google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y
obuchenie detej s autizmom v shkole e05cdcf

Обучение детей с аутизмом в школе

Вместе с дефектологом мы разобрались, что означает аббревиатура ASD, какое отношение оно имеет к аутизму и в какую школу можно отправить такого ребенка.

Обучение детей с аутизмом в школе

Начнем с терминов. Аутизм как самостоятельное понятие существует только повседневно. Этот диагноз плохо изучен, поэтому он не ставится. В заключении Территориальной психолого-медико-педагогической комиссии (ТПМПК) мы находим РАС — расстройство аутистического спектра.

В Международной классификации болезней (МКБ-10) психологическим расстройствам отведен целый раздел F84. Это включало детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2) и синдром Аспергера (F84.5). Конкретный диагноз ставится редко, они очень похожи друг на друга. Врачи обычно ограничиваются F84, что можно прочитать как «У ребенка РАС».

Давайте рассмотрим самые распространенные заблуждения и выясним, что на самом деле скрывается за этим словом. 

Мифы о РАС

Не способны чувствовать

принято считать, что дети с аутизмом ничего не чувствуют, не проявляют эмоций, не могут быть ласковыми и добрыми по отношению к близким.

Фактически: внутри каждого ребенка происходят примерно одинаковые процессы. Дети с РАС могут злиться, плакать, волноваться и сострадать. Разница в том, что они этого не показывают, поэтому могут показаться равнодушными.

Не смотрят в глаза

Это заблуждение взаимосвязано с первым: если дети с аутизмом не способны к чувствам, то нет смысла смотреть им в глаза. 

Факт: кажется, что дети с РАС смотрят не только глазами, но и через человека. Они просто не сосредотачиваются.

Гениальны

Бытует мнение, что если человек страдает аутизмом, он точно воспроизводит карты мира наизусть, умножает числа до пяти цифр в голове или декламирует «Войну и мир.

Фактически: частота талантов среди людей с аутизмом более или менее такая же, как и у остальных.

Во всём виноваты гены или прививки 

Миф родился в 1998 году, когда Эндрю Уэйкфилд опубликовал в The Lancet статью, в которой связал аутизм с вакцинацией. Выборка тогда составляла всего 12 человек. Через год опровержение вышло у 500 участников исследования, в 2005 году — у 10 миллионов детей, а в 2011 году — у почти 15 миллионов.

Факт: связь между аутизмом и вакцинами и генами не доказана. Явление в целом малоизвестно.

Когда мы развеем все мифы, мы поймем, что это на самом деле означает.

Факты о РАС

По данным Центров США по контролю и профилактике заболеваний, в настоящее время каждый 54 ребенок страдает аутизмом.

Аутизм называется расстройством аутистического спектра, потому что есть признаки, которые одинаковы для всех, но могут проявляться в разной степени. Это спектр: разнообразие в единообразии.

Типичные проявления:

  • трудности в социальном общении;
  • сложность обработки сенсорной информации;
  • повторяющееся и стереотипное поведение;
  • скованность, то есть отсутствие реакции на раздражители: например, не потянет за руку, если ее ущипнуть.

Как обучать детей с РАС

Ребенок с РАС в начальной школе может получить образование по одной из четырех программ ФГОС:

  • 8.1 для детей с сохранным интеллектом

Конечный уровень развития: такой же, как у сверстников с нормой развития.
Срок обучения: четыре года.

  • 8.2 для детей с РАС и умственной отсталостью (ПДР)

Конечный уровень развития: такой же, как у сверстников с нормой развития.
Срок обучения: пять лет, если он был в детском саду, и шесть, если не был.

  • 8.3 для детей с легкой и средней степенью умственной отсталости (ИМ

Конечный уровень развития: ниже, чем у сверстников с нормой развития.
Срок обучения: шесть лет.

  • 8.4 для детей с тяжелой формой ID и множественными нарушениями

Конечный уровень развития: ниже, чем у сверстников с нормой развития.
Срок обучения: шесть лет.

Начиная со старшей школы, дети с РАС учатся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом.

На что стоит делать акцент в обучении

Социализация, общение со сверстниками и взрослыми
Ребенку не нужно самостоятельно выстраивать общение, особенно если он не разговаривает. Поэтому взрослому человеку необходимо искусственно создавать ситуации общения: например, просить передать предмет.

Бытовые навыки
‍Это то, что ребенку необходимо освоить, прежде чем продолжить обучение. Иногда это единственное, что может сделать ребенок. Для этого взрослому человеку нужно буквально идти по пятам за малышом: взявшись за руки, ставить вещи на свои места, держать ложку, одеваться.

Исправление нежелательного поведения
‍ Это может быть причинение вреда себе и другим, ущемление, кусание, крик. Родителю следует обратиться к специалисту — дефектологу, который поможет выстроить путь «проблема — объяснение — решение». Добиться корректирующих результатов можно и самостоятельно, но, скорее всего, поиск оптимального пути займет много времени.

Решение о том, как и где обучать ребенка, всегда принимают родители (ст. 44 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). ТПМПК может рекомендовать только одно учреждение.

В каких школах учатся дети с РАС

Коррекционные школы

Специальных школ для детей исключительно с РАС не существует. Обычно их отправляют в места, где учатся дети с умственной отсталостью (ID) или умственной отсталостью (PDD), или в так называемую «языковую школу». 

Массовые школы

Здесь есть два варианта:

  • обычный класс, который приравнивается к инклюзивному классу;
  • коррекционный класс в обычной школе, который называется интеграцией.

В инклюзивном классе ребенок с РАС будет учиться наравне с нормальными детьми. Обычно такой вариант выбирают для ребенка с нормой интеллекта и речи. В дополнительном классе могут учиться дети с различными нарушениями или все с РАС. Следовательно, у них своя программа и образовательная траектория.

Нормальные школы могут быть государственными или частными, это не имеет значения. В школе можно организовать ресурсную зону — это место, куда ребенок с РАС может прийти и отдохнуть от социальных контактов. Может быть сухой бассейн, коврики, диваны, подушки, с потолка свисает дождь. Альтернативным вариантом может быть домашнее обучение, которое представляет собой формат, в котором школьные учителя приезжают к ребенку домой.

Онлайн-школы

Здесь есть два варианта:

  • ребенок учится в онлайн-школе, которая работает как обычная;
  • у ребенка семейное прошлое, но он ходит в онлайн-школу, такую ​​как Foxford Home School».

Если родители выберут первый вариант, сценарий, скорее всего, будет похож на инклюзивный класс в обычной школе. Кто-то в сети вряд ли создаст отдельный дополнительный класс.

Если родители выбирают второй вариант, они должны пойти на семейное образование. В таком формате ребенок будет комфортно усваивать материал, потому что:

  • нет необходимости сидеть в одном классе с тридцатью детьми;
  • вы можете приостановить запись, когда вам нужно сделать перерыв;
  • в доме царит семейная атмосфера.

Обучение детей с аутизмом в школе

Автор иллюстрации: Ahmet Iltas // Dribbble
Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
Лучшие фильмы, помогающие понять психологию людей
Следующая запись
Существует ли аллергия на учёбу
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *