google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y
sindrom otlichnika kak perestat zhit v ozhidanii pohvaly 9cf272f

Синдром отличника: как перестать жить в ожидании похвалы?

Ваши дети приносят из школы конюшню? Участвовать в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и выигрывать только призы? Может быть, у вас нет детей, и история рассказывается непосредственно о вас или вашем прошлом, и в этом случае вы, скорее всего, знакомы с понятием «синдром отличника», а это единственная родинка в бочке радости для академические и профессиональные результаты, сотрудники — предмет гордости.

Психология до сих пор не включает это определение в свои широкие терминологические рамки, хотя проблема «студенты, всегда готовые ответить» существует. Кроме того, он граничит с таким понятием, как «перфекционизм», опасность которого раскрывается в статье «Перфекционизм: что это такое и как от него избавиться». Однако дальше мы расскажем вам именно о синдроме «отличника», как понять, что вы им страдаете, и дадим советы, как от него избавиться.

Как поставить себе диагноз?

Чтобы понять, что вы человек с синдромом отличника, нужно разбираться в терминологии. Таким образом, синдром отличника — это совокупность психологических характеристик человека, в которых он стремится к наилучшему результату, т.е для него приоритетом является не сам процесс и извлечение из него выгоды, а достижение успеха и поощрение [М. Петряева, 2019].

Учтите, что этот синдром характерен не только для детей, но и для взрослых, и если в первом случае это отклонение происходит неосознанно, то во втором есть возможность осознания и работы над собой. Конечно, улучшить ситуацию с ребенком тоже можно и, на самом деле, это даже проще, но для этого родители должны вовремя распознавать симптомы и часто преодолевать себя.

Чтобы распознать признаки синдрома отличника у ребенка, подростка и в принципе у взрослого человека, необходимо отметить несколько особенностей, в частности:

  • болезненное восприятие даже незначительной критики;
  • постоянный страх ошибки, в связи с этим отказ от чего-то нового;
  • сравнивайте свой успех с результатами других;
  • зависть в случае лучшего результата, чем у соперников;
  • непостоянная самооценка, сильная зависимость от мнения окружающих;
  • склонность к депрессивным состояниям из-за неудач и ошибок;
  • петли по ошибкам и сбоям;
  • постоянное стремление удовлетворить ожидания и интересы других людей [И. Базенков, 2020].

Согласитесь, набор не из легких. Вы заметили что-нибудь в списке? Делитесь своими комментариями.

Как видите, две ключевые фразы во всех «симптомах» рассматриваемого синдрома — это «боязнь ошибок и критики» и «мнение других». И теперь мы находимся на пути к определению основной причины негативного характера синдрома отличника — это жизнь с чужими ценностями и идеалами.

Когда вы пытаетесь не отставать от чужих успехов, вы изо всех сил стараетесь получить лучший результат, стать первым, заработать долгожданную пятерку или похвалу, живете в постоянной спешке и конфронтации и теряете свою жизнь. Конечно, здоровые амбиции и умеренно соревновательный дух — это здорово, это то, что побуждает нас к карьерному росту, личному взлету и помогает подпитывать мотивацию. Но поймите, у всех нас есть набор определенных качеств, у нас есть условно ограниченный потенциал и быть лучше всех во всем невозможно, это просто неестественно.

Самым важным моментом в осуществлении любого занятия является получение удовольствия, обогащающего свой внутренний мир. Если подойти к вопросу с искренним энтузиазмом, любопытством, добавив немного конкуренции, то результат будет качественно иным и, кстати, весьма вероятно, что количественно он будет высоким. Поэтому живите полной жизнью, не оглядываясь на других.

Давайте теперь рассмотрим некоторые диалоги как примеры того, как может развиваться этот синдром и как его предотвратить.

Диалоги «отличников»

Посмотрим, как развивается синдром отличника у ребенка / подростка.

Диалог №1

— Привет, мама. Я вернулся.

— Привет, Артем. Как прошел тест?

— Написал почти все, в последнем задании не смог решить два пункта.

— Почему не успели? А остальные сделали это?

— Я не знаю. Маша, наверное, вовремя приехала, наша отличница.

— А чем ты хуже Маши? Почему вы не написали последние несколько пунктов?

— Мама, у меня нет времени.

«Я полагаю, он снова помогал своим глупым друзьям. Всегда тебя разочаровывает, Артем… От этого ты всегда получаешь пятёрку по математике, даже если знаешь её не хуже остальных!

— А что, мне, как мышке, пришлось писать самому?

«Не как мышка, а как честный студент. Так что в следующий раз я ничего подобного не слышу!

Вы знаете этот диалог? Будем надеяться, что нет, потому что в нем «мама» лихорадочно отправляет сына на путь приобретения синдрома отличника. А вот как именно:

  1. Первый вопрос не «Как дела?» или «Как прошел твой день?» В нем проявляется любопытство матери к пройденному тесту, который явно выдает ее: ей важнее, как ребенок проходит разделы знаний в процессе учебы. Мы никоим образом не умаляем важность этих вопросов, но ребенок слышит каждый ваш шаг, сразу делает выводы. Поэтому следует начать с более общего вопроса.
  2. Во втором наблюдении матери — категорически неверный вопрос «У остальных это получилось?» Звонит, и ошибка заключается в том, что он отражает противостояние Артема с другими учениками. Пламя соревнования мгновенно воспламеняется, чтобы привить мальчику элемент рациональности, прагматизма, ребенок чувствует себя слабее других, потому что у него не было времени, а у других. Заканчиваем вопросом «Чем ты хуже Маши?»
  3. Даже реплика про «друзей-идиотов» не может не привлечь внимания. Во-первых, формирование круга друзей — это выбор самого мальчика и, называя их идиотами, мать, прежде всего, показывает неспособность своего ребенка выбрать «правильных друзей». Во-вторых, социализация ребенка, особенно подростка, не может быть успешной, если он нелюдим, скуп и прагматичен. Помощь при тестировании — это классика школьного жанра, которую нельзя упускать из виду.

Таким образом, вы можете ситуативно увидеть, как дети вырастают постоянными «отличниками», которые пытаются угодить родителям, учителям, часто вечно недовольным друзьям, оправдывая их ожидания.

Диалог №2

— Здравствуйте, Елена! Пойдем сегодня в кино?

— Привет. Нет, сегодня не могу.

— У тебя есть бизнес?

— Да, мне нужно готовиться к конференции по биологии. Послезавтра поговорю с учителями и экспертами.

— А что, если прогуляемся всего час? Свежий воздух полезен, отвлечешься немножко…

— Я не могу. Родители не отпускают. Они хотят, чтобы я взял приз во что бы то ни стало, чтобы при поступлении были дополнительные баллы…

— Тогда хорошо. Как ваше отношение?

— Эта биология уже в моей печени. Я знаю свое выступление наизусть, но все же боюсь что-то забыть во время выступления.

— Все будет хорошо, не волнуйтесь.

— Спасибо за поддержку.

В этом диалоге двух друзей вы можете увидеть подавляющую силу родителей Алены. Рассмотрим подробнее:

  1. Самое главное — это сила родителей, вместо которых девочка заранее отвечает, что не сможет выйти на прогулку. Но час прогулки на свежем воздухе ей действительно только пойдет на пользу. Впрочем, Алена не сомневается и в другом ответе родителей: здесь видно их прямое влияние на нее.
  2. «.. Я боюсь что-то забыть во время выступления» — об этом страхе мы говорили. Страх ошибки, неудачи и, в более широком смысле, страх услышать критику со стороны родителей, наставников, учителей. Девушка, несмотря на желание провести время с подругой, не может себе этого позволить из-за боязни «опозориться» перед публикой. Несмотря на то, что она «знает наизусть», ее все же нужно обучать и обучать для достижения лучших результатов (хотя это далеко не правильная стратегия публичных выступлений).

Таким образом, девочка находится под деспотическим авторитетом родителей, для которых самым важным является успешная успеваемость ребенка, получение дополнительных баллов при поступлении в вуз.

Почему мы также должны сказать, что синдром отличника — это негативное и нежелательное явление? Ведь в этом случае, подталкивая человека к действию, мы доводим его до отличного результата, действительно, он добивается успеха.

Однако возникает резонный вопрос: «Чей это успех?» Сам Артем хочет быть первым в математике? Сама Алена хочет быть лучшим спикером конференции? Ответ очевиден: это желание родителей. Привыкнув к такому образу действий, например, выполняя просьбы и претворяя амбиции незнакомцев, мы становимся сильно зависимыми от них, и любая зависимость приводит к страху. Следовательно, синдром отличницы отрицателен и приносит деструктивные настроения.

Выше мы отмечали сходство перфекционизма и синдрома отличника. Вы действительно можете об этом сказать? Что ж, во многом это правда, потому что достаточно взглянуть на симптомы синдрома и перфекционизма, и становится ясно, что они почти одинаковы. Но есть существенная разница: перфекционисты делают упор на качество работы, им важно скрупулезно соблюдать все условности, формальности, детали, а «отличников» гораздо больше волнует мнение других о результатах, об одобрении и избегая критики.

Если вы страдаете перфекционизмом, мы надеемся, что вы успешно справитесь с этой проблемой. Как узнать, что у вас синдром отличника? В рамках психологической науки существует несколько тестов, которые могут отражать существующие проблемы, но не напрямую, а как часть комплексной оценки личностных качеств. Среди таких тестов и анкет отметим:

  • патолого-характерологический диагностический опросник имени А.Е. Личко (рисование полноценного портрета подростка с указанием его акцентуаций);
  • стандартизированный многофакторный метод исследования личности Л. Н. Собчика (показывает тип личности, а также степень социально-психологической адаптации личности, стиль общения и т.д.);
  • шкала самооценки Дембо-Рубинштейна (шкалы здоровья, интеллекта, характера и счастья, которые в совокупности позволяют сформировать уровень самооценки человека);
  • многомерная шкала перфекционизма Хьюитта-Флетта (раскрывает уровень перфекционизма и соотношение его компонентов в человеке).

Вы можете пройти эти тесты на этой платформе с модифицированными (немного упрощенными) версиями анкет. Мы надеемся, что у вас нет проблем с синдромом успеха. Тем не менее, если симптомы все же проявляются и результаты теста подтверждают это, мы рекомендуем перейти к следующему разделу.

Как избавиться от синдрома отличника?

Синдром успеха у взрослых — довольно частая проблема. Конечно, корни уходят в детство, когда родители с завышенными требованиями и неудовлетворенными мечтами возлагали надежды на своих «ленивых» и «бездельников», которые «не были достаточно хороши», но вкупе со всем этим набором разочарований — нет они понимают, насколько это может на них повлиять. Не так-то просто жить ожиданиями и оценками других; погоня за похвалой и достижениями — это далеко не путь к полноценной счастливой жизни. Как выбраться?

Совет №1. Осознайте

Вначале вы должны признать, что есть проблема. Даже если вы взрослый и образованный человек, предполагается, что синдром отличника может быть вашим слабым местом. Решение любой проблемы начинается с ее осознания и принятия.

Если вы замечаете, что некоторые из ваших чувств, мыслей, реакций, действий продиктованы не самой ситуацией, а желанием оправдать ожидания других людей, то вы попадаете в категорию «отличник». Если вам невероятно приятно слышать похвалу, а критика несет в себе только разрушительную силу, то есть поводы задуматься об этом всерьез. Если вы болезненно реагируете на чужой успех, а не на свой, вы способны различить зависть в палитре своих эмоций, то можете быть уверены, что страдаете синдромом отличника».

Как только вы осознали, пора действовать.

Совет №2. Откройте глаза шире

И постарайтесь понять, кто вас окружает.

Понимаете, внешняя оценка не идет от ветра или стен, вас оценивают реальные люди, а мы думаем: кто они? Почему их мнение так важно, что вы делаете все возможное, чтобы оправдать их ожидания?

Да на самом деле в нашей жизни есть родители, сестры, братья, лучшие друзья, наставники и так далее. Но люди, которые действительно близки, примут вас таким, какой вы есть, не будут оценивать вас и не будут ставить перед вами какие-либо задачи, чтобы заработать деньги своей снисходительностью и одобрением. Если кто-то достаточно близкий вам оказывает именно такое влияние, возможно, у этого человека есть внутренние проблемы, связанные с нереализованным потенциалом, и он пытается переложить их на вас. И это, по крайней мере, нечестно…

Поэтому будьте осторожны, обращайте внимание на запросы, мысли, формы общения вашего окружения и не позволяйте себе зависеть от чужого мнения (иногда совершенно несанкционированного). Исключите тех, чья критика неконструктивна, и прислушайтесь к себе.

Совет №3. Разрешайте себе шалить

Мы уже выяснили, что сидр-отличник у взрослых — это ответ из детства. Одна из причин его появления в том, что родители не хотят много тратить на знакомство со своим чадом, ведь гораздо проще воспитать симпатичного сына, который не приносит много забот, проблем или дочку, которая учится «хорошо» и не вступает в споры с учителем.

Но, к сожалению, они забывают одну важную вещь: ребенок — многогранное развивающееся существо, копирующее различные модели поведения других людей. Когда родители организованным тоном запрещают ему что-либо делать, он может замкнуться в себе, т. Мудрые родители, понимая это, позволяют своему ребенку быть самим собой и дают ему свободу в разумных пределах.

Если вам много запрещали, вырастили примерным и послушным, дайте волю хотя бы взрослой жизни! Не бойтесь ошибаться, никто вас за это не накажет. Конечно, ошибки в работе нежелательны, но вы имеете на них право и не стоит относиться к ним со страхом: практически все решаемо, а многие недочеты преподают нам полезный опыт. Так что дайте себе волю, ослабьте уздечку, которая была натянута в детстве. Вы не идеальны, и это здорово!

Совет №4. Долой сравнения

Еще один ответ на вопрос «Как справиться с синдромом отличника?» заключается в устранении одного из симптомов, то есть в запрете сравнений и сравнений.

Вы — отдельная полноценная личность со своим набором характеристик. Некоторые качества в вас заложены и развиты лучше, чем в других, но нет абсолютно ничего плохого в том, что кто-то превосходит вас по некоторым другим характеристикам, это естественно.

Невозможно быть лучшим во всем: варить лучший кофе, писать лучшие статьи, быть лидером и побеждать во всех проектах, разбираться в электронике и быть отличным поваром. В конце концов, это скучно и скучно, потому что интерес жизни — узнавать что-то новое, открывать новые грани в себе, взаимодействовать с другими и получать от них опыт. Если ты уже все делаешь идеально, тебе нечему учиться, нечему учиться. Поэтому не бойтесь быть обывателем — как правило, это начало увлекательного путешествия.

Сдвиньте фокус с результата на процесс, получайте удовольствие от обучения, шаг за шагом знакомьтесь с различными видами деятельности, работайте над тем, к чему у вас есть сердце, а не над тем, что нравится друзьям или высоко ценится в обществе. Если вам нравится укладывать плитку на пол, почему бы не столкнуться с этим и не овладеть большим мастерством? Вам нравится чистота помещения и чистота меблировки? Откройте свою клининговую организацию. Расставьте приоритеты в своих потребностях.

Совет №5. Пройдите онлайн-программу

На нашем сайте есть прекрасная возможность улучшить свое психическое состояние. Именно на это и направлена ​​онлайн-программа психической саморегуляции. По прошествии 6 недель вы ощутите значительные результаты в понимании психических процессов, присущих вашей личности, вы узнаете, как справляться со многими проблемами, такими как тревога и страх, апатия, трудности с первым шагом и т.д.

Но самое главное, благодаря веселым занятиям с эффективными упражнениями и техниками вы осознаете свои скрытые проблемы, что уже является важным шагом на пути к их исправлению.

Совет №6. Ознакомьтесь с книгами

Возможно, вам будет интересно узнать больше о синдроме ученика А и смежном перфекционизме. В этом случае следующий список может стать отличным компаньоном в борьбе с этими недугами:

  1. Эрих Фромм, «Человек для себя» (работа немецкого социолога о том, как, не зацикливаясь на «биологическом» и «мифологическом», обратить внимание на свою социальную сущность, чтобы построить общество психологически здоровых людей).
  2. Байер Майк, «Как НЕ ПРО * ебать свою жизнь» (книга с интригующим названием учит, как жить полноценной жизнью, а не гоняться за причудами и не отвлекаться на себя).
  3. Руби Векс, «Быть ​​собой» (руководство по осознанности, которое поможет вам замечать свои мысли и желания).

Также указываем книги художественной литературы, относящиеся к теме:

  1. Ирина Пивоварова: «Трое с минусом, или ДТП на 5А».
  2. Елена Ромова, «Синдром отличного ученика».

В эти книги входят герои, которые лучше всего отражают поведенческие модели Синдрома успеха. Так что, если вам хочется взглянуть на нее со стороны, начните читать.

Несколько рекомендаций для родителей

Помимо этих методов избавления от синдрома отличника у взрослых, настоятельно рекомендуем вам уделить этой проблеме особое внимание, если вы являетесь родителем. Помните: формирование вашей будущей личности в ваших руках, поэтому постарайтесь придерживаться следующих рекомендаций:

  • проявлять любовь: это самое главное и основное правило, ведь только окруженный любовью человек может чувствовать себя полноценным и нужным в мире;
  • хвалить ребенка, обращать внимание не на оценку, а на умение что-то делать самостоятельно;
  • не сравнивайте его с другими, просто анализируйте его успехи, указывайте взлеты и падения исключительно вашего ребенка;
  • сосредоточиться не только на его оценках, но и на том, с кем он общается, как он воспринимает учителей, что ему еще интересно;
  • работайте над своими проблемами, например, подумайте об этом: возможно, корень ваших упреков в низких оценках кроется в ваших нереализованных амбициях или аналогичном отношении ваших родителей к вам [Foxford, 2021].

И еще: чтобы понять всю опасность этого синдрома при воспитании детей и последующем обучении взрослого, прочтите три приведенных рассказа [Сноб, 2021].

И перейдем к выводам.

Заключение

Вы помните дни средней школы? Действительно, это маленькая жизнь, т.к включает в себя полные 11 лет, немалое количество знакомств, большой академический опыт, но, прежде всего, опыт социализации. Конечно, главная задача в школьные годы для каждого ученика — получить как можно больше знаний, вырасти как личность, но последнее дается только с учетом того, что мы общаемся со сверстниками, старшими и детьми, строим общение и получение опыта взаимодействия, который впоследствии сыграет колоссальную роль.

Развитие лидерских качеств в вашем ребенке, сеяние в нем семян амбиций и ежедневной мотивации должно происходить здоровым образом. Вдумайтесь: в школах Швеции до шестого класса запрещено ставить оценки, чтобы ребенок не чувствовал конкуренции и стресса. Риксдаг регулярно поднимает вопрос о системе оценки студентов, поскольку эта тема считается деликатной из-за сложности выбора критериев справедливой оценки [ru.sweden.se]. В нашей стране сложилась иная практика, а это значит, что к ней нужно адаптироваться.

Перестаньте обращать внимание на детей друзей, ученики лучше, перестаньте пытаться привить ребенку то, чего не смогли усвоить, не надейтесь на то, что он добьется всего, чего вы не смогли. Это отдельный человек со своими особенностями и, возможно, получение исключительно отличных оценок приведет подрастающего человека к психологическому стрессу. Научитесь чутко относиться к своим детям, а также к себе.

Желаем удачи!

Источник —  Интеллектуальный клуб 4brain

 

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
Как учить языки детям на школьном обучении
Следующая запись
Предпринимательское мышление – удел избранных или потенциал каждого?
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *