google-site-verification=_IxU7JVt8RnsSAqrQqM6Kama6bRgC-uSk5heLUxWz3Y
zanjatija triz dlja detej rastim geniev i prosto schastlivyh ljudej fcc53c2

Занятия ТРИЗ для детей: растим гениев и просто счастливых людей!

 

В молодой семье химиков заговорила радость — первенец! Вы знаете, какое было первое слово? Нет, не «мама»… Это было слово «пенополиуритан»!

Мы не думаем, что это хорошо или плохо. Мы считаем, что у детей всегда должна быть возможность творчески развиваться. И такая возможность появляется, когда родители создают условия для творческого развития ребенка.

Кстати, очень помогает наша программа «ТРИЗ на практике: творческий подход к работе и жизни», где ТРИЗ — теория решения изобретательских задач. Не пугайтесь такого солидного названия — метод ТРИЗ подходит детям не меньше, чем взрослым.

Технология ТРИЗ полезна и в развитии речи детей, поскольку в процессе выполнения различных заданий словарный запас ребенка значительно пополняется, а специфика заданий стимулирует устную речь. Чтобы узнать больше о том, как развить определенные навыки у вашего ребенка, посетите наш бесплатный короткий курс для родителей».

О ТРИЗ для дошкольников и школьников поговорим подробнее, но начнем с небольшого исторического экскурса.

Исторический экскурс

Автором теории решения изобретательских задач является русский изобретатель и писатель-фантаст Генрих Саулович Альтшуллер (1926–1998). Возможно, вы еще не сталкивались с ТРИЗ, но наверняка читали книгу Генриха Альтова «Палящий разум» [Г. Альтов, 1968]. Если это так, то можно предположить, что вы уже знакомы с идеями Генриха Альтшуллера, которыми он щедро делился как в художественной литературе, так и в научных исследованиях. Уточним, что Генрих Альтов — творческий псевдоним Генриха Альтшуллера.

Он начал свое развитие в послевоенные годы, и вскоре к нему присоединился еще один по совместительству изобретатель-фантаст и писатель Рафаэль Борисович Шапиро (1926–1993). Поклонникам жанра фэнтези он известен как Рафаил Бахтамов, а его книгу «Дорога к океану» любят несколько поколений российских читателей [Р. Бахматов, 1966].

Как видите, эти люди знают все или большую часть творческих способностей, и поэтому, если не писатели-фантасты, они делятся своим опытом развития творческого воображения. Более того, их творческий тандем поставил процесс на научную основу, выявив закономерности в технологии изобретения всего нового. Оказывается, у каждого из нас есть все необходимое для творчества и изобретательства, и нам просто нужно уметь этим пользоваться.

Первым необходимым шагом является изменение психологии, о чем авторы рассказали в своей статье «О психологии изобретательского творчества» [Г. Альтшуллер, Р. Шапиро, 1956]. Сама теория ТРИЗ содержит несколько десятков готовых схем и подходов к решению изобретательских задач, которые можно адаптировать к конкретной ситуации.

Поскольку сегодня мы будем говорить о ТРИЗ для детей от 4 лет и старше, мы не будем углубляться в теорию и то, как эта теория используется в науке и технологиях. Желающие могут самостоятельно изучить регулярно переиздаваемую книгу «Введение в ТРИЗ. Основные концепции и подходы »[Г. Альтшуллер, 2011]. Мы сосредоточимся на прикладном аспекте ТРИЗ применительно к педагогике.

Зачем ТРИЗ детям?

Мы уже начали говорить, что ТРИЗ развивает творческое мышление и в целом полезна для улучшения когнитивных навыков. Как именно это происходит? Здесь есть несколько ключевых моментов.

Зачем нужна ТРИЗ:

  • Развитие навыков системного и мыслительного подхода. Технология ТРИЗ для детей учит их видеть определенный объект во всех отношениях с окружающим миром. Условно говоря, ребенок научится не только смотреть на дерево, но и обращать внимание на то, где и как оно растет, задаваться вопросом, зачем это дерево нужно в дикой природе и насколько оно полезно для человека.
  • Сосредоточьтесь на результатах. С раннего возраста ребенок привыкает к тому, что если он берется за какое-то занятие, ему нужен результат. Так строится работа с детьми по ТРИЗ-технологии, когда в конце каждого урока они видят результат своих усилий: решенную задачу или головоломку, придуманный всей командой рассказ или новую придуманную игру. Да, дошкольники уже учатся сочинять сказки и придумывать игры, поэтому, если вы хотите воспитать маркетолога или разработчика, ТРИЗ вам поможет!
  • Умение накапливать и адаптировать личный опыт к новым обстоятельствам. Все, что они узнают на одном уроке, они учатся применять на следующем. По сути, это неявное обучение схемам работы для решения новых задач, которые могут возникнуть в любой момент. В данном случае речь идет не о простом воспроизведении полученного опыта, а об адаптации его к новым условиям.

Как видите, ТРИЗ развивает полезные для жизни навыки: видеть и воспринимать ситуацию в целом, работать на результат, творчески использовать имеющуюся базу знаний. Больше не будет того, что «узнал и забыл», «мы встретились и поговорили, но в этом нет смысла», «я слышал звонок, но не знаю, где он». Этих аргументов уже достаточно, чтобы доверить развитие ребенка методам ТРИЗ. И таких чудодейственных приемов несколько, и вы всегда можете выбрать ту, которая подходит вашему ребенку в конкретном случае.

На каких принципах основывается ТРИЗ?

ТРИЗ принципиально отличается от традиционной педагогики тем, что предлагает детям гораздо больше самостоятельности. Если в традиционной педагогике основными методами являются «делай, как я» или «делай, как я сказал», то в ТРИЗ основная задача взрослых — стимулировать проявления детского любопытства.

Конечно, в исключительных случаях оправданы строгие запреты и инструкции, что делать, а что не делать. Например, когда ребенок пытается воткнуть гвоздь в электрическую розетку. Однако будет лучше, если окружение ребенка исключит такие эксцессы и саму потребность в строгих запретах и ​​неоспоримых инструкциях.

гораздо более дальновидно создавать в раннем детстве условия, в которых ребенок может проявлять любопытство, не оглядываясь на возможные запреты и недовольство взрослых. Для самых маленьких, которые только начали ползать и ходить, оптимальным решением будет формирование замкнутого пространства, в котором нет острых краев, царапающих предметов и однотипных зацепов.

Кстати, именно это и рекомендует делать итальянский врач и педагог Мария Монтессори (1870–1952), разработавшая авторскую систему работы с детьми. Эта система описана в книге «Дети — это другие». Уникальный метод раннего развития »[М. Монтессори, 2014]. Более того, такое воспитание с минимальным количеством ограничений и запретов нисколько не отменяет дисциплины. Как писала автор методики в другой своей книге, воспитывала девочку по его системе «все ест и не кусает» [М. Монтессори, 2015].

Он также считает, что детей обязательно нужно научить убирать игрушки и класть их на то место, откуда они их взяли. Это выходит за рамки дисциплины. Развивайте наблюдательность и память, ведь детям нужно запомнить, где была игрушка, чтобы положить ее обратно. Отметим, что у системы Монтессори и принципов ТРИЗ в педагогике много общего.

Основные принципы ТРИЗ в педагогике:

  • Свобода выбора.
  • Открытие.
  • Отвечать.
  • Действие.
  • Результат.

Вы также можете найти другие формулировки принципов ТРИЗ. Например, внимание к результатам часто называют «принципом приоритета эволюционной функции» [Т. Плунгян, 2020]. Суть этого не меняется, и все практические методы ТРИЗ полностью соответствуют этим фундаментальным принципам.

Какие существуют методики ТРИЗ?

Итак, какие методы можно использовать для реализации основных принципов ТРИЗ? Действительно, многие методы заимствованы из «взрослой» жизни и адаптированы для детей. Давайте посмотрим, как в ТРИЗ можно развить детское творческое воображение.

Мозговой штурм

Метод мозгового штурма — один из наиболее часто используемых в реальном секторе, когда необходимо решить некоторые задачи, которые невозможно решить с помощью готовой модели.

Суть метода в том, что участники сеанса мозгового штурма должны придумать как можно больше идей, даже самых безумных на первый взгляд, и запрещено критиковать чьи-либо идеи.

Затем, когда «копилка» идей заполнится, из всего многообразия отбираются наиболее жизнеспособные, которые затем прорабатываются и находят собственный алгоритм реализации.

Как правило, детские задания ТРИЗ решаются методом мозгового штурма с участием всей группы в детском саду или всего класса в школе. Раньше детям сообщают правила (предлагать, не критиковать, помогать), а учитель или воспитатель выступает в роли модератора.

Морфологический анализ

Суть метода — попытаться совместить разные характеристики объекта при создании нового объекта. Этот метод часто используется, когда детям предлагают придумывать новую игру.

Для наглядности нарисованы две оси с объектами, и в точках «пересечения» объектов становится понятно, как использовать этот объект по-новому. Например, по оси абсцисс нарисовано несколько игровых устройств: мяч, мишень, баскетбольное кольцо, теннисная ракетка и другие. Следовательно, части тела, которые можно использовать в игре, представлены вдоль оси «игры.

Поэтому дети могут придумать игру, в которой они должны ударить по мячу ногой и поразить цель или бросить теннисный мяч с ракеткой так, чтобы он пролетел над корзиной. Как вы понимаете, такие игры полезны не только для творческого воображения, но и для разностороннего физического развития.

Фокальные объекты

Этот метод в некоторой степени «обратен» методу морфологического анализа. Здесь нужно «подключить несовместимое» и получить что-то новое и необычное. Например, «скрестив» слона и бабочку, можно получить летающего слона, а «скрестив» птицу и барана — птицу с рогами.

Следовательно, метод фокусного объекта идеален, когда вам нужно придумывать несуществующих персонажей, например, для сказки, придуманной детьми. В принципе, так и придумываются сказочные персонажи. Например, «Человек-амфибия» получил жабры от акулы, а «Русалка» — это, по сути, гибрид женщины и рыбы. Также маленькие дети часто спрашивают, что будет, если приготовить русалку: мясной бульон или колос?

Волшебная дорожка

О сказках в ТРИЗ стоит поговорить подробнее. Написание сказок на основе ТРИЗ основано на выводах русского фольклориста и филолога Владимира Проппа (1895-1970). В своей книге «Морфология сказки». Исторические корни сказки », исследует схемы написания сказки [В. Проп, 2020].

И дети осваивают типовую структуру сказки по схеме «волшебной тропы»: кто-то уходит, что-то запрещает оставшимся, запрет нарушается и далее следуют приключения, из которых сами герои сказки выберутся с разной степенью успеха.

дошкольникам лучше сосредоточиться на Happy End и достижении результата. Так их психика будет здоровее. И сказки ТРИЗ для детей 6-7 лет и старше тоже лучше добры. Не зря говорят, что все мы могли бы быть немного счастливее, если бы не читали в школе о глухонемом, утопившем рукой свое единственное родное и близкое существо. Если кто не понимает, это рассказ Ивана Тургенева «Му-му» и его главного героя, глухонемого Герасима [И. Тургенев, 1854].

Волшебный треугольник

Если даже трехлетние дети могут составить сказку по методу «Волшебный путь», то методы ТРИЗ для детей от 6 лет уже сложнее. Это, в частности, «Волшебный треугольник», когда детям требуется не только показать некий «Путь героя», но и рассказать историю, в которой будет борьба добра и зла.

Кроме того, детям предлагается воспринимать момент как мотивацию действий придуманных ими героев сказки, которая ведет их к цели, а не просто давать описание действий и приключений.

Метод Джанни Родари

А еще можно составить сказку, имея в начале . всего два слова! Знаменитый итальянский сказочник Джанни Родари (1920-1980) убедительно продемонстрировал это, когда в 1937-1938 учебном году преподавал итальянский язык в школе для детей немецких мигрантов.

Суть в следующем: два студента с разных сторон доски писали по одному слову за раз, но не смотрели на то, что писал их друг. А потом весь класс написал сказку, взяв за основу эти два слова. Что из этого вышло, вы можете узнать из книги «Грамматика фэнтези» [Д. Родари, 2011].

Внимательные читатели заметили, что это 1937/38 учебный год, а ТРИЗ появилась только в послевоенные годы. Однако этот метод полностью соответствует принципам ТРИЗ и имеет что-то вроде мозгового штурма, когда каждый может выдвигать свои предложения, как могут развиваться события при участии, например, двух объектов данных.

Собственно, таким способом можно придумать не только сказку, а практически все. Недаром стало распространенным выражение «сказать парой слов». Мы рассказали об основных методах ТРИЗ в работе с детьми. Обратите внимание, что в рамках урока можно одновременно использовать несколько методов.

ТРИЗ – детям: обучение, игры, задания, упражнения

Как эти техники применяются на практике? Ведь для разностороннего развития ребенка нужны не только все эти приемы, но и разные ситуации их применения. Вы должны научиться изобретать что-то новое и попытаться понять, что уже есть, вы должны уметь находить общее в разных предметах и ​​сочетать то, что не имеет ничего общего.

Также нужно научиться это делать в сказках, играх и выполнять задания на смекалку. ТРИЗ «Сказки» — это отдельная тема, которой мы посвятим отдельную статью, а сегодня поговорим об играх и задачах. В качестве задач часто предлагаются ситуации, которые давно известны и понятны взрослым в их серьезном мире взрослых [BelBrand, 2021]. А для детей это своего рода игра — найдите решения этой головоломки и поймите, как это может быть. Итак, давайте рассмотрим несколько интересных упражнений на смекалку и творчество.

Задание 1: как вакцинировать диких зверей?

Большинство взрослых с развитым мировоззрением хорошо знают, как бороться с бешенством и другими опасными инфекциями у диких животных. Препарат, необходимый для профилактики бешенства, спрятан внутри пищевых приманок, а кормовые приманки разбросаны в местах массового обитания диких животных.

Кстати, популяцию птиц в крупных городах можно точно так же регулировать, добавляя в пищевые приманки противозачаточные препараты. Это, в частности, делается в Париже, чтобы избежать чрезмерного разведения голубей и загрязнения тротуаров [rbc, 2010].

Но поскольку тема контроля рождаемости для начальной школы немного преждевременна, пример борьбы с гневом более уместен. Детям обрисовывают проблему и просят подумать, как сделать прививку, например, лисиц, которые, конечно, сами на вакцинацию не придут.

В то же время вы можете незаметно затронуть тему безопасности и объяснить, почему не следует приближаться к бездомным животным на улице, а тем более гладить их. И это будет понятнее, чем запретить.

Задание 2: как поспать на час дольше и не проспать?

Не менее интересная задача для детей — выяснить, как случилось, что мальчик проснулся с будильником, потом проспал еще час и в результате пришел вовремя на утреннюю тренировку? Взрослые прекрасно знают, что раньше, дважды в год, ночью мы ставим часы: весной — вперед, осенью — назад.

Ночью, конечно, для этого никто не вставал, но делал это вечером или утром следующего дня. Если накануне стрелки часов не переведены, утром будильник сработает в то время, когда он был запущен, но это будет за час до нового «зимнего времени.

Таким образом, дети могут быть проинформированы о «летнем» и «зимнем» времени и в то же время о старых будильниках, потому что в большинстве моделей смартфонов переход на «зимнее» и «летнее» время, как и многие другие операции, может осуществляться автоматически без участия фирменного смартфона.

Задание 3: как побороть воровство обуви на обувной фабрике?

Также существуют особые пошлины для будущих бизнесменов и «капитанов производства». Например, как предотвратить кражу кроссовок рабочими на фабрике по производству кроссовок? Дети и даже взрослые, которые этого не знают, обычно начинают определять методы контроля, защиты и наказания.

Знающие люди знают, что ведущие бренды поступают иначе: кроссовки для правой ноги производятся на одной фабрике, кроссовки для левой ноги — на другой. В частности, именно так решили проблему владельцы бренда Nike, и теперь многие учебные центры по всему миру ссылаются на их опыт, обучая творчеству своих отделов [CTK, 2019].

Конечно, не стоит ожидать, что дети будут демонстрировать такой же гигантизм мысли, как взрослые и состоявшиеся «акулы бизнеса». Но натренировать воображение, попробовав решить эту задачу, вполне возможно. Кстати, такие задания вы можете доверить своим детям самостоятельно и развивать их по методике ТРИЗ, даже если вам посчастливилось поступить в «продвинутый» детский сад, где это делают воспитатели.

Помимо домашних заданий, вы можете потренироваться в детских играх ТРИЗ. Поговорим о некоторых из них.

Игра №1: «Маша-Растеряша»

лучше всего играть в эту игру с ограниченным количеством участников (например, небольшой группой в детском саду или вами и двумя вашими детьми). В принципе, вы можете играть вместе со своим ребенком, если он у вас есть.

Суть игры заключается в следующем: вы в свою очередь «теряете» какой-либо предмет, а второй участник должен «помочь вам» и выяснить, как вы можете обойтись без этого предмета.

Если участников больше, остальные внимательно слушают диалог и, в случае затруднений с поиском альтернативы, предлагают свои варианты решения проблемы, не имея для этого необходимых аргументов.

Обычно начинают с самого простого: как попасть на антресоль, если лестница куда-то «пропала»? Вы можете просто использовать стул или табурет и отправиться на чердак. Если антресоль высокая, стол можно передвинуть, тогда стул станет похож на «ступеньку» самодельной лестницы.

Дальнейшие задачи усложняются. Например, как нарезать колбасу, если нет ножа? Потенциально это можно сделать с помощью линейки, лобзика, лески. Игра «Маша-Запутанная» помогает детям понять, что каждый предмет при необходимости может выполнять разные функции, а не только ту, для которой он предназначен.

Игра №2: «Теремок»

Эта игра уже для большой группы детей. Детский сад — идеальное место для такой игры. Детям раздают картинки различных предметов или, если есть, самих предметов. Например, мяч, скакалка, трубка, карандаш или что-то еще. Внутри или на улице отводится место, которое условно можно считать теремком. На детской площадке это может быть практически настоящий теремок, если поставить себя в беседке или в бревенчатом домике.

Кроме того, воспитатель назначает одного из детей «хозяином» здания. Например, «трубка». Суть игры в том, что все дети должны по очереди просить посетить теремок, а «хозяин» впустит только тех, кто имеет с ним что-то общее.

Например, «карандаш» может сказать, что он длинный и твердый, как трубка. «Шарик» может заметить, что он круглый, а в трубке есть круглые отверстия. «Струна» будет посложнее, но вы можете себе представить, что струна тоже может капризно закручиваться в воздухе, а звуки музыки капризно текут. Или просто скажите, что если вы его разрежете, трубка станет отличной ручкой для веревки.

Если у кого-то возникают проблемы с поиском аналогий, остальные могут помочь другу. Чтобы всем было интереснее и увлекательнее, «хозяева» дома могут меняться до тех пор, пока не будут исчерпаны все варианты подобия предметов. Если игра понравится детям, в следующий раз они смогут захватить новые предметы и снова поиграть в «Теремок.

Игра №3: «Веселая загадка»

Все взрослые знают, что ребенка легко развлечь, задав ему загадки. Однако не все знают, что не менее интересно . придумывать головоломки самому! Для этого вы можете взять любой объект, который сразу становится предположением, и подумать, как он еще выглядит и как можно «угадать».

Как обычно, мы рекомендуем начать с чего-нибудь простого. Например, попробуйте «подумать» об игле. Как вариант, можно сказать, что «она острая, а не стрела, скользкая, но не рыбка, блестящая, а не елочная игрушка». Если никто не угадал и не назвал предметы, кроме иглы, а, скажем, ножа или шила, это повод провести мозговой штурм и поискать другие уникальные особенности иглы. И, конечно же, для новых головоломок, ответами на которые станут другие ранее названные предметы.

Дальнейшие варианты ТРИЗ-игр для детей можно найти в статье «6 игр на латеральное мышление» [канал-о, 2019]. Еще несколько интересных идей, как занять детей с пользой для развития, можно найти в специальном сборнике «ТРИЗ-игры для детей» [З. Лавровская, 2018]. А теперь резюмируем преимущества обучения ТРИЗ детям.

Преимущества ТРИЗ для детей:

  • Развитие навыков системного и мыслительного подхода.
  • Развитие творческого и аналитического мышления.
  • Развитие фантазии и воображения.
  • Стимулируйте интерес к новым знакомствам.
  • Развитие устной речи.
  • Умение формулировать собственные мысли.
  • Расширение словарного запаса.
  • Сосредоточьтесь на результатах.
  • Умение накапливать и адаптировать личный опыт к новым обстоятельствам.
  • Умение применять полученные знания на практике.
  • Умение работать в команде.

Итак, теперь вы знаете, как организовать уроки ТРИЗ для детей, какие методы использовать, какие домашние задания давать и в какие игры играть с детьми, чтобы им было интересно и полезно. Вы получите больше полезной информации о нашей программе «ТРИЗ на практике: творческий подход на работе и в жизни» и нашем бесплатном курсе для родителей».

Также рекомендуем детям читать книги по ТРИЗ. Например, «Уроки ТРИЗ в детском саду», которые будут полезны дошкольным воспитателям и родителям маленьких детей [С. Джино, 2010]. Те, кто работает со школьниками, и сами школьники найдут книгу «Денис-Изобретатель. Книга для развития изобретательских способностей младших и средних школьников »[Иванов Г., 2014]. Заглядывая в будущее, скажем, что Денис — главный герой книги, он учится в пятом классе и учится готов поделиться своим опытом решения различных проблем, которыми полон жизнь современного студента.

Источник —  Интеллектуальный клуб 4brain

 

Опубликовал(а)yusha085
Предыдущая запись
Неологизмы: новые слова новых времен
Следующая запись
Скорочтение: бесплатные упражнения и суперрезультаты
Добавить комментарий
Ваш электронный адрес не будет опубликован. Обязательные поля помечены *