google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Содержание
  1. Что такое эмоциональный интеллект?
  2. История науки о EQ
  3. Зачем развивать эмоциональный интеллект?
  4. Этапы становления EQ у детей
  5. Признаки низкого эмоционального интеллекта
  6. Особенности эмоционального интеллекта в разных возрастах
  7. Ранний возраст
  8. Дошкольный возраст
  9. Школьный возраст
  10. Развитие социально-эмоционального интеллекта естественным образом
  11. Правила воспитания эмоционально интеллектуальных детей
  12. Умение расслабляться
  13. Умение замечать
  14. Укрепление психологической устойчивости посредством визуализации
  15. Используйте воображение в отношении желаемых результатов
  16. Осознание своих мыслей, чувств, работа с ними
  17. Практические советы родителям
  18. Понимание собственных чувств
  19. Понимание чувств другого человека
  20. Управление собственным поведением
  21. Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей
  22. Как развивать эмоциональный интеллект с помощью игры?
  23. Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей
  24. Игры с эмоциональными пиктограммами
  25. Игра «Что я чувствую сегодня»
  26. Игра «Смайлики»
  27. Игра с образом животных
  28. Кукольный театр
  29. Импровизация
  30. Игра «Волшебный мешочек»
  31. Составление историй по комиксам
  32. Игры с мячом
  33. Игра «Угадай эмоцию по голосу»
  34. Комплексная развивающая игра «Страна эмоций»
  35. Тренировка эмоционального интеллекта в детском саду
  36. К чему ведут занятия?
  37. Компоненты эмоционального интеллекта
  38. Если родитель эмоционально закрыт
  39. Сомневаетесь в вашем уровне эмоциональной открытости?
  40. Выводы

Что такое эмоциональный интеллект?

Эмоциональный интеллект — термин, появившийся в современной науке совсем недавно, около 30 лет назад. До этого времени считалось, что человеческие чувства и контроль над ними приобретаются сами собой в процессе развития и не требуют дополнительного обучения. Однако ученые были одержимы вопросом, почему многие люди с высоким коэффициентом интеллекта (IQ) никогда не достигают успеха в жизни.

так появилась теория эмоционального интеллекта (ЭИ) как набора навыков для понимания собственных и чужих эмоций, намерений, желаний и мотиваций, способности управлять ими и использовать их для определенных целей. Высокий EI с первобытных времен считался главным навыком выживания: благодаря ему человек быстро адаптируется к критической ситуации, умеет договариваться с людьми и иметь самого себя.

Эмоциональный интеллект условно делится на 4 компонента:

  • восприятие — способность определять собственные эмоции и эмоции других людей с помощью мимики, голоса, жестов, мимики и т д;
  • понимание — установление причинно-следственной связи между эмоцией и вызвавшим ее событием;
  • менеджмент: способность контролировать свои эмоции и использовать эмоции других людей для достижения определенных целей;
  • стимуляция мысли: умение направлять эмоции и чувства в нужное русло (творчество, спортивные достижения и т д.).

На первый взгляд это кажется трюком, однако все 4 компонента ИЭ так или иначе регулярно проявляются у ребенка с 3-х летнего возраста. Младенцев не зря называют маленькими психологами и манипуляторами: они чувствуют «слабые места» родителей и умело давят на них, прося конфеты, новую игрушку, мультик или маму 24 часа в сутки. Это эмоциональный интеллект ребенка. И если его умело разработать, шансы на успех во взрослом возрасте могут значительно увеличиться

История науки о EQ

Понятие «эмоциональный интеллект» появилось в научном сообществе после одноименной публикации Дж. Майера и П. Саловея.

В 1995 году была опубликована самая продаваемая книга Дэниела Гоулмана об эмоциональном интеллекте и его значении. С переводом этой книги наука об эквалайзере начала развиваться в России.

Сегодня развитие эмоционального интеллекта детей отмечено уже на государственном уровне. Общие положения ФГОС ДОЛЖНЫ содержать прямые указания на то, что содержание образовательной программы должно обеспечивать (в том числе) развитие социального и эмоционального интеллекта (п. 2.6).

Зачем развивать эмоциональный интеллект?

ребенок с низким эмоциональным интеллектом

Ярких и обаятельных людей сегодня называют харизматиками. А если к харизме добавить сопереживание и адекватную самооценку, то получится востребованный во многих сферах успешный человек, находящий общий язык с окружающими людьми и способный получить от них то, что он хочет. Эти качества, по сути, являются высоким эмоциональным интеллектом. И если раньше считалось, что это врожденный дар, то сегодня есть возможность «прокачать» свой ЭИ в любом возрасте.

Зачем это нужно младенцам:

  • повысит коммуникативные навыки ребенка, буквально научит дружбе и любви;
  • позволит контролировать себя, свои эмоции, сознательно влиять на них;
  • научит людей понимать — распознавать хорошие и плохие качества;
  • повысит продуктивность в учебе, поможет наладить контакт с учителями;
  • укрепит лидерские качества, уверенность в себе и уверенность в себе ребенка;
  • позволит быстро ориентироваться в критических ситуациях, быстро и разумно думать.

Дети с высоким EI становятся лидерами в компаниях, эмоционально более слабые дети инстинктивно тянутся к ним. Умеют организовывать общественную деятельность, решать командные задачи, не боятся брать на себя ответственность, поэтому в будущем легко могут достичь руководящих позиций.

Эмоциональный интеллект тесно связан с психологическим здоровьем: чем он выше, тем более уравновешен человек, тем менее подвержен развитию психосоматических заболеваний и, таким образом, он способен создавать прочные здоровые отношения и счастливую семью. Кроме того, способность понимать людей увеличивает его шансы найти подходящего партнера. Успех в сфере личной и общественной жизни на 80% определяется уровнем развития ЭИ и только на 20% уровнем классического интеллекта.

Этапы становления EQ у детей

Точные возрастные границы для этих этапов не установлены, но считается, что к дошкольному возрасту ребенок должен пройти их все.

  1. Он осознает свои эмоции, а затем распознает эмоциональные проявления других людей.
  2. Он способен воспринимать и идентифицировать эмоции по выражению лица, тону голоса и другим проявлениям: веселье, грусть, гнев и т.д.
  3. Расширяется словарный запас, ребенок умеет описывать некоторые чувства и состояния словами.
  4. Он начинает проявлять сочувствие, сопереживание: переживает, годами кто-то плохой, испытывает симпатию к самым слабым существам: младшим детям, животным.
  5. Появляется способность управлять эмоциями: ребенок знает, когда уместны эмоциональные проявления, а когда нет, учится сдерживать свои чувства.
  6. Он может выстраивать причинно-следственные связи для возникновения положительных или отрицательных эмоций у себя и других.
  7. Формируется осознание взаимосвязи эмоций и поведения.

Признаки низкого эмоционального интеллекта

определить уровень эмоционального интеллекта можно разными методами. Основные признаки низкого эмоционального интеллекта:

  • неумение контролировать свои эмоции, а также определять их;
  • неспособность сопереживать другим людям или радоваться за них;
  • неспособность просить или принимать помощь и поддержку от других;
  • неспособность строить близкие отношения с другими людьми или строить отношения без эмоциональной составляющей;
  • неспособность понять последствия своих эмоций для себя и других.

Особенности эмоционального интеллекта в разных возрастах

Характеристики эмоционального интеллекта ребенка

Рассмотрим, как эмоциональный интеллект развивается у детей в зависимости от возраста.

Ранний возраст

Ребенок от рождения до трех лет активно усваивает всю поступающую информацию. С первых месяцев жизни реагирует на эмоции мамы и папы. Он улыбается, смеется или плачет, если слышит негативные интонации. Взрослея, она учится читать эмоции людей и применять эти знания для достижения своих целей.

Дошкольный возраст

В трехлетнем возрасте ребенок начинает отделяться от мамы и папы и пытается стать самостоятельным. Это трудное для родителей время называется «трехлетним кризисом» или «Я есть сам» и несет в себе огромный потенциал для развития индивидуальности ребенка. Очень часто именно в этом возрасте ребенок будет отрицать даже те факты, которые нелогично отрицать. В основном носите шорты на голове и рубашку на ногах и говорите, что так и должно быть.

Родители должны дать ребенку возможность на собственном опыте определить, как поступать правильно и лучше всего. Не стоит наказывать за упрямое поведение, лучше набраться терпения и дождаться окончания первого серьезного кризиса.

После окончания школы дошкольник попадает в активную социальную среду. Теперь его окружают не только мама, папа, бабушка и дедушка, но и другие взрослые и дети. В дошкольном детстве ребенок приобретает коммуникативные навыки, учится понимать эмоциональный мир, что помогает ему строить социальные связи и готовит его к дальнейшим жизненным этапам.

Школьный возраст

Обычно дети ходят в школу, когда им исполняется семь лет. На этом этапе ребенка ждут не только новые знакомства, но и более строгие требования со стороны взрослых, новые знакомства, которые все больше отдаляют ребенка от взрослого. Учащийся выходит на новый уровень эмоционального интеллекта и становится способным более полно проявлять сочувствие.

Развитие социально-эмоционального интеллекта естественным образом

Эмоциональное развитие ребенка так или иначе происходит естественным образом. Родители слушают его, поддерживают его и сочувствуют, моделируя и укрепляя определенные модели поведения. Даже простое обсуждение тем, которые вызывают у ребенка определенные эмоции, помогает ему понять их, пополнить словарный запас.

С практикой, которая приобретается в семье и в общении со сверстниками в детском саду, ребенок приобретает навыки эмоциональной саморегуляции — умение управлять собственным опытом и выражением эмоций. В возрасте четырех лет большинство детей начинают использовать простейшие стратегии устранения внешних раздражителей. Например, они закрывают глаза, когда боятся, и затыкают уши, когда слышат громкий шум.

Эмоциональный интеллект ребенка еще не позволяет применять более изощренные стратегии эмоциональной саморегуляции. Например, к 10 годам многие дети уже могут использовать две основные категории эмоционального поведения взрослых: одну, направленную на решение проблемы, и другую, направленную на терпение эмоций. То есть когда человек выбирает одно из двух:

  • внести изменения, чтобы исправить проблему, и приступить к ее решению, сосредоточив внимание на проблеме, выявляя проблему и составляя план ее решения;
  • определите проблему как неразрешимую и начните бороться с эмоциями, работая над тем, чтобы вынести страдание и контролировать его.

Эмоциональный интеллект дошкольников еще не так развит, но он уже включает принятие, понимание и способность выражать свои эмоции и управлять ими.

Пару десятилетий назад целью учебного процесса было достижение академической успеваемости, развитие умственного интеллекта. Но позже выяснилось, что гармоничное развитие личности невозможно без развития эмоционального интеллекта. Кроме того, оценить эмоциональный интеллект даже проще, чем умственный интеллект.

Самоконтроль как один из компонентов эмоционального интеллекта особенно важен для прогнозирования будущих результатов у детей. Дети, которые способны подавлять импульсы (часто эмоциональные) и избегать отвлекающих факторов, очень социализированы и с большей вероятностью достигнут своих целей.

Исследования, проведенные западными психологами, в которых экспериментальные группы детей наблюдались в течение 30 лет, показали, что самоконтроль гарантирует успех в жизни в большей степени, чем высокий IQ, социально-экономический статус и семейное окружение. Дети, которые стали взрослыми с высоким уровнем самоконтроля, также были более здоровыми, зарабатывали больше и имели меньше судимостей или проблем с алкоголем.

Правила воспитания эмоционально интеллектуальных детей

Существуют различные методы развития эмоционального интеллекта у детей среднего возраста, детей дошкольного и раннего возраста. Как правило, дети ищут активности, любят повторение, поэтому они могут быстро учиться, наслаждаясь упражнениями. Следующие 5 правил взяты из диссертации Д. Гоулмана, американского журналиста и психолога, чья работа включает более 10 книг по психологии.

Умение расслабляться

Часто родители забывают научить детей успокаиваться и расслабляться. У них много энергии, они постоянно в движении, отдыхать просто некогда. Однако важно с самого рождения развивать у малышей умение расслабляться. Физически спокойный ребенок лучше понимает, что ему говорят. Поэтому родителям важно знать, как его успокоить. Самый простой способ — дать ему информацию в игровой форме. Когда он станет старше, предложите ему расслабиться самостоятельно. Например, ребенку младше 1-2 лет успокаивает кроватка. Мама может найти в доме постоянное место, где днем ​​она всегда будет проводить тихое время с ребенком. Со временем это станет ритуалом. Детям старше 1-2 лет можно пальцем на спине рисовать фигурки, буквы, животных (в зависимости от возраста, уровня мастерства), пусть угадывают, что вы рисуете.

Детям этого возраста нравится играть. Игры на дыхание — хороший способ успокоиться. Сначала ребенок делает полный вдох, затем задерживает дыхание на несколько секунд, затем выдыхает. Лучше всего делать упражнения вечером; постепенно приучайте ребенка выполнять действия самостоятельно в течение дня.

У детей 2-3 лет можно использовать технику подражания, т.е уроки выполняются вами, а ребенок повторяется за вами. В случае с дыхательной гимнастикой покажите ему, как дышать — он начнет подражать вам. Он будет чувствовать себя в безопасности, следуя за вами, и сможет наслаждаться упражнениями на расслабление.

Умение замечать

Техники эмоционального интеллекта у дошкольников включают в себя обучение замечать положительные моменты, которые помогут им улучшить настроение в трудные времена. Это поможет вам лучше справляться с негативными мыслями. Способность воспроизводить положительный опыт помогает справиться с болезненными моментами эмоциональной памяти.

Девушки

Опять же, можно рассчитывать на «вечерний ритуал», постепенно заставляя ребенка выполнять упражнения в одиночку, в течение дня (все зависит от возраста, навыков, способностей). Расскажите ему о хорошем, что произошло в течение дня. Важно, чтобы вы получали удовольствие от ощущений, помня о приятных впечатлениях. Так что включите вопросы о чувствах в свой план разговора.

В общении с маленькими детьми используйте язык жестов, подражание. Сядьте вместе, расскажите им, как у вас был хороший день. Чем младше ребенок, тем более преувеличены повторяющиеся выражения лица. Отличным подспорьем является использование знаков и символов — их дети учатся раньше слов. Сопроводите каждый знак словами.

Укрепление психологической устойчивости посредством визуализации

Помогите ребенку представить неприятную ситуацию, полностью преодолеть ее с помощью положительных эмоций. Сопровождайте все словами, используйте графику. Выбирайте форму общения исходя из возраста ребенка. Чем он старше, тем больше самостоятельности он проявит во время упражнений.

Используйте воображение в отношении желаемых результатов

Образное упражнение, развивающее эмоциональный интеллект дошкольников, состоит из 3 этапов.

  • Попросите ребенка сделать что-нибудь приятное и веселое. Обучая маленьких детей, опишите, что вы чувствуете при этом. Чем старше возраст, тем больше самоописания чувств.
  • Затем разыграйте ту же ситуацию, но с той разницей, что ребенок будет вести себя более эгоистично. Опять же, опишите чувства, которые вызывают действие.
  • Оцените оба поведения вместе, укажите правильную форму.

В этом упражнении для маленьких детей сначала используйте имитацию. Родители играют, рассказывая о своих чувствах (словами, знаками). С возрастом ребенок может заниматься самостоятельно.

Осознание своих мыслей, чувств, работа с ними

Понимание причины эмоций — важный аспект развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста. Когда ребенок злится, спросите его, насколько он злой. Спросите, что вызвало гнев. Научите ребенка понимать взаимосвязь между тем, что он думает, и тем, что он чувствует. Затем придумывайте причины, по которым он может чувствовать себя в безопасности (в случае страха) или ободрять его («ваша роль в истории мала, но важна»).

Для детей как дошкольного, так и школьного возраста очень важно мнение и поведение родителей. Если вы доверяете своему малышу, подавайте хороший пример, он вам будет доверять, подражайте вашим действиям. Детям нужна независимость, поэтому не бойтесь позволять им брать на себя ответственность за свои действия. При этом постоянно проявляйте свою любовь. Даже если дети понимают, что их родители не одобряют их поведение, они должны верить в свою любовь.

Мама

Практические советы родителям

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

родителям важно понимать, что не бывает хороших или плохих эмоций. Каждая эмоция, которую испытывает ребенок, важна и необходима для его полноценного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром. Понимая и «проживая» свое собственное эмоциональное состояние и эмоциональное состояние другого человека, ребенок должен научиться управлять, создавать и изменять мир вокруг себя к лучшему. Это то, что станет залогом его счастливого будущего.

Для развития эмоционального интеллекта ребенок постепенно осваивает каждый этап:

Понимание собственных чувств

На этом этапе ребенок познает все многообразие эмоционального мира, узнает название каждой эмоции, как она выражается, прислушивается к себе, учится отличать одну эмоцию от другой, понимать причину ее появления.

Родителям на этом этапе рекомендуется:

  • рассказывать ребенку о чувствах и эмоциях с помощью наглядного материала: изображений, учебных пособий, детской литературы с иллюстрациями;
  • вместе читать сказки и смотреть мультфильмы с богатым эмоциональным содержанием;
  • выражать свои переживания и переживания ребенка в различных ситуациях: «Сейчас я очень злюсь, что ты разбил чашку», «Вижу, ты злишься, что сломалась твоя любимая машина», «Бабушка рада, что ты подарил ей этот замечательный дизайн»;
  • спрашивайте ребенка каждый день: «В каком ты настроении сегодня?», «Как ты сегодня себя чувствовал?».

Понимание чувств другого человека

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Ребенок узнает, что не только у него, но и у других людей есть эмоции и чувства, он учится определять, что испытывает другой человек, по его выражению лица, позы, поведению, учится поддерживать и сопереживать.

Родителям будет полезно:

  • не «лепите» себя, чтобы быть идеальным, счастливым и довольным жизнью 24 часа в сутки. Ваш ребенок должен видеть вас реальным: иногда расстроенным, иногда усталым, а иногда и злым. Только тогда он научится понимать чужие чувства и в соответствии с ними менять свое поведение: «Папа сегодня зол, у него проблемы на работе, мы сегодня в шумные игры не играем, а давай посмотрим мультик у тебя в комнате»;
  • обсудить поведение героев сказок и мультиков: «Как вы думаете, что чувствовала Василиса Премудрая, когда Иван-царевич, не спрашивая, сжег лягушачью шкуру?», «Как вы думаете, в каком настроении был Колобок, когда он уходил от вас? бабушка и дедушка?»;
  • развивать у ребенка чувство сопереживания, сочувствия. Не забывайте, что мама и папа — образцы для подражания для своих детей. Если в вашей семье нет доверительных отношений, атмосферы любви, принятия и поддержки, все эти чувства останутся недоступными для ребенка.

Управление собственным поведением

Когда ребенок научится понимать и анализировать то, что он чувствует, он сможет контролировать свое эмоциональное состояние и управлять им.

Родителям необходимо:

  • научите ребенка приемам избавления от злости и ярости: бить подушку, рвать бумагу, топать ногами;
  • научить прислушиваться к телесным ощущениям;
  • вместе с ребенком выберите способы поднять настроение: погулять на свежем воздухе, посмотреть мультик, послушать веселую музыку.

Социальное взаимодействие и использование эмоционального ресурса в достижении целей

Развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Чтобы стать счастливым и успешным человеком в будущем, ребенку необходимо научиться взаимодействовать с окружающими его людьми: устанавливать и поддерживать межличностные отношения, оказывать помощь и поддержку с течением времени, разрешать конфликты, уметь работать в команде. Этого можно достичь, только если хорошо ориентироваться в своих чувствах и чувствах других. И — как верхушка пирамиды — используйте свой эмоциональный ресурс для достижения своих целей, личностного роста и самореализации.

Как развивать эмоциональный интеллект с помощью игры?

Хороший подход к самообразованию — выбрать игру, которая понравится и родителям, и детям. В процессе общения вы постепенно расслабитесь, сможете получать удовольствие от проведенного вместе времени. Дети счастливы подражать своим родителям, поэтому вы станете для них образцом для подражания, хорошим учителем. Благодаря играм они научатся легче выражать эмоции, прогрессировать в обществе и осознавать важность хороших отношений с окружающей средой.

Игра — это действие, которое учит поведению в различных ситуациях, которые неизбежно возникнут в будущем, правильному выражению мыслей и чувств, принятию решений и принятию на себя ответственности. При этом игра развивает воображение, творческие способности. И последнее, но не менее важное: игра способствует развитию эмоционального интеллекта и поддержанию уверенности в себе.

Люди

Простая форма обучения — рисовать на бумаге разные лица. Затем сделайте «презентацию», покажите ребенку картинки, расскажите ему об изображенных эмоциях. Вы можете сказать себе, когда вам грустно, когда вам весело, попросите его рассказать, что он чувствует, когда он счастлив, и т.д.

Игры и упражнения для развития эмоционального интеллекта у детей

Самое приятное занятие для любого ребенка — это игра. С помощью игр можно научить малыша понимать и принимать все чувства и эмоции, которые он испытывает. Мы составили небольшой список игр, которые направлены на повышение эмоционального интеллекта ребенка.

Игры с эмоциональными пиктограммами

Игры с эмоциональными пиктограммами

Для этой игры вам потребуются специальные карточки с картинками эмоций. Попросите ребенка достать любую карточку с изображением ниже и изобразить нарисованную на ней эмоцию, чтобы другие участники игры могли ее угадать.

Игра «Что я чувствую сегодня»