изображений в одну цепочку. Важно убедиться, что все слова идут по порядку.

Например, возьмем следующие слова: лошадь, ромашки, бутерброд, шахматы, сказка, шимпанзе. Посмотрим, как из них можно сделать цепочку.

Лошадь купалась в траве с маргаритками, жевала бутерброд и смотрела, как учитель истории и шимпанзе играют в шахматы.

Как видите, слова нанизаны в предложение, как бусинки на нитке. Просто запомните первое слово. Остальное растянется самостоятельно.

Метод Цицерона

Другие распространенные названия этой техники — «метод римской комнаты» и «мнемоническая комната». Почему, собственно, Цицерон? Этот древнеримский политик и оратор никогда не использовал шпаргалки и умел воспроизводить наизусть многие исторические цитаты, факты, имена и даты.

Когда Цицерон готовился к беседе, он ходил по дому и мысленно помещал ключевые моменты своего выступления по каждой теме.

Итак, суть метода:

  1. Вам нужно выбрать комнату. Это может быть комната в вашей квартире или зал, где вы планируете выступать.
  2. Затем к каждому объекту необходимо привязать единицу информации: ключевое слово, фразу или целую мысль. Лучше всего это делать, двигая взглядом по часовой стрелке. Так будет легче запомнить.
  3. Во время спектакля достаточно вспомнить обстановку в репетиционной. Необходимая информация отобразится в памяти сама по себе.

Все больше и больше новых изображений могут быть связаны с одним и тем же местом. Но время от времени лучше менять комнаты, чтобы информация не запуталась.

Метод Цицерона

В этой технике можно использовать не только комнаты, но и дорогу, например, из дома в школу. Обратите внимание на то, что вы видите: скамейку, урну, фонарь, магазин, три березы, калитку, клумбу и т.д. Прикрепите изображения сохраненной информации к каждому объекту и воссоздайте весь путь в памяти на протяжении всей истории.

Советы психологов

6 советов психологов, как улучшить и развить память.

Совет №1. Следите за питанием

Рацион должен быть сбалансированным и питательным. Обратите особое внимание на те продукты, которые улучшают память.

Например, по данным исследователей из Американского центра изучения болезни Альцгеймера, к ним относятся яйца, мята, рыба, орехи, темный шоколад, брокколи, шпинат, помидоры, авокадо, бананы, цельнозерновой хлеб.

Совет №2. Занимайтесь спортом

Спорт улучшает настроение и укрепляет память. К тому же вдвойне полезно организовывать физические разминки непосредственно перед интеллектуальными нагрузками.

В 2013 году исследователи К.Л. Хоган, Ю. Мата и Л.Л. Карстенсен провели эксперимент, в ходе которого обнаружили, что упражнения улучшают память как у молодых, так и у старых.

Совет №3. Избегайте перегрузок

По данным портала Invitro, провалы памяти, забывчивость и проблемы с усвоением информации могут быть связаны со стрессом, переутомлением, психоэмоциональными, интеллектуальными или физическими перегрузками.

Не лишайте себя достаточного сна, обеда, отдыха и пяти минут отдыха во время работы.

Обратите внимание, что эти статьи могут вас заинтересовать:

  • Законы Паркинсона (в примерах) — Как применять их в жизни
  • Как улучшить память и внимание: более 19 способов, 17 упражнений и советов от психолога
  • Как снять стресс и успокоиться — 17 быстрых способов
  • Эффективные методы самоорганизации (на примерах)
  • Что такое кайдзен (+ примеры) — Суть и философия японской методики

Совет №4. Заботьтесь о здоровье

Высыпайтесь и своевременно лечите соматические заболевания и избавляйтесь от психологических проблем.

Во сне мозг обрабатывает полученную в течение дня информацию и «раскладывает ее по полочкам»: ненужное забывается, новое и необходимое добавляется к уже известному, а если нет основы, кладется в новый. «коробка».

Французские исследователи обнаружили, что сон между тренировками на запоминание способствует лучшему обучению (2016).

Совет №5.Откажитесь от вредных привычек

В 2010 году Стивен Хейшман вместе с командой исследователей экспериментально продемонстрировал вред сигарет и наркотиков.

А в 2013 году ученые из Университетского колледжа Лондона обнаружили, что курение и алкоголь повреждают мозг и ухудшают память.

Также в процессе выполнения какой-либо познавательной задачи мозг человека с вредной привычкой подвергается сильной перегрузке.

Совет №6. Читайте бумажные книги

При чтении с монитора скорость снижается на 30% и материал хуже усваивается, быстрее устают глаза.

Более того, в электронных публикациях структура часто не выражается. А если вы читаете бумажную книгу, вы также можете наглядно запомнить информацию: «Да, третья строка сверху на странице 10», «Это было где-то внизу и ближе к центру».

Онлайн-тренажеры для развития навыков запоминания

Наконец, я решил поделиться с вами услугами по тренировке памяти. Их так много на просторах сети, что новичок легко запутается.

Викиум

Wikium — это Интернет-сайт, содержащий более 100 тренажеров для тренировки мозга, более 10 курсов по разным направлениям и несколько интересных тестов. Вы можете развить память, внимание, мышление, логику, эмоциональный интеллект и многое другое.

В рамках работы над улучшением памяти нас заинтересует курс Мнемоника. За 15 уроков вы освоите несколько эффективных приемов запоминания, потренируетесь на специальных тренажерах и закрепите изученный материал в ходе тестов. Приобретенные на курсе навыки помогут вам запоминать до 100 предметов в час, помнить все пароли, легко изучать иностранные языки и многое другое.

Битрейника

Bitreinika — это сервис с увлекательными играми на развитие функций мозга. Если упражнения и тренажеры кажутся вам слишком скучными, то игры — то, что вам нужно. Они подходят как детям, так и взрослым.

Расскажу о своих фаворитах:

  1. Нумизматика — игра на развитие скорости и точности памяти. Придется запоминать и сравнивать монеты разного достоинства из разных стран.
  2. Soundbrew — занятие, аналогичное предыдущему, только сравнивать надо не монеты, а разные звуки. Слуховую память тоже нужно тренировать.
  3. Фразоскоп — помимо скорости запоминания, эта игра также поможет вам развить скорость чтения. На экране вы увидите строку, в которой некоторые слова будут открываться только на время. Ваша задача — замечать и записывать их.

Битрейника

BrainApps

BrainApps — это кладезь материалов для развития мозга. Есть тренажеры (до 52!), Курсы развития, интересные тесты, головоломки, блог с научно-популярными статьями.

Практикуйтесь на тренажерах, пройдите Курс развития памяти. На нем вы научитесь не только эффективно запоминать информацию, но и надолго сохранять ее в памяти.

BrainApps

4Brain

На платформе 4Brain, в отличие от трех предыдущих, нет тренажеров. Но есть большой выбор курсов, как платных, так и бесплатных. И много умных статей и полезных книг.

Начните с курса «Развитие памяти: уроки запоминания» — он бесплатный и доступен без регистрации. В нем вы узнаете об устройстве памяти, освоите различные техники и научитесь применять их на практике.

При желании можно пройти платный продвинутый курс мнемоники. В нем много практики, а также хорошо структурированная и увлекательная теория.

Если вам нравится формат онлайн-курсов, вы можете взглянуть на нашу подборку курсов для улучшения памяти. Там вы обязательно найдете подходящий вариант.

4мозг

Лучшие книги по мнемотехнике

Напоследок небольшая подборка полезных книг по теме:

  • Джошуа Фоер «Эйнштейн идет по Луне. Наука и искусство запоминания”
  • Борис Николай Конрад «Как все запомнить! Секреты чемпиона мира по мнемонике”
  • Антон Могучий «Самая полная тетрадь для развития мозга! Новые тренировки для ума”
  • Илья Мельников «Лучшее вспомнить”
  • Станислав Мюллер «Запомни все: секреты суперпамяти. Книжный симулятор”
  • Антон Могучий «Используй свой мозг на все 100%! Учебное пособие для развития ума и памяти”

Другие книги по развитию памяти можно найти в отдельной публикации.

Заключение

Преимущество всех рассмотренных упражнений в том, что их легко выполнять самостоятельно, совершенно бесплатно и в домашних условиях. Но помните одно: мнемоника — это всего лишь набор приемов и приемов запоминания. Да, вы тренируете память, воображение, развиваете творческое мышление, а также получаете заряд положительных эмоций. Однако ваши навыки исходят от рождения.

Не стоит надеяться, что после изучения мнемоники вы станете настоящим вундеркиндом. Фактически, даже вышеупомянутый Джошуа Фор в своих выступлениях на TED, говоря о чемпионате по запоминанию, отмечал, что у всех участников совершенно обычная память. И то, что они демонстрируют на соревнованиях, — это просто хорошо натренированный навык. Это то, что важно в мнемонике: приобретение нового и полезного навыка, поэтому не жалейте времени и сил, потому что они точно не пропадут зря.

[spoiler title=»Источники»]

  • https://gilber.one/sposoby-vsyo-zapomnit.html
  • https://iklife.ru/samorazvitie/kak-luchshe-zapominat-informaciyu.html
  • https://advance-club.ru/knowledge/articles/sposoby_zapominaniya/
  • https://advance-club.ru/knowledge/articles/kak_navsegda_sohranit_vse_vyuchennoe_v_pamyati/
  • https://trends.rbc.ru/trends/education/618bcd569a7947a0e5c826d8
  • https://ponervam.ru/mnemotehnika-dlya-razvitiya-pamyati.html
  • https://iklife.ru/samorazvitie/mnemotekhniki-dlya-razvitiya-pamyati.html
  • https://4brain.ru/blog/mnemotehnika-dlja-vzroslyh-perestante-zabyvat-nachnite-zapominat/

[/spoiler]

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
Когнитивные способности – что это такое, их характеристика и как развить
Следующая запись
Среднее образование — что это такое, общее полное (неполное), профессиональное и специальное